Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
статья по информатике и икт

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме ОГЭ.

Тестовая система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тестирование как система оценки20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме ОГЭ.

Тестовая система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

Одним из направлений оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. А основным объектом оценки по этому направлению выступают планируемые результаты: личностные, мета предметные и предметные.

Наряду с этим результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки знаний обучающихся. Очевидно, что без надёжной текущей оценки знаний невозможно грамотное обоснованное управление процессом обучения на любом этапе. Метод тестирования является одной из форм контроля, который, позволяет сделать процесс контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. А в связи с введением Государственной итоговой аттестации (ОГЭ) тестирование, как одна из форм контроля, приобретает особую значимость.

         Данная система оценивания имеет ряд достоинств, но мне хотелось бы отметить именно те, которые, на мой взгляд, наиболее значимые и актуальные при работе на ступени основного общего образования:

  • Тестирование — это более объёмный и гибкий инструмент по сравнению с другими формами контроля, поскольку позволяет охватить больший объём содержания и установить уровень знаний обучающегося как по предмету в целом, так и по отдельным его разделам на усмотрение педагога.
  • Использование тестового контроля повышает скорость проверки качества усвоения знаний за счёт охвата большего числа обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность более рационально использовать время учебного занятия.
  • Тестирование является более справедливым и мягким методом контроля — оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, что, как следствие, оказывает большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучающегося и приводит к снижению нервных напряжений тестируемых;
  • Тест — это более точный инструмент контроля, градация шкалы оценивания которого напрямую зависит от количества тестовых заданий.
  • От традиционных оценок контроля знаний обучающихся, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии, что так же способствует улучшению психологической атмосферы образовательного процесса — педагог перестаёт быть источником отрицательных эмоций при оценивании.
  • Тестирование позволяет сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы.
  • Тестовые испытания предоставляют возможность математико-статистической обработки результатов, что обеспечивает скорое получение результатов контроля, а следовательно в случае необходимости своевременное установление связи с испытуемыми и обсуждение результатов.
  • Регулярное использование грамотно оформленных тестов на учебных занятиях, повышает интерес к предмету и познавательную активность обучающихся, развивает добросовестность и аккуратность, дисциплинирует школьников, приучая их постоянно готовиться к систематическому тестовому контролю.

Однако метод тестирования обладает рядом недостатков:

  • большая вероятность выбора ответа наугад,
  • проверка лишь конечных результатов действий,
  • затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений обучающихся;
  • категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

Однако систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров. Тестирование целесообразно применять на всех этапах учебного процесса. С его помощью обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучающимися по предупреждению неуспеваемости. В это время, оценка должна восприниматься обучающимся не как что-то, нужное лишь преподавателю, а как этап, на котором он может сориентироваться насчет имеющихся у него пробелов в знаниях, или убедиться, что его уровень подготовленности соответствует предъявляемым требованиям. Процесс оценки достижений обязан не только осуществлять контроль, но и по возможности всесторонне развивать личность обучающихся. Особенно это важно при многонациональном контингенте обучающихся. Испытывающих большие трудности при изучении точных дисциплин. Тестирование  поможет стимулировать обучающихся к активной познавательной деятельности. Результатом тестирования станет желание испытуемых не банально запомнить ответы на все вопросы, а, при грамотном составлении тестовых заданий, самостоятельно разобраться с вызывающими затруднения заданиями.

Тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
  • тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. Я в своей работе использую тестовые задания на бумажном носителе, которые можно сконструировать с помощью конструктора тестов на сайте «Решу ОГЭ» и готовую программу для создания тестов MyTest. Они дают возможность при составлении теста конструировать следующие типы вопросов:

  • Альтернативный выбор
  • Выбор одного правильного ответа
  • Выбор нескольких правильных ответов
  • Установление правильной последовательности
  • Установление соответствия
  • Свободный ответ

Эти программы удобны в использовании. И имеют множество разных возможностей для создания тестов. Использование текущего тестового контроля на уроках информатики позволяет оценить степень усвоения нового материала с наименьшими затратами учебного времени, и позволяет охватить большее количество обучающихся в классе. А применение блоков тестовых заданий на занятиях внеурочной деятельности в 9 классе, позволяет отследить индивидуальные пробелы в усвоении отдельных тем вынесенных на государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ по информатике.

Необходимо отметить, что после проведения теста необходимо провести анализ результатов, выявить типичные ошибки, разработать систему работы по корректировке знаний учащихся. Я это реализую через конструирования тестовых блоков с учетом индивидуальных пробелов, разработка тематических тестов, и отработки их на занятиях внеурочной деятельности, факультативах и консультациях. Все это в совокупности позволяет адаптироваться будущим выпускникам основной школы, к форме контроля Государственной итоговой аттестации и успешно справиться с тестовым заданием.

Объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает обучающихся к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение. Тестирование позволяет своевременно определить успехи, выявить пробелы в знаниях при изучении дисциплины. Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы  В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в наст...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...

Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"

Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...