Доклад на методическое объединение учителей гуманитарного цикла.
методическая разработка на тему

Медведева Светлана Фёдоровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Я  работаю  в «Тат-Пишленской СОШ» , где  учатся дети с разным уровнем обучения. У многих из детей  беден словарный запас, плохо развита речь.  Поэтому невольно встаёт вопрос: «Как обучить и воспитать  детей, когда в классе дети с разными интеллектуальными возможностями?». Многие   дети  из  неблагополучных  семей.  Естественно, что социальный состав учеников  во многом определяет их интеллектуальное развитие. Педагогическая  ситуация в школе требует разработки и внедрения  форм и методов обучения, соответствующих условиям работы учителя в сложившейся ситуации.  Перед каждым творчески работающим учителем, где  бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно  возникает множество  проблем, над  которыми он порой трудится  всю  свою педагогическую жизнь.

Вот и передо мной  стал вопрос: «Как обучить чтению?»,  « Как  научить  детей  правильно  излагать   свои  мысли?»   В  процессе  поиска  оптимальных  средств  и методов  моё  внимание  привлекла статья

« Совершенствование чтения на уроках русского языка»  Л.Н. Вьюшковой, которую я решила использовать в своей  работе.  

  Цель:

Обучение зрелому чтению (скорость чтения, гибкость чтения).

 Формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из    текста любого стиля и жанра.

Задачи:

  1. Прививать интерес к чтению, основываясь на разнообразных видах заданий.
  2. Обратить внимание на скорость чтения учащихся, используя на уроках игровые методы обучения.
  3. Вырабатывать осмысленное чтение материала, умение кратко и доступно пересказывать прочитанный материал.

 Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.

Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно ли для формирования читательских умений трех лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин «беглое чтение» применительно к 5 и 6 классам?

Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе?

В методике существует два термина чтения:  чтение осмысленное и чтение  беглое,  две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую.

Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках, а обучение технике чтения традиционно считается задачей начальной школы. Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». ( Яковлева В. И. «Пути совершенствования уроков чтения»).

Проблема совершенствования техники чтения школьников должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива. Задача учителя русского языка - привлечь к ней внимание коллег и предложить конкретные рекомендации, которые могут быть использованы при работе с текстом на любом уроке.

 Задача учителя  не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.        

  Задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения уделяла большое внимание дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добивалась этого повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.

Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Методическая тема, функции, направления деятельности ШМО гуманитарного цикла  Методическая тема ШМО гуманитарного цикла: Особенности преподавания в условиях ИК.Основные функции М/О:- оказани...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...