рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Юрченко Светлана Вячеславовна

рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание учебного курса, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_biologiya_10_klass.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской  области

Рабочая программа учебного предмета

 

« Биология »

10 класс, базовый уровень

Разработана

Юрченко С.В.

учителем биологии

Большие Алабухи

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). и авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в 10 – 11 классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова . Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч). Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

 В авторскую программу внесены изменения:

В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить

 4 ч на изучение раздела «Клетка»,

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012.

Содержание

10 класс

Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Лабораторные и практические работы

          Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Организм (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Повторение  (2час)

Учебно- тематический план

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

2.

Клетка

12

1

3.

Организм

18

2

4

Повторение

2

Итого в 10 классе

35

3

Перечень лабораторных и практических работ

п/п

Тема

1

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

2

Составление простейших схем скрещивания

3

Решение элементарных генетических задач


Календарно- тематическое планирование 10 класс

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Вводный инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

У. объяснять роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Различать методы изучения  живой природы;объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование со    временной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

§1.1

Н. Распознавать методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

2

Сущность и свойства живого.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З.      Организм – единое целое. Многообразие организмов сущность жизни, признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий, биологические системы, основные уровни организации живой материи, методы познания живой природы. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

У. сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения

 Н. работать по таблицам, рисункам

§1.2

3

Уровни организации и методы познания живой природы.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

.      Организм – единое целое. Многообразие организмов сущность жизни, признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий, биологические системы, основные уровни организации живой материи, методы познания живой природы. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

У. сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения

 Н. работать по таблицам, рисункам

§1.3

4

Раздел  II. Клетка (12часов)

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

3.  Основные положения биологических теорий. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 1. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

У. объяснять роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

 Н. излагать основные положения клеточной теории

§2.1

5

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества.

1

комбинированный урок

З.      Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

 Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Вода – как колыбель всего живого, особенности и функции. Минеральные соли.

 У. доказать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клеток. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

Н. работа с рисунками , таблицами

§2.2-2.3

6

Органические вещества. Липиды.

1

комбинированный урок

З. об особенностях строения и  функциях органических веществ  клетки, биополимеры. Свойства, структура и функции белков.

 У. объяснять взаимосвязь строения и функции, роль органических веществ в клетке и организме человека

§2.4

Н. работать с дополнительными источниками, распознавать и описывать

7

Органические молекулы – углеводы,белки

1

комбинированный урок

З . об особенностях строения и  функциях органических веществ  клетки, углеводы: моносахариды, полисахариды. Свойства, структура и функции углеводов..

 У. объяснять взаимосвязь строения и функции, роль органических веществ в клетке и организме человека

Н. работать с дополнительными источниками

§2.5

8

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

1

комбинированный урок

З. о строении и функциях нуклеиновых кислот: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и организме человека.

У. объяснять взаимосвязь строения и функции.

 Н. работать с учебником.

§2.6

Повт.

§2.1-2.5

9

Обобщающий урок по теме: «Химическая организация клетки».

1

обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

. обобщение и систематизация знаний.

У. проверка ЗУНов.

Н.работать с индивидуальными

10

Прокариотическая клетка

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК –

§2.9

носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код о строении и функциях прокариотических клеток. Форма, размеры. строение биологических объектов: клетки У. объяснять взаимосвязь строения и функции, распространение и значение бактериальной клетки в природе.  Н. работать с таблицами.

11

Эукариотическая клетка.

Строение и функции ядра.

1

комбинированный урок

З. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический кодо строении и функциях эукариотической клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Хромосомы, их строение и функции, кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. У. объяснять взаимосвязь строения и функции. Объяснять функции основных частей и органоидов клетки.  Н. работать с таблицами, микропрепаратами, сравнивать биологические объекты.

§2.7-2.8

12

Эукариотическая клетка.

Л\р. «Сравнение строение клеток растений и животных»

 

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический кодосновные отличия животной и растительной клеток. У. объяснять различия в строении животной и растительной клеток» Н. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений работать с таблицей, микроскопом и микропрепаратами. Сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения

§2.7

13

Реализация наследственной информации в клетке

1

Комбинированный урок

З . Строение биологических объектов:  генов и хромосом ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. У. объяснять механизм биосинтеза белка, его роль. Н. работать с таблицами

§2.10

14

Вирусы.

1

актуализация ранее усвоен

З. вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения.

ных знаний

Значение в природе и жизни человека. У. предпринимать меры профилактики распространение вирусных заболеваний. Профилактика ВИЧ -инфекции. Н. работать с различными источниками знаний; соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;   оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

§2.11

Повт.

2.1-2.10

15

Обобщающий урок по теме « Клетка».

1

обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

З. обобщение и систематизация знаний. У. проверка ЗУНов. Н.работать с индивидуальными заданиями

16

Раздел  III. Организм. (18 часов)

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

Комбинированный урок

. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов. У. объяснять многообразие организмов. Н. сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,

§3.1

справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах  Интернета) и критически ее оценивать

17

Обмен веществ и превращение энергии

1

комбинированный урок

З. обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Анаболизм. Катаболизм. У. объяснять особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. Н. работать со схемами

§3.2

18

Пластический обмен Фотосинтез

1

комбинированный урок

§3.3

19

Размножение.

Деление клетки. Митоз.

1

комбинированный урок

З. Сущность биологических процессов: размножение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Объяснять по схеме механизм митоза, основные фазы. Н. различать фазы митоза по схеме.

§3.4

20

Бесполое размножение и половое

1

Урок актуализацииранее усвоенных знаний

З. Типы бесполового размножения. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.   Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

У. объяснять и различать типы бесполового размножения Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках, сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения

§3.5

21

Образование  половых клеток. Мейоз Оплодотворение

1

Урок актуализацииранее усвоенных знаний

З. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.  Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

 У. Сравнивать: половое и бесполое размножение, и делать выводы    на основе сравнения ;объяснять биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Н. различать фазы митоза по схеме.

§3.6-3.7

22

Индивидуальное развитие организмов

Эмбриональный период развития.

1

комбинированный урок

З.      Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Прямое и непрямое развитие, Основные этапы эмбриогенеза. У. сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих; объяснять причины нарушений развития организма; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ  на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства Н. работать с схемами и таблицами; соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

§3.8

23

Постэмбриональный период.

1

комбинированный урок

З.      Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Индивидуальное развитие человека. У. объяснять последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека. Нормы здорового образа жизни, профилактика заболеваний, травматизма и стрессов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ  на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках, проводить самостоятельный поиск биологической информации; соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;   оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

§3.9

24

Наследственность и изменчивость.

Генетика как наука. Методы её изучения.

1

Урок изучение нового материала

З: Наследственность и изменчивость – свойства организмов, Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

о науке генетики , её методах , генетическая терминология и символика, современные представления о гене и геноме. сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; биологическую терминологию и символику; У: анализировать, сопоставлять Н: анализировать методы генети

§3.10

25

Законы Менделя.

1

З: Сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;законы Менделя, Мендель – основоположник генетики Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

§3.11,

3.12

26

Сцепленное наследование генов.

 Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

комбинированный урок

: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. чем определяется сцепленное наследование генов и причины наследственности о генетике пола, хромосомная теория наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика. биологическую терминологию и символику;У: объяснить чем определяется сцепленное наследование генов объяснить механизм определения генетики пола; источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;  

§3.13

27

П/Р «Составление простейших схем скрещивания»

1

комбинированный урок

Н: составление простейших схем скрещивания; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

решение элементарных генетических задач; анализ приводить примеры определения пола решать задачи на определение пола

§3.15

28

Взаимодействие генов. Закономерности изменчивости.

1

комбинированный урок

З: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и

§3.16

Наследственная изменчивость.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.  о взаимодействии генов, о наследственной изменчивости У: объяснить взаимосвязь генов; источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;

29

П/Р «Решение элементарных генетических задач»

1

комбинированный урок

Н: составление простейших схем скрещивания;

решение элементарных генетических задач; анализ работать с текстом учебника, анализировать, приводить примеры; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

§3.16

30

Фенотипическая изменчивость.

1

комбинированный урок

З: о фенотипической изменчивости, о науке селекции У: выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),  построить вариационную кривую Н: анализировать данные вариационной кривой; соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

§3.16

31

Обобщающий урок: «Закономерности наследственности».

1

обобщение и систематизация знаний

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

32

Основы селекции.

Основные методы селекции.

1

 Урок актуализацииранее усвоенных знаний

З. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация,искусственный отбор.

основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Мутагенез, отбор, порода, сорт .  Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; У.  Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. У. описывать основные достижения и направления развития современной селекции. Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах  Интернета) и критически ее оценивать;работать с таблицами, схемами.

§3.18

33

Биотехнология.

1

З.      Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование.

§3.19

Генетически модифифицированные организмы. У. Оценка этических аспектов некоторых исследований в области  биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно    популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах  Интернета) и критически ее оценивать

34

35

Повторение  по темам пройденным за год. Игра «Биологический турнир»

2

 Урок обобщения и систематизации знаний

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями


Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная составляющая образованности:

Знать/понимать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы

  1. Бодрова Н.Б.. изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах. Поурочное планирование. Книга для учителя. – Воронеж:, 2005.
  2. Сивоглазов В.И.,.Агафонова И.Б,.Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011. -
  3. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006.
  4.  Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
  5. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
  6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
  7. 6.Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007.
  8.  Болгова И.В Сборник задач по общей биологии, - М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС21 век», 2005