рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Юрченко Светлана Вячеславовна

рабочая прграмма включает в себя пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_11_klass.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской  области

Рабочая программа учебного предмета

 

« Биология »

11 класс, базовый уровень

Разработана

Юрченко С.В.

учителем биологии

Большие Алабухи

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). и авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в 10 – 11 классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова . Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (34 часа) Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

 В авторскую программу внесены изменения:

В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить

  1 ч  в разделе «Вид»,

 3 ч в разделе «Экосистемы»

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012.

Содержание программы

11 класс

Вид (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Экосистемы (12 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Повторение (1 часа)

Учебно- тематический план

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

5.

Вид

21

4

6.

Экосистема

12

2

Повторение

1

Итого в 11 классах

34

6

Перечень лабораторных и практических работ

п/п

Тема

1

Описание особей вида по морфологическому критерию

2

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

3

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

4

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

5

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Решение экологических задач

6

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения


Календарно- тематическое планирование 11 класс

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Раздел IV . Вид. (21 ч. )

4.1 История эволюционных идей

Инструктаж по ТБ Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Организм – единое целое. Многообразие организмов .История эволюционных идей, развитие биологии в додарвиновский период, значение работ К. Линнея, теория Кювье. основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о     биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

У. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.1

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1

 Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; история эволюционных идей, развитие биологии в додарвиновский период, учения Ж. Б. Ламарка У. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологичесикх теорий в формирование естественно научной картины мира. Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.2

3

Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей, развитие биологии в додарвиновский период, социально –экономические и научные предпосылки возникновения учения Дарвина У. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование естественно научной картины мира. Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.3

4

Эволюционная теория Ч.  Дарвина

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.  История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

  У. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Н. оценивать вклад выдающихся ученых в развитие биологических наук

§4.4

5

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Вид: критерии и структура.

Л/Р  « Описание особей вида по морфолог.  критерию»

1

комбинированный урок

З.  Вид, его критерии, структура .Популяция - структурная единица вида, единица эволюции; биологическую терминологию и символику;

У. описание особей по морфологическому критерию Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках, делать выводы; решать элементарные биологические задачи; описывать особей видов по морфологическому критерию;

§4.5

6

Популяция как структурная единица вида (эволюции)

1

комбинированный урок

З. о популяционно – видовом составе. Закон Харди – Вайнберга. Популяция как структурная единица вида, генофонд

У. объяснять причины генетической стабильности и эволюционную роль мутаций.Н. приводить примеры по рисункам и таблицам

§4.6

7

Популяция как  единица эволюции

1

комбинированный урок

З. о популяционно – видовом составе, популяция –единица эволюции.У. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.Н. приводить примеры по рисункам и таблицам

§4.7

8

Факторы эволюции

1

комбинированный урок

З. Факторы эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.У. находить информацию и критически ее оценивать Н. работа со схемами в учебнике

§4.8

9

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

1

комбинированный урок

З. сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора,

о формах естественного отбора в современных эволюционных представлений. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор .Движущий и стабилизирующий отбор. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции. У. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции распознавать условия проявления форм. Н. приводить примеры по рисункам и таблицам.

§4.9

10

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

П/Р

 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. о макроэволюции, об основных направлениях прогресса. Формирование приспособленности,

У. характеризовать эти направления; выявление приспособлений организмов к среде обитания;  Н. работать с рисунками, гербариями, влажными препаратами.

§4.10

11

Видообразование как результат эволюции.

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. видообразование как результат эволюции  понятия «вид», о критериях вида, структура. Образование видов У. характеризовать критерии и структуру, способы и пути видообразования Н. приводить примеры по рисункам и таблицам.

§4.11

12

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.  

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. сохранение многообразие видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.У. Редкие и исчезающие виды растений и животных Белогорска и Белогорского района. Н. распознавать биологические объекты, сравнивать, выявлять различие

§4.12

13

Доказательства эволюции органического мира

1

комбинированный урок

З. доказательства эволюции органического мира.      Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

 У. анализировать доказательства эволюции . причины вымирания видов Н. работать со схемами и таблицами

§4.13

14

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.      Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

У. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности  жизни, происхождения жизни и человека Опыты Ф. Реди, Л. Пастера Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.14

15

Современные представления о возникновении жизни

П/Р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. Гипотезы о происхождении жизни.      Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

 У. анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

 Современные взгляды на возникновение жизни.Химическая, биологическая эволюции. Теория Опарина –Холдейна. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности  жизни, происхождения жизни и человека Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.15

16

Развитие жизни на Земле

1

комбинированный урок

З.  постепенное усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.      Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

У. объяснять усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. и приспособление к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности  жизни, происхождения жизни и человека Н.  находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.16

17

Тема 4.4. Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека

П/Р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

комбинированный урок

З. Гипотезы происхождения человека.      Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

У. анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.17

18

Положение человека в системе животного мира

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. Положение человека в системе животного мира

(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди) У. выявления признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства; сравнивать сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках

§4.18

19

Эволюция человека

1

Урок актуализации ранее усвоенных знаний

З. Основные этапы эволюции человека Движущие силы антропогенеза. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

У. анализ и оценка различных гипотез происхождения человекаН. находить информацию о биологических объектах в различных источниках. Сравнивать объекты

§4.19

20

Человеческие расы

1

комбинированный урок

З. Человеческие расы, их единство. У. отличительные  признаки  человеческих рас Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках. Сравнивать объекты

§4.20

21

Обобщающий урок по теме: Вид

1

 Урок обобщения и систематизации знаний

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

22

Раздел V. Экосистемы ( 12часов).

Тема 5.1. Экологические факторы

Организм и среда. Экологические факторы

1

комбинированный урок

З. Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Попуяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,симбиоз, паразитизм).

У. объяснять значение экологических факторов в жизни организмов. Н. взаимосвязи организмов с окружающей средой

§5.1

23

Абиотические факторы среды

1

комбинированный урок

З.Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. У. объяснять значение экологических факторов в жизни организмов. Н. взаимосвязи организмов с окружающей средой

§5.2

24

Биотические факторы среды.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. антропогенные факторы, их значение в жизни организмов. У. Воздействие антропогенного фактора на состояние живой природы, объяснять влияние экологических факторов на организм человека

Н. взаимосвязи организмов с окружающей средой

25

Структура экосистем.

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. Видовая и пространственная структура экосистем.  Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз        Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

У. сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); объяснять биологическую терминологию Н. различать и сравнивать экосистемы

§5.4

26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах

П/Р «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Решение экологических задач»

1

комбинированный урок

З. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере. Пищевые связи,круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

У. составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Н. решение экологических задач; схемы переноса веществ и   энергии в экосистемах (цепи питания); составлять  схемы переноса веществ и   энергии в экосистемах (цепи питания)

§5.5

27

Причины устойчивости и смены экосистем

1

комбинированный урок

З. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз, сукцессии У. объяснять причины устойчивости и смены экосистем;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

 Н. работать с биологическими объектами

§5.6

28

Влияние человека на экосистемы.   Искусственные сообщества – агроценозы.

1

комбинированный урок

З. Влияние человека на экосистемы. Агроценозы. У. выявлять антропогенные изменения в экосистемах Белогорска и Белогорского района. Биогеоценозы нашей малой Родины, их многообразие и охрана Н.сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы Белогорска и Белогорского района; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно -    популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах  Интернета) и критически ее оценивать

§5.7

29

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема

Биосфера - глобальная экосистема

1

комбинированный урок

З. Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Живое вещество, биогенное вещество, косное и биокосное вещество. Биомасса Земли.  Учение Вернадского о биосфере. У. Определять границы биосферы. Н. сравнивать объекты. Анализировать схемы, таблицы

§5.8

30

Роль живых организмов в биосфере

1

комбинированный урок

З Живое вещество, биогенное вещество, косное и биокосное вещество.  Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере воды и углерода)У. Роль живых организмов в биосфере. Н.понимать сущность биологических процессов

§5.9

31

Тема  5.4. Биосфера и человек

Биосфера и человек.

1

комбинированный урок

З.Биосфера и человек. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

У. влияние человека на биосферу. Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках, сравнивать объекты

§5.10

32

Основные экологические проблемы современности.  

1

комбинированный урок

З. глобальные экологические проблемы У. объяснять последствия деятельности человека для окружающей среды, оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения;  Н.  находить информацию о биологических объектах в различных источниках, оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

§5.11

33

Пути решения экологических проблем.

П/Р «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

актуализация ранее усвоенных знаний

З. глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

У. анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;   Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Н. находить информацию о биологических объектах в различных источниках, критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

§5.12

34

35

Повторение и обобщение тем разделов «Экосистемы»

2

З.обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями


Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная составляющая образованности:

Знать/понимать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы

  1. Бодрова Н.Б.. изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах. Поурочное планирование. Книга для учителя. – Воронеж:, 2005.
  2. Сивоглазов В.И.,.Агафонова И.Б,.Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011. -
  3. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006.
  4.  Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
  5. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
  6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
  7. 6.Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007.
  8.  Болгова И.В Сборник задач по общей биологии, - М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС21 век», 2005