рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Юрченко Светлана Вячеславовна

рабочая программа по биологии 8кл создана на основе авторской рабочей программе Пономарёвой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_8_klass.docx91.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на  основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилова, Р.М. Маша «Программы.- М.; Вентана- Граф, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе

 В авторскую программу внесены следующие изменения

Тема «Дыхательная система» сокращена с 6 часов до 5 за счет объединения уроков « Первая помощь при поражении органов дыхания» и « Обобщение по теме «Дыхательная система».

Тема «Пищеварительная система» расширена с 6 до 7 часов, за счет введения урока контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тема «Обмен веществ и энергии» сокращено с 3 до 2 часов, за счёт  уплотнения программного материала и объединения тем уроков.

Тема «Кожа » увеличено с 3 до 4 часов, за счет введения урока контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г Драгомилов, Р.Д Маш. Биология :-М.: Вентана-Граф, 2011

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего 70 часов, 2  часа резервного времени)

Содержание курса

1. Введение Общий обзор организма человека (6 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за  экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторные работы:

  1. Клетки и ткани под микроскопом

2. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Лабораторные работы:

2. Строение костной ткани

3. Кровь и кровообращение (10 ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.  Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.

Лабораторные работы:

3.Сравнение крови  человека и лягушки.

4. Подсчет пульса в разных условиях

Практические работы:

  1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.
  2. Опыты, выясняющие природу пульса.
  3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

4. Дыхательная система (5ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.  Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Демонстрации.  Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

5.Измерение обхвата грудной клетки.

6.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система (7 ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат). 

Лабораторная работа:

  1. Действием ферментов слюны на крахмал.
  2. Действие ферментов желудочного сока на белки

Практическая работа:

7. Наблюдение  за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

8. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Лабораторная работа:

7.Составление пищевого рациона

Практич еские работы:

9.Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

8. Кожа (4 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном  ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практические  работы:

10.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (6 ч)

Значение нервной системы, её строение и функции.  Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и  нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы:

 11.Выяснение действия прямых и обратных связей.

 12.Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

11. Органы чувств. Анализаторы (4ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

Практические работы:

13.Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

14.Определение выносливости вестибулярного аппарата.

15. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

12. Поведение и психика (7ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы:

16.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

17.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.

18.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.

13. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Лабораторные

работы

1

 Введение Организм человека. Общий обзор.

6

1

2

Опорно-двигательная система

8

1

3

 Кровь и кровообращение

10

2

4

Дыхательная система

5

-

5

Пищеварительная система

7

2

6

 Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

1

7

 Мочевыделительная система

2

-

8

 Кожа

4

-

9

Эндокринная система

2

-

10

 Нервная система

6

-

11

 Органы чувств. Анализаторы.

4

-

12

 Поведение и психика

7

-

13

 Индивидуальное развитие человека.

5

-

14

Резерв

2

                                                       Всего

70

7

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема лабораторной работы

1

Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом».

2

Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани».

3

Лабораторная работа №3 «Сравнение крови человека и лягушки».

4

Лабораторная работа №4 «Подсчет пульса в разных условиях».

5

Лабораторная работа №5 «Действие ферментов слюны на крахмал».

6

Лабораторная работа №6 «Действие ферментов желудочного сока на белки».

7

Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рациона».


Календарно – тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

введение

§1

2

Структура тела. Место человека в живой природе

комбинированный урок

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

§2

3

Клетка:  строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

§3

4

Ткани организма человека. Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом

1

комбинированный урок

Давать определение понятию ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§4

5

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.

1

комбинированный урок

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

§5

Повт.

§1-4

6

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

7

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани».

1

комбинированный урок

Называть особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

§6

8

Опорно-двигательная система (8 часов).

Строение скелета человека.

1

комбинированный урок

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека, основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

§7,8

9

 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

комбинированный урок.

Использовать приобретенные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах.

§9

10

Типы мышц, их строение и значение.

1

комбинированный урок

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ. Труда на организм

§10

11

Работа мышц.

1

комбинированный урок

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

§11

12

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдений мер профилактики нарушения осанки

§12

13

Развитие опорно-двигательной системы

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника необходимую биологическую информацию.

§13

Повт.

 §6-12

14

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».

1

Урок контроля и коррекции знаний

Кровь и

кровообращение

(10 часов)

15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №3 «Сравнение крови лягушки и человека».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

§14

16

Иммунитет.

1

комбинированный урок

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

§15

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

комбинированный урок

Знать:Тканевая   совместимость   и переливание   крови.   I,   II,   III,   IV группы     крови          проявление наследственного            иммунитета. Резус-фактор.       Резус-конфликт как   следствие   приобретенного иммунитета.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

§16

18

Строение и работа сердца.

1

комбинированный урок

Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения.       Строение      и функции          сердца.          Фазы сердечной              деятельности. Артерии, капилляры,        вены.        Функции венозных клапанов

Называть: особенности строения организма человека – органы дыхательной системы; признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.

Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

§17

с.79-81

19

Круги кровообращения.

1

комбинированный урок

Знать Малый       и      большой       круги кровообращения.   Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.             

§17

с.81-83

20

Движение лимфы.

1

комбинированный урок

Называть особенности строении организма человека – органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах: систему лимфообращения; органы лимфатической системы.

Характеризовать: сущность биологического процесса – транспорта веществ; сущность биологического процесса – лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

§18

21

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Лабораторная работа №4 «Подсчет пульса в разных условиях».

1

Урок комплексного применения ЗУНов

Знать. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови Характеризовать сущность биологических процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

§19

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

комбинированный урок

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

§21

23

Первая помощь при кровотечениях.

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§22 Повт.§14-21

24

Обобщение по теме «Кровь и кровообращение».

1

Урок контроля и коррекции знаний

25

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

§23,24

26

Газообмен в легких и тканях.

1

комбинированный урок

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания; транспорт веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

§24

27

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

комбинированный урок

Знать: Дыхательные   движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

§25,26

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

комбинированный урок

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§27

Повт. §23-26

29

Первая помощь при поражении органов дыхания. 

Обобщение по теме «Дыхательная система».

1

комбинированный урок

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биоло-гическую информацию,необходимую для выполнения заданий.

§28

30

Значение и состав пищи.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

§29

31

Органы пищеварения. Строение и значение зубов.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы  пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

§30,31

32

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа№5 «Действие ферментов слюны на крахмал».

1

Урок комплексного применения ЗУНов

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§32

33

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №6 «Действие ферментов желудочного сока на белки».

1

Урок комплексного применения ЗУНов

§32

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

комбинированный урок

Знать.Строение и   функции   тонкой   и   толстой   кишки. Аппендикс.        Симптомы       аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

§33

35

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

-профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§35

Повт. §29-34

36

Обобщение по теме «Пищеварительная система».

1

Урок контроля и коррекции знаний

37

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рациона».

1

Урок комплексного применения ЗУНов

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.  

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

§36,37

Обмен веществ и энергии. Витамины    

 (2 часа).

38

 Витамины.

1

комбинированный урок

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

§38

Мочевыделительная система

(2 часа).

39

Строение и работа почек.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы: другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

§39

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;

- профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§40

Кожа (4 часа).

41

Значение кожи и ее строение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть особенности строения кожи человека.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах  структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

§41

42

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

1

комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики вредных привычек;

-оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевание кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий  

§42

43

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

комбинированный урок

Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

§43

Повт.§36-42

44

Обобщение по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

1

Урок контроля и коррекции знаний

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

комбинированный урок.

Называть:

-особенности строения и работы желез эндокринной системы;

-железы внутренней секреции;

-железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

§44

46

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

комбинированный урок.

Давать определение понятию гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§45

47

Значение, строение и функции нервной системы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определения понятию рефлекс.

Называть:

-особенности строения нервной системы;

-принцип деятельности нервной системы;

-функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной  системы.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

§46

48

Вегетативная  нервная система, строение и функции.

1

комбинированный урок

Называть:

- отделы нервной системы, их функции;

- подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

§47,48

Характеризовать:

- сущность регуляции жизнедеятельности организма;

- роль нервной системы и гормонов в организме.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

49

Нейрогормональная регуляция.

1

комбинированный урок

Называть:

- отделы нервной системы, их функции;

- подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

- сущность регуляции жизнедеятельности организма;

- роль нервной системы и гормонов в организме.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

§48

50

Строение и функции спинного мозга.

1

комбинированный урок

Называть:

- особенности строения спинного мозга;

- функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

§49

51

Отделы головного мозга, их значение

1

комбинированный урок

Называть:

- особенности строения головного мозга;

- отделы головного мозга;

- функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§50

Повт §44-49

52

Обобщение по теме «Эндокринная и нервная системы».

1

Урок контроля и коррекции знаний

53

Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

- органы чувств человека;

- анализаторы.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора

§51,52

54

Заболевания и повреждения глаз.

1

комбинированный уро

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

- воздействие факторов риска на здоровье;

- влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

- профилактики вредных привычек.

§53

55

Орган слуха и равновесия.

1

комбинированный урок

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

- воздействие факторов риска для здоровья;

- влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

§54

- соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха.

- профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

56

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

комбинированный урок

Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

§55

57

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

комбинированный урок.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

§56,57

Характеризовать:

- особенности работы головного мозга;

- сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

58

Закономерности работы головного мозга.

1

комбинированный урок.

Называть  принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

- особенности работы головного мозга;

- биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

- сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.  

§58

59

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

комбинированный урок.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха;

-проведения наблюдений за

состоянием собственного организма

§59

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

комбинированный урок.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

§60

61

Воля и эмоции. Внимание.

1

комбинированный урок.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

проведения наблюдений за

состоянием собственного

организма;

-организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

§61

62

Динамика работоспособности. Режим дня.

1

комбинированный урок.

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобретенные знания для:

- рациональной организации труда и отдыха;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§62

Повт §56-62

63

Обобщение по теме «Поведение и психика».

1

Урок контроля и коррекции знаний

64

Половая система человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на

§63

таблицах:

- женскую и мужскую половые системы;

- органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

комбинированный урок.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания  для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

§64

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

комбинированный урок.

Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

- профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

§65

67

Вредное влияние наркогенных веществ. 

1

комбинированный урок.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

§66

68

Обобщение изученного

1

Урок контроля и коррекции знаний

69-70

Резерв

2


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;  
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;  
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно- методического обеспечения

1.CD/Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

2. Таблицы

3.Набор микропрепаратов по анатомии

4. ЦОР

 

Список литературы

  1. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя  М. Вентана-Граф, 2011 г.
  2. Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов  Биология. Человек  для 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011

Дополнительная

1.О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2007

2.         В.Н. Людинский "Школьнику о вреде никотина и алкоголя", М. Просвещение, 1986 г.

3.        И.Д. Зверев  Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.

4.         О.Л. Ващенко. Биология: Человек.8 класс: поурочные планы .Волгоград:Учитель, 2008

5.          Н.Ф.Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе: книга для учителя.-Воронеж,2002.

 http://bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»