рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Юрченко Светлана Вячеславовна

Рабочая прграмма по биологии 9 класс включает в себя пояснительную записку, содержание, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_9_klass.docx96.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой (Биология в основной школе: Программы. М: Вентана-Граф, 2006г.)

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю. (всего за год 68 часов)

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы школы для 10-11 классов. Однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Для приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

 Система уроков сориентирована на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору и анализу информации. Для текущего контроля и оценки знаний предусмотрены обобщающие уроки.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе

 Цель программы - развить в процессе биологического образования понимание законов и закономерностей существования и развития живой природы, а также осознание величайшей ценности жизни, роли биологического разнообразия, значение процесса эволюции, закономерностей передачи наследственности, многообразия форм жизни. Вместе с тем ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на развитие экологического образования и воспитание экологической культуры у школьников.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника для изучения биологии в 9 классе  средней  общеобразовательной  школы  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.  Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

Программа полностью реализована в учебнике «Биология» для 9 класса. В нём значительное место отводится рисункам, схемам, таблицам, вопросам и заданиям. Каждая учебная тема завершается рубрикой «Проверте себя», в которой учащимся предлагается проверить свои знания и умения, ставятся проблемные вопросы на обсуждение и размышление.

 

Содержание курса

  1. Введение в основы общей биологии (3 ч).

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2.Основы учения о клетке (10 ч).

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа.

№1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч).

Типы размножения организмов. Половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа.

№2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (9 ч).

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы.

№3. Решение генетических задач.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч).

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч).

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А..И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

7. Учение об эволюции (11 ч).

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа.

№4. Изучение изменчивости у организмов.

8. Происхождение человека (антропогенез) (7 ч).

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии (13 ч).

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение Б.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Заключение (2 ч).

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение в основы общей биологии.

3

2

Основы учения о клетке.

10

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

9

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7

Учение об эволюции.

11

8

Происхождение человека (антропогенез).

7

9

Основы экологии.

13

10

Заключение.

2

Всего

68

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема лабораторной работы

1

Лабораторная работа.№1 «Сравнение растительной и животной клеток»

2

Лабораторная работа №2 Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

3

Лабораторная работа №3 Решение генетических задач

4

Лабораторная работа №4 Изучение изменчивости у организмов


Календарно – тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Вводный инструктаж по ТБ

Введение.

Биология – наука о живом мире.

1

Вводный урок

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

§1

2

Общие свойства живых организмов.

1

комбинированный урок

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

§2

3

Многообразие форм живых организмов.

1

Комбинированный урок

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

§3

4

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь: 

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

§4

5

Химический состав клетки.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

§5

6

Белки и нуклеиновые кислоты.

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

§6

7

Строение клетки.

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Уметь: 

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

§7

8

Органоиды клетки и их функции.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Называть функции  основных органоидов клетки

§8

9

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

§9

10

Биосинтез белков в живой клетке.

Комбинированный урок

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

§10

11

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

Комбинированный урок

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

§11

12

Обеспечение клетки энергией.

1

комбинированный урок

Уметь: 

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

§12

Повт

§4-11

13

Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(5 часов)

14

Размножение организмов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы

§13

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

15

Деление клетки. Митоз.

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

§14

16

Образование половых клеток. Мейоз.

1

комбинированный урок

Уметь:

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

§15

17

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

комбинированный урок

Уметь: 

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез,

§16

Повт.

§13-15

эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек

18

 Обобщающий урок пр теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

19

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

§17,18

20

Генетические опыты Г.Менделя

1

комбинированный урок

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

§19

21

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1

комбинированный урок

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

§20

22

Сцепленное наследование генов.

1

комбинированный урок

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

§21

23

Взаимодействие генов.

1

Комбинированный урок

Уметь: 

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов

Называть характер взаимодействия

генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

§22

24

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л.р. № 3. Решение генетических задач.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

§23

25

Наследственная изменчивость.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

§24

26

Другие типы изменчивости.

Л.р. № 4.  Изучение изменчивости у организмов

1

Комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции отусловий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы

изменчивости

§25

Повт.

§17-24

27

Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

28

Генетические основы селекции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь: 

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов

§27

29

Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и сам практической деятельности для ого ученика. Использовать приобретенные знания в

практической деятельности для

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

§28,29

30

Особенности селекции животных.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

§30

31

Основные направления селекции микроорганизмов

1

Комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

§31

32

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

Представления о возникновении жизни на Земле

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

§32

33

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

§33

34

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биологической эволюции

§34

35

Этапы развития жизни на Земле

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

§35

Тема 7. Учение об эволюции

 (11 часов)

36

Идея развития органического мира в биологии

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

§36

37

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

§37

38

Движущие силы эволюции

1

комбинированный урок

§37

39

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

40

Современные представления об эволюции органического мира.

1

комбинированный урок

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§38

41

Вид, его структура и особенности

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

§39

42

Процесс образования видов – видообразование

1

комбинированный урок

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

§40

43

Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§41

44

Основные направления эволюции

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз,

идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§42

45

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Повт.

§36-43

46

Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

47

Место и особенности человека в системе органического мира.

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

§44

48

Тема 8.

Происхождение человека (антропогенез)

(7 часов)

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

комбинированный урок

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

§45

49

 Ранние этапы эволюции вида Человек разумный

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

§46,

50

Этапы эволюции вида Человек разумный

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

47

51

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

комбинированный урок

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

§48

52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

комбинированный урок

§49

Повт.

§44-47

53

Обобщающий урок по теме «Происхождение человека»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

54

Тема 9. Основы экологии 

(13часов)

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

1

Комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых

организмов к действию экологических

факторов.

§50

55

Закономерности действия факторов среды на организмы

1

комбинированный урок

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

§51

56

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

1

комбинированный урок

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§52

57

Биотические связи в природе

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

§53

58

Популяция как форма существования видов в природе

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§54

59

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§55

60

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

§56

61

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

§57

62

Развитие и смена биогеоценозов.

1

Комбинированный урок

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

§58

63

Основные законы устойчивости живой природы

1

комбинированный урок

Уметь:

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

§59

64

Рациональное использование природы и ее охрана

1

комбинированный урок

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

65

Экологические проблемы.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Уметь:

Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

§60

Повт.

§50-59

66

Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

1

Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний

67

68

Повторение

2

69

70

Резерв

2


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

Признаки биологических объектов:

  • живых организмов;
  • генов и хромосом;
  • клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  • популяций;
  • экосистем и агроэкосистем;
  • биосферы;
  • растений, животных и грибов своего региона.

Сущность биологических процессов:

  • обмен веществ и превращения энергии;
  • питание;
  • дыхание;
  • выделение;
  • транспорт веществ;
  • рост, развитие;
  • размножение, наследственность и изменчивость;
  • регуляция жизнедеятельности организма;
  • раздражимость;
  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь:

Объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
  • взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
  • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • роль гормонов и витаминов в организме.

Изучать биологические объекты и процессы:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Распознавать и описывать:

  • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
  • органы и системы органов животных;
  • растения разных отделов;
  • животных отдельных типов и классов;
  • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
  • съедобные и ядовитые грибы;
  • опасные для человека растения и животных.

Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

Список литературы

  1. И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова  «Основы общей биологии». – Вента – Граф. М. 2011г.
  2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. Вентана Граф. 2011г
  3. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана -Граф. 2005г
  4. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко  АСТ.  Астрель М. 2002 г.
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ  Биология.
  6. С.Г. Мамонтов  В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.
  7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.
  8. Биологический энциклопедический словарь. М.:

Советская энциклопедия, 1986.

9.        Г.В.Чередникова. Биология. 9 класс: поурочные планы- Волгоград:Учитель, 2009

10        .Н.Ф.Бодрова. Изучение курсо «Основы общей биологии. Поурочное планирование: книга для учителя.-Воронеж, 2003