Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Губанова Ирина Михайловна

Рабочая программа по биологии И.Н.Понаморёва,О.А.Корнилова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologiya_6_kl.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –  средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Козлова Т.А..

Протокол № 1

«29» августа 2016 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское

__________/Айсина О.В.

 «29» августа 2016 года

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с. Калининское

_____________/Губанова И.М.

Приказ №     «29» августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПЕДАГОГА

по биологии 6 класс

на 2016-2017 учебный год

Губановой Ирины Михайловны,

учителя биологии 1 квалификационной категории

с. Калининское Марксовского района Саратовской области

                                               2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»

6 класс

I. Пояснительная записка.

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.

-Примерные программы по учебным предметам: биология  5-9 классы:

- Авторская программа «Биология» 5-9 классы И.Н.Понаморёва,О.А.Корнилова.

-Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области

-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

Рабочая программа по «Биологии» предназначена для реализации в МОУ-СОШ

 с.Калининское. Ориентирована на учащихся 6 класса. Предмет «Биология» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». 1 час в неделю, 35 часов в год.

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностными результатами  изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 - умели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

-  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

-  оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

-  определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса.

 объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

 приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений  изученных семейств цветковых растений (максимум  называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

 определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

 объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

 соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

совершенствования собственной познавательной деятельности;

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.

III. Содержание учебного предмета «Биология» 6 класс (35 ч)

Часть 1. Наука о  растения (5 ч.)

 Растение – клеточный организм. Клетка - основная структурная единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток.

Понятие о ткани растений.

Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей

Часть 2. Органы растений  ( 9 ч.)

Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков

Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.

Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.)

Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.

Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок.

Влияние экологических факторов на растения.

Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)

Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений в жизни человека.

Часть 5. Природные  сообщества  (4 ч.)

Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.

Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ.

IV. Тематическое планирование.

4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 5 класс,35 часов.

Раздел

ч

Контрольные, проверочные работы

1

Наука о растениях

5

Контрольная работа №1.

2

Органы растений

9

Контрольная работа №2.

.

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

Проверочная работа №1

4

Многообразие и развитие растительного мира

11

Проверочная работа №2

5

Природные сообщества

4

Итоговая контрольная работа №1  

ИТОГО

35

Контрольные работы – 2

Проверочные работы -2

4.2. Календарно-тематическое планирование

№ в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Примечание

План

Факт

НАУКА О РАСТЕНИЯХ 5 часов

1

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

§ 1, выполнить задание в конце параграфа.

2

2

Многообразие жизненных форм растений.

 § 2. изучить

3

3

Клеточное строение растений. Свойство растительной клетки.

§ 3, заполнить таблицу

4

4

Ткани растений.

§ 4 изучить

5

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях»

§ 1-4 повторить

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ  9 часов

6

1

Семя, его строение и значение.

§5 изучить выполнить задан

7

2

Условия прорастания семян.

§ 6 изучить

8

3

Корень, его строение и значение.

§ 7 изучить

Подготовить презентацию

9

4

Побег, его строение и развитие.

§ 8 изучить выполнить задание.

10

5

Лист,  его строение и значение.

§9 изучить выполнить задание.

11

6

Стебель,  его строение и значение.

§10 изучить выполнить задание.

12

7

Цветок,  его строение и значение.

§11 изучить

13

8

Плод. Разнообразие и значение плодов.

§12 изучить выполнить задание.

14

9

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Органы растений»

§ 7-12 повторить

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ  6 часов

15

1

Минеральное питание растений  значение воды.

§13 изучить

16

2

Воздушное питание растений -фотосинтез.

§ 14 изучить

выполнить задание.

17

3

Дыхание и обмен веществ у растений.

§ 15. изучить

18

4

Размножение и оплодотворение у растений.

§ 16 изучить

19

5

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

§ 17 изучить.

20

6

Рост и развитие растений.

§ 18 изучить

выполнить задание.

МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА  11 часов

21

1

Систематика растений, ей значение для ботаники.

§19 изучить

выполнить задание.

22

2

Водоросли.  Их разнообразие и значение в природе.

§ 20 изучить

23

3

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

§21  изучить

24

4

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

§ 22 изучить

Подготовить презентацию

25

5

Отдел Голосемянные. Общая характеристика и значение.

§ 23 изучить

26

6

Отдел Покрытосемянные.  Общая характеристика и значение

§24 изучить

27

7

Семейства класса Двудольные

§ 25 изучить

28

8

Семейства класса Однодольные

§26 изучить

29

9

Историческое развитие растительного мира

§ 27 изучить

выполнить задание

30

10

Разнообразие и происхождение культурных растений.

§ 28 изучить

выполнить задание.

31

11

Дары нового и старого света.

§29 изучить

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 4 часа

32

1

Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме.

§30 изучить

33

2

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

§31 изучить

34

3

Смена природных сообществ и её причины

§32 изучить

35

4

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие растительного мира. Природные сообщества»

 Проект. Выбрать тему на лето.

 

V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        

Учебные материалы

  И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. Биология 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2014

 Методическое пособие для учителя  - М.: Вентана-Граф, 2015,

А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии»  6 класс

 М. Дрофа, 2015

 Дмитриева  Т.А., Суматохин С,В.  Биология. Растения. Грибы. Лишайники.

 Животные .6 класс

Вопросы. Задания. Задачи   -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В.

Дополнительная  литература:

 для учителя:

 Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Растение на Земле: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 285с.

для учащихся:

Дополнительная литература для обучающихся.

1.Акимушкин И.И.  Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2014.

2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2014

3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2015

4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2014

5.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растение на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО «Астель»

Список  электронных учебно-методических комплектов:

Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2014 г.

Развитие растения  на Земле.  Табиев -М.: ООО»Астель»

Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Примерные программы по учебным предметам. Биология  5 – 9

классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2014.

 Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией  И.Н.Пономарева, О.А Корнилова  «Биология». 5 – 9 классы» М:

Просвещение 2014.

 Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Растительный мир  на Земле» .

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета

— биология.

«Природа России». http://www.fw.ru

Технические средства:

Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.