Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Губанова Ирина Михайловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologiya_5_kl.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское

Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Козлова Т.А.

Протокол № 1

«29» августа 2016 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское

__________/Айсина О.В.

 «29» августа 2016 года

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с. Калининское

_____________/Губанова И.М.

Приказ №     «29» августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по биологии 5 класс

на 2016-2017 учебный год

Губановой Ирины Михайловны,

учителя биологии 1 квалификационной категории

с. Калининское Марксовского района Саратовской области

                                               2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»

5 класс

I. Пояснительная записка.

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.

-Примерные программы по учебным предметам: биология  5-9 классы:

- Авторская программа «Биология» 5-9 классы И.Н.Понаморёва.

-Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области

-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

Рабочая программа по «Биологии» предназначена для реализации в МОУ-СОШ

 с.Калининское. Ориентирована на учащихся 5 класса. Предмет «Биология» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». 1 час в неделю, 35 часов в год.

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностными результатами  изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом  изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 - умели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

-  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

-  оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

-  определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса.

Учащиеся должны

знать:

основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

основные органы растений (части клетки);

 строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

уметь:

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

понимать смысл биологических терминов;

  объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

 объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

 перечислять отличительные свойства живого;

 различать (по таблице) основные группы живых организмов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

совершенствования собственной познавательной деятельности;

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.

III. Содержание учебного предмета «Биология» 5 класс (35 ч)

Часть  1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)

Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия  среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.

Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.

Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.

Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.

Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.  Гармония человека и природы: эстетический аспект.

  Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший  способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.

Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .

Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы:  растения, грибы, животные.

Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).

Многообразие и значение грибов. Их  роль  в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.

Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.

Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.

  Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников. 

  Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.

Часть 3. Жизнь организмов на планете земля  (8 ч.)

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов.

Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.

Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Часть 4. Человек  на планете Земля  (9 ч.)

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека.

Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды.

Причины исчезновения многих видов животных и растений.

Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.

IV. Тематическое планирование.

4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 5 класс,35 часов.

Раздел

ч

Контрольные, проверочные работы

1

Биология-наука о живом мире  (8 ч ).

8

Проверочная работа №1

Лабораторная работа №1

2

Многообразие живых организмов (10 ч)

10

Проверочная работа №2

Лабораторная работа №2

3

Жизнь организмов на планете земля ( 8 ч).

8

Проверочная работа №3

4

Человек на планете Земля. ( 9 ч).

9

Проверочная работа №4

Итоговая контрольная работа №1  

5

ИТОГО

35

Проверочных работ -4

Лабораторных -2

4.2. Календарно-тематическое планирование

 

№ в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Примечание

План

Факт

        БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ  8 часов

1

1

Наука о живой природе

§ 1 учебника, выполнить задание в конце параграфа.

2

2

Свойство живого

 § 2. изучить

3

3

Методы изучения природы

§ 3 изучить Выполнить задание 5, 6.

4

4

Увеличительные приборы

§ 4 изучить. Выполнить задание 5, 6.

5

5

Строение клетки. Ткани.

§ 5. изучить

6

6

Химический состав клетки.

§6. Выполнить задание4,6.

7

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

§7 изучить

8

8

Обобщение и систематизация знаний по теме. «Биология- наука о живом»

§ 4- 6 повторить.

Проект.

МНОГООБРАЗИЕ  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ 10 часов

9

1

Царство живой природы

§8 изучить. Выполнить задание 2,4.6.

10

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

§9  изучить.

11

3

Значение бактерий в природе и для человека.

 

§8 изучить

12

4

Растения.

§11 изучить. Выполнить задание 5,6.

13

5

Животные.

§12 изучить. Выполнить задание 5,6

14

6

Грибы.

 

§13 изучить. Выполнить задание 4,6

15

7

Многообразие и  значение грибов

§14 изучить. Выполнить задание 4,5.

16

8

Лишайники.

§15 изучить. Выполнить задание 5,6

17

9

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

§16 изучить.

18

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов»

§ 12- 16 повторить. Проект.

ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ  ЗЕМЛЯ 8 часов

19

1

Среды жизни планеты Земля

§17 изучить.

20

2

Экологические факторы среды.

§18 изучить. Выполнить задание5,6

21

3

Приспособления организмов к жизни в природе.

§ 19 изучить.

22

4

Природные сообщества.

§ 20 изучить

23

5

Природные зоны России.

§ 21 изучить.

24

6

Жизнь организмов на разных материках.

§ 21 изучить.

Выполнить задание 3,4

25

7

Жизнь организмов в морях и океанах.

§22 изучить. Выполнить задание5,6.

26

8

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете земля»

§23 изучить Проект.

ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ  9 часов

27

1

Как появился человек на Земле.

§24 изучить.

28

2

Как человек изменял природу.

§ 25 изучить

29

3

Важность охраны живого мира планеты.

§ 26 изучить.

30

4

Сохраним богатство живого мира.

 § 27 изучить. Выполнить задание5,6.

31

5

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля»

§ 28 изучить

32

6

Итоговый контроль знаний по курсу Биология 5 класс.

Тесты. Проверь себя.

33

7

Великие естествоиспытатели

Проект.

34

8

Обсуждение задания на лето.

 Выбрать тему на лето.

35

9

Экскурсия «Весенние явления в природе»

Подведение итогов экскурсии.

V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        

Учебные материалы

 Биология 5 класс И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. - М.: Вентана-Граф, 2014

 Методическое пособие для учителя 

- М.: Вентана-Граф, 2015,

А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии»  5 класс

 М. Дрофа, 2015

 Дмитриева  Т.А., Суматохин С,В.  Биология. Растения. Грибы. Лишайники.

 Животные .5 класс

Вопросы. Задания. Задачи   -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В,

Дополнительная  литература:

 для учителя:

 Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Живой мир: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 238с.

для учащихся:

Дополнительная литература для обучающихся.

1.Акимушкин И.И.  Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2014.

2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2014

3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2013

4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2014

5.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО»Астель»

Список  электронных учебно-методических комплектов:

Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2014 г.

Развитие жизни на Земле.  Табиев -М.: ООО»Астель»

Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Примерные программы по учебным предметам. Биология  5 – 9

классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2014.

 Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией  И.Н.Пономарева, О.А Корнилова  «Биология». 5 – 9 классы» М: Просвещение 2014.

 Интернет ресурсы:

 standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Жизнь на Земле» .

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета— биология.

«Природа России». http://www.fw.ru —

Технические средства:

Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.