«Экологические факторы» Разработка урока для интерактивной доски SMART Board
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Карпова Татьяна Александровна

Данный урок входит в общую тему «Организмы» и является одним из уроков, отведённых на изучение этой темы.

Целесообразность урока объясняется программными требованиями: ученик 5 класса, изучающий природоведение по программе В.В.Пасечника, должен знать о экологических факторах и уметь показывать их влияние на живые организмы.

Исходя из целей урока и принципов обучения, выстраивалась система методических приёмов или технология урока. Методические приёмы способствовали как решению педагогических задач, так и задач из области психологии: привитие устойчивой мотивации к знаниям через познавательную активность. В данном случае мною был определён тип урока – объяснение нового материала.

Достижению поставленных целей и более чёткой реализации используемых мною методических приёмов способствовало использование оборудования урока: мультимедиа, компьютер, мультимедийная презентация с широким аудио-визуальным рядом.

Основными приёмами организации деятельности учащихся является просмотр теоретического материала через файловую презентацию, самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий, работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

Урок с традиционной методикой с применением разнообразных приёмов организации деятельности для развития познавательного интереса с использованием информационных технологий.

Презентацию к уроку для интерактивной доски Smart Notebook можно скачать по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B0-Y5HZvXhsFOUo2R2poZm94ejQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_faktory.doc533.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологические факторы»

Разработка урока для интерактивной доски  SMART  Board

Карпова Т.А., учитель биологии МБОУ «Гимназия №90» Советского района г.Казани

Аннотация

Тема урока: Экологические факторы

Класс: 5

Цели и задачи:

Образовательные: сформировать представления о среде обитания, факторах среды, экологии.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отрабатывать навыки по составлению схем.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board, презентация в формате Notebook.

        Данный урок входит в общую тему «Организмы» и является одним из уроков, отведённых на изучение этой темы.

        Целесообразность урока объясняется программными требованиями: ученик 5 класса, изучающий природоведение по программе В.В.Пасечника, должен знать о экологических факторах и уметь показывать их влияние на живые организмы.

        Исходя из целей урока и принципов обучения, выстраивалась система методических приёмов или технология урока. Методические приёмы способствовали как решению педагогических задач, так и задач из области психологии: привитие устойчивой мотивации к знаниям через познавательную активность. В данном случае мною был определён тип урока – объяснение нового материала.

        Достижению поставленных целей и более чёткой реализации используемых мною методических приёмов способствовало использование оборудования урока: мультимедиа, компьютер, мультимедийная презентация с широким аудио-визуальным рядом.

        Основными приёмами организации деятельности учащихся является просмотр теоретического материала через файловую презентацию, самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий, работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

        Урок с традиционной методикой с применением разнообразных приёмов организации деятельности для развития познавательного интереса с использованием информационных технологий.

Структура урока:

  1. Оргмомент
  2. Изучение нового материала (самостоятельная работа, беседа) – индуктивный метод
  3. Закрепление знаний, умений и навыков – формирование первичных умений и навыков
  4. Подведение итогов
  5. Д/з        

Алгоритм просмотра

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы начали знакомство с темой организмы и познакомились со свойствами живых организмов. Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

2. Изучение нового материала.

Слайд 1

Тема урока «Экологические факторы» (Запись в тетрадь числа и темы урока)

Слайд 2

Задачи урока:

  1. Познакомиться с понятиями «экология», «экологические факторы»
  2. Познакомиться с основными группами экологических факторов

Слайд 3

А начать урок я хочу со стихотворения. Слушая его, подготовьте ответ на вопрос – о чем и о ком в этом стихотворении идет речь?

Слайд 4

Урок мы свой начнем о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекозы и муравья

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого свое облюбовано жилье.

О чем же идет речь в этом стихотворении? (о животных, об условиях их жизни, о месте, где они живут – т.е. о среде обитания.)

Слайд 5.

У каждого организма своя среда обитания. Как вы считаете, что такое среда обитания?

- Среда обитания – это часть природы, окружающая организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. (запись определения в тетрадь)

А какие вы знаете среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная)

Слайд 6

Задание: распределить организмы по средам обитания.

- Одинаковые ли условия жизни в этих средах? (В каждой среде обитания свои определенные условия жизни)

Слайд 7.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент и ваша задача, после его просмотра ответить на вопрос: Что такое экологические факторы?

Слайд 8

-Что же такое экологические факторы?

Экологические факторы – это условия среды обитания, оказывающие воздействие на организм (запись определения в тетрадь)

А какие бывают экологические факторы? Ответим на этот вопрос мы с помощью учебника.

Работа с учебником (стр. 139, абзац 2,3, составить схему в тетради, проверка схемы по доске)

Слайд 9

Задание на закрепление: распределить экологические факторы по группам.

Слайд 10.

Какие экологические факторы будут влиять на живые организмы, изображенные на этом рисунке?

Таким образом, все живые организмы связаны друг с другом и с неживой природой. Эти связи изучает одна из биологических наук? Может, кто-то из вас знает, как называется эта наука?  - экология

Слайд 11

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Слайд 12

Конец урока наш о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

- Как называется общий дом всех живых организмов? (биосфера)

Слайд 13

Но в этом «доме» люди часто ведет себя неправильно: отравляют почву и воздух отходами производства, вырубают леса, не думая о последствиях, - ведь в природе все взаимосвязано. И чтобы сохранить наш общий «дом» для себя и будущих поколений, человек должен вести себя правильно.

Слайд 14

Выполните задание: Определите, какие действия полезны для природы, а какие – наносят ей вред?

Слайд 15

Итак, давайте подведем итог урока: закончите предложения

  1. Сегодня на уроке мы узнали…
  2. Экологические факторы бывают…
  3. Я удивился тому, что…
  4. Мне было интересно узнать, что…
  5. Я и не думал, что…
  6. Мне понравилось…
  7. Было трудно…

Слайд 16

Домашнее задание:

Параграф 35 – пересказ, составить устный рассказ, в котором показать влияние экологических факторов на главного героя сказки «Колобок»

Технические средства обучения: интерактивная доска SMART Board, презентация, созданная в программе для интерактивной доски Smart Notebook,  проектор.

Методическая литература:

  1. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – 8-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2007. – 332, (4) с.: ил.
  2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология.Человек», 8 класс. – М.:ВАКО, 2005. – 416 с.
  3. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева/ авт.-сост. Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с интерактивной доской, химия 8 класс, "Кислоты"

Цель данного материала:  сформировать понятие о кислотах как  классе электролитов....

Разработка урока для интерактивной доски Обобщение по теме "Закон Ома.Напряжение.Сила тока.Сопротивление"

Урок по физике в 8 классе по теме : «Элементы цепи. Сила тока. Напряжение. Сопротивление», разработан для интерактивной доски SMART  Board .В уроке показано, как можно эффективно использова...

Разработка урока для интерактивной доски Elite Pababoard "Олимпийские игры"

Ссылка:     Урок истории для 5 класса "Олимпийские игры"...

Разработка урока с интерактивной доской "Сумма углов треугольника"

Конспект урока в 7 «А» классе .             Тема урока: Сумма углов треугольника.     Цель урока – рассмотреть теоремы о...

Урок для интерактивной доски SmartBoard «Правописание букв Ы-И после Ц»

Презентация c применением интерактивной доски SmartBoard....

Урок для интерактивной доски SmartBoard «II закон Ньютона» (физика 9 класс)

Второй закон Ньютона. 9-й классЦели:сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое; экспериментально обосновать II закон Ньютона, ввести единицу силы;способ...