Приёмы формирования УУД на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Примудрова Ирина Григорьевна

В статье представлены приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования универсальных учебных действий на уроках

биологии.

     «Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать.

 Им станет тот, кто не умеет учиться.»

О.Тоффлер

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

3. Сбеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД заключается в следующем:

  • Носят  надпредметный,  метапредметный характер;
  • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
  • Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

Виды УУД.

1. Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

 Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

 Номенклатура логических действий включает:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий;
  • установление аналогий.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

http://ciot-anapa.ru/images/stories/for_parents/uud-shema.jpg

Алгоритм формирования УУД

Приёмы формирования УУД

Познавательные УУД

Приёмы формирования общеучебных действий.

  1. Формулирование цели.

Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.

Ребёнок должен знать, зачем ему это?  т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.

Способы целеполагания

«А знаете ли вы что…?». Данный прием позволяет повысить мотивацию обучающихся при решении учебной задачи, позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и мотивирует на поиск информации из различных источников. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как действие  «Удивляй!».

Прием «Разрешение парадоксов». При использовании этого приема на основе противоречий у учащихся формируется понятие об определенном объекте, в данном случае о сохранении физического здоровья человека. При изучении темы  «Значение физических упражнений для развития опорно-двигательной системы» учитель зачитывает: «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов), «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное  упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8). Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.

Дополнение цели урока с помощью слов-помощников

  • Повторим
  • Изучим
  • Узнаем
  • Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Тема: Дигибридное скрещивание
Цель урока:

  • Повторим закономерности наследования признаков;
  •  Изучим каким образом идет наследование при дигибридном скрещивании;
  • Узнаем новые приемы решения задач;
  • Проверим свои знания о закономерностях наследования.

Формулировка темы в виде вопроса

Тема урока может быть сформулирована так «Почему этих животных отнесли к одному типу?» выявляются признаки, по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.

Развивает личностные и регулятивные учебные действия и работа по плану.

Выявление неполноты знаний учащихся (сайд)

При изучении темы «Цветок» выясняется, что учащиеся уже знают о цветах. Что им не известно. Данный прием мотивирует детей на изучение нового материала на более высоком для них уровне. Также в виде учебной задачи можно использовать прием «Найди отличия».

Формирует познавательный интерес и прием «Отгадай ребус». О чем будет речь на уроке?

C:\Users\Стас Bartsev\Desktop\натали новая\к урокам\ребусы\остеохондроз.jpg

Остеохондроз

C:\Users\Стас Bartsev\Desktop\натали новая\к урокам\ребусы\сколиоз.jpg

Сколиоз

C:\Users\Стас Bartsev\Desktop\натали новая\к урокам\ребусы\плоскостопие.jpg

Плоскостопие

Тема «Нарушение осанки и плоскостопие»

При использовании приемов целеполагания следует соблюдать определенные правила.

Правила целепологания

Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной.

Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.

Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.

Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.

Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

После постановки задачи урока идет реализация поставленных задач:

Это может быть изучение объекта с помощью видеосюжетов и составление опорного конспекта или схемы.

При изучении темы «Расы. Гипотезы происхождения рас» учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос: Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,  и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду - Homo sapiens?

И выполнить мини-исследование по имеющимся, у них знаний, материалов учебника, рисунка на слайде.

признаки

расы

Австрало-негроидная

европеоидная

монголоидная

Место первичного обитания

цвет кожи

 

 

 

волосы

 

 

 

лицо

 

 

 

губы

 

 

 

нос

 

 

 

усы, борода

 

 

 

Определение вывода при помощи приема: А знаете ли вы? И выявление причин расогенеза.

А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет.

Причины расогенеза 

естественный отбор

  1. окружающей среды,
  2. климата,
  3.  пищевых ресурсов,
  4. количеством солнечного света.

мутации

изоляция

смешение популяций

Приемы проведения лабораторной работы:

Учитель на слайде располагает иллюстрации о разных группах ракообразных и ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об этих животных?

Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной работы. Составляется план работы. После учащиеся выполняют работу по плану:

Узнать:

  1.  На какие части разделено тело животного?
  2. Каковы покровы тела этого животного?
  3. Что находится на голове?
  4. Какое строение имеют конечности?
  5. Каким образом двигаются креветки?
  6. Почему ее отнесли к типу Членистоногие, класс Ракообразные?
  7. Сделаем вывод.

Также учащиеся в результате самостоятельной работы учащиеся могут создавать мини-проекты и защищать их на уроке. Также данные проекты можно использовать для изучения новый материал или его закрепления.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на современном уроке для повышения мотивации учащихся к изучению биологии необходимо использовать различные приемы постановки учебных задач.

  1. Обучение приёмам поиска информации

Обучение приемам поиска информации одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это:

 глобальная сеть Интернет и  печатные источники.

 Существуют три основных способа поиска информации в Интернете:

  • Указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
  • Передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
  •  Обращение к поисковой системе - в настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс , Google, Rambler и некоторые другие.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа.;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы .;
  • создай таблицу (сверни информацию) ;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем - процесс, вещества, свойства веществ);
  • составь предложения по теме ... , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то»;

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы:

1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Таблица. Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

3.Работа с понятиями

Качество усвоения научного языка биологии связанного с системой, терминологической работой, состоящей из методов и приемов:

1. Проговаривание терминов иностранного происхождения вслух.

2. Работа над усвоением орфографии новых терминов.

3. Выявление этимологии термина, запись термина на доске и в тетрадях учащихся.

 4. Тренировочные упражнения на соотнесения термина с понятием.

5. Индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов.

 6. Морфологический и фонетический анализ терминов.

 7. Использование терминов в различных учебных ситуациях.

Алгоритм работы с понятиями:

 1.Назвать понятие, дать его определение.

2.Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.  

3.Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.  

4.Связать понятие с другими, касающимися данного  предмета.  

5.Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.  

6.Определить термин своими словами.

7.  Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Работу с терминами можно проводить в виде игр:

Игра «Полслова за вами»

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, авто- троф, гало-фит, анти –биоз. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «гидро -…» Дети продолжают: гирдрофит, гидробионт, гидрофоб, гидролиз…

Игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия биологических терминов. Можно писать по нескольку терминов на одну букву. Главная трудность - отыскать термины на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же, ученики  должны обязательно рассказать, что обозначает каждый термин.

Игра «Ассоциация»

 Игра проводится следующим образом. Все участники собираются вместе. Выбирается ведущий. Он молча загадывает биологический термин. Задача остальных - узнать, что загадал ведущий. Все участники игры по очереди задают ведущему вопросы на ассоциации. Ведущий ненадолго задумывается и произносит свою ассоциацию. Участники игры внимательно слушают ответы и пытаются сложить все ассоциации в единый образ, это позволяет отгадать задуманное слово. Кто первый правильно ответит, тот выигрывает и получает право стать ведущим в следующей игре.

Для закрепления терминов:

1)ученикам предлагается, используя выписанные на доске новые термины, составлять предложения по содержанию, раскрывающие суть или свойства нового понятия.

2)для развития пересказа содержания даются на доске опорные слова, последовательно используя которые, ученик составляет короткий ответ или рассказ. Например по теме «Размножение пресмыкающихся» : внутреннее, оплодотворенное яйцо, желток, кожистая оболочка , ящерицы, змеи, известковая скорлупа, яйцеживорождение.

3)для закрепления знаний учащимся предлагаются следующие задания-упражнения: составить словарь, пользуясь текстом учебника одного параграфа или темы.

4)подготовить карточки, на которых с лицевой стороны крупным шрифтом написать термин, с другой стороны – определение этого термина мелким шрифтом.

5)написать определение термина, используя текст учебника. Подчеркнуть главные свойства.

6)иначе, чем в учебнике сформулировать предложение, чтобы правильно выразить мысль.

7)составить короткий конспект абзаца учебника – это способствует отбору и систематизации материала.

8)пользуясь текстом параграфа составить вопросы (в кавычках написать ответы).

9)составить кроссворд.

10) составить небольшой рассказ с одной ошибкой.

11)упражнение на узнавание термина по определению.

12)терминологический диктант на уроке занимает мало времени, дает хороший результат в работе. Ученики знают, что по терминам будет письменный диктант и это нацеливает их на запоминание

13)для тренировки и проверки памяти, при закреплении проводится игра на запоминание. Учитель читает слова пара с небольшой паузой, ученик должен мысленно создать ассоциативные связи между этими парами.

Например:

гадюка – лес,

уж – лягушка,

гюрза – пустыня,

веретенница – ящерица

В 5-8 классах для активизации познавательного интереса обучающихся при работе на уроке с понятиями уместно включать занимательные упражнения и мини-игр способствующие пониманию и запоминанию того или иного понятия или термина. Такие задания будут способствовать подготовке обучающихся к более глубокой и продуктивной работе с понятиями в старших классах. 

                                     Задание «Перевертыши»

Составь названия известных деревьев из слогов на карточках (карточки- анаграммы также готовят заранее и прикрепляют за раскрытыми «крыльями» доски):


-на-сос 


 сосна 


ни- вен- ца- лист 


- лиственница 


поль-то 


- тополь 


рис-па- ки 


- кипарис 


тан- каш 


- каштан 


би-ря- на 


- рябина

  


Задание «Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены названия царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики, накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.

Консультанты вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся. 





овал 10овал 11выноска 2 (без границы) 9овал 3овал 7овал 5овал 6овал 4

Игровое  поле 

полотно 2
 
Алгоритм действий

  • Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте названия царств, описания организмов и вопросы к этой группе организмов. 
  • Прочитайте ответы на всех карточках. 
  • Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово. 
  • Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы. 


Примерные вопросы для игрового поля:

1.Бактерии имеющие форму спирали.

2.Бактерии имеющие форму шариков.

3.Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление небных миндалин (боль в горле, повышение температуры тела).

4.Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.

5.Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.

6.Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках:

Спирилла (А), Дизентерия (И), Сено (В), Кокки (Н), Сап(Н), Споры (У), Ангина(Г), Силос(А).

Кодовое слово АНГИНА


Задание «Ключевые слова»

Перед каждым учащимся кладется чистый лист бумаги и текст с пропусками. За определенное время необходимо составить список ключевых слов, утерянных в рассказе. По окончании работы учитель зачитывает список правильных слов, а учащиеся отмечают крестиками совпадения в своих списках и получают по одному баллу за каждое совпадение. По итогам проверки выстраиваются оценки.

Упражнения этого типа можно усложнить, если предложить учащимся составить список ключевых слов по тексту, в котором основные термины, необходимые для выполнения задания, зашифрованы. В этом случае сначала надо определить «действующие лица», а затем написать соответствующие им понятия. 

                               Занятие «Пятый лишний»

Обучающимся предлагается набор материалов (набор карточек с понятиями, гербарий растений, коллекции животных, открытки, рисунки и др.), четыре элемента из которых принадлежит к одной систематической категории (семейству, отряду и т. д.), а пятый — случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность сделанного выбора. Упражнение может быть организована в виде соревнования, если будет провозглашено правило «Кто быстрее».

Например: После изучения материала о растениях семейства крестоцветных учащимся седьмого класса предлагается найти лишнее, т. е. не принадлежащее к данному семейству растение в наборе гербариев, составленном из гулявника лекарственного, сурепки обыкновенной, паслена черного, желтушника левкойного и редьки дикой.

Игру можно усложнить. Названия животных и растений задаются с помощью анаграмм слов и словосочетаний с переставленными буквами. Обычно этот

Игровой прием употребляется в загадках и шарадах. Это хорошая школа тренировки абстрактного мышления.

Игра «Пятый лишний может быть и групповой, если дополнить ее еще одним игровым правилом: из начальных букв всех лишних объектов прочитать закодированное слово. Для игры приглашается столько учащихся, какое количество букв содержит искомое слово. Именно такое же количество мономеров с пятым лишним нужно подобрать для игры. Каждый играющий получает свой набор материалов, находит «лишних» и выделяет одну из букв закодированного слова.

Самым сложным, а вместе с тем, более интересным для школьников является коллективный вариант игры, который требует большой подготовки учителя. Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, получает свой набор с пятым лишним и эстафетный листочек чистой бумаги. После завершения поиска школьникам нужно записать на эстафетный лист найденную букву и передать его другой паре играющих. Последняя пара каждого ряда, подставив последнюю букву, произносит найденное слово вслух. Побеждает тот ряд, который быстрее других и безошибочно справится с игровой задачей. Чтобы объединить действия всех играющих, можно зашифровать с помощью мономеров пятый лишний определенное словосочетание. Тогда ученики последних парт в каждом ряду должны записать найденное слово на доске. Усилием всех играющих на доске появляется фраза или какой-то лозунг. В этой фразе можно выразить благодарность школьникам (спасибо, дорогие шестиклассники) или призвать их к какой-то благотворительной акции. С помощью такой эстафетной игры школьники могут прочесть название темы урока.


Упражнение «Составь трехзначное число»

Упражнение проводится на уроках в 6-9 классах, она может быть организована на индивидуальной и коллективной основе. Перед обучающимися ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трех строк и трех колонок, каждая из которых несет определенную информацию. В первой колонке каждая строка обозначена цифрами 1, 2, 3, во второй соответственно — 4, 5, 6, в третьей — 7, 8, 9. Если ученик сумеет обнаружить связь между строками таблицы, он разгадает тайну ее нестроения и без труда назовет три трехзначных числа. Побеждает тот, кто быстрее всего справится с поиском. Например,  таблица для такого упражнения. Она может быть предложена учащимся 8  класса при изучении пищеварения и обмена веществ в организме человека.

1. Жиры

4. Птиалин

7. Аминокислоты

2. Углеводы

5. Липаза

8. Глицерин

3. Белки    

6.Пепсин

9. Глюкоза

При таком расположении информации в таблице, обучающиеся должны записать следующие числа: 158, 249, 367. Изменяя содержание таблицы, Вы можете использовать эту игру для других тем курса биологии.

Упражнение «Переводчики»

Необходимо опираясь на знания латинских и греческих слов и корней перевести термин.

Например:

• На греческий – «струна». (Хорда)

• На латинский – «восстановление». (Регенерация)

• На латинский – «окраска». (Пигмент)

• На греческий – «гриб и корень». (Микориза)

Альтернативным и более сложным вариантом данного упражнения может стать перевод некоторых более распространенных понятий непосредственно с родного языка понятия:

Например:

Hypo (Греч.) – вниз, под, снизу.

Andros (Греч.) – мужчина.

Vita (Лат.) – жизнь.

Dentis (Лат.) – зуб.

Карты – карточки-задания 
Ученики готовят дома карточки с терминами по пройденной теме или блоку тем.

Например, тема «Размножение» 9 класс.

Репродукция

способность организмов воспроизводить себе подобных

Митоз

(определение)

Мейоз

(определение)

Коньюгация

(определение)

Зигота

(определение)

Онтогенез

(определение)

Кроссинговер

(определение)

Гамета

(определение)

Работают в парах. Например, упражнение начинается с 1 варианта, т.е. обучающиеся берут карточки как игральные карты записями к себе и обучающийся 1 варианта указывает на одну из карт соседа-ученика 2 варианта, тот зачитывает термин, обучающийся 1 варианта должен ответить. Если ответил правильно, берет карточку у соседа и кладет на край своей парты, если нет, сосед кладет карточку на свой край парты. То же самое делает обучающийся 2 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Обучающиеся считают количество своих карточек, у кого больше, тот и победил. Упражнение можно проводить при закреплении и контроле.

Упражнения для обучающихся 8-11 классов 


Одним из самых сложных и продуктивных этапов при работе с понятиями является стадия формирования определения понятию. Начинать работу в этом направлении необходимо с самых первых уроков. Обучающихся необходимо познакомить с алгоритмом составления определения понятию, затем закрепить и многократно отработать процедуру формулирования определения понятия, и только потом стоит приступать к использованию 
понятия на практике.

Для формирования навыка анализа понятия используют следующие упражнения:

1.Выбрать какие признаки будут являться существенными, а какие второстепенные 

Фотосинтез

а) при котором из СО2 и Н2О

б) проходящий в две стадии: темновую и световую

в) сложный многоступенчатый процесс

г)под действием энергии солнечного света

д)в хлоропластах

е)образуется С6Н12О6,побочный продукт О2

Ответ: 

1. Фотосинтез а, в,г,е - существенные

б, д – несущественные

2.Из предложенных характеристик составить определение, распределив по мере убывания важности признак для характеристики определения (через запятую выписать порядок цифр обозначающих признак)

Фотосинтез

а) при котором из СО2 и Н2О

б) проходящий в две стадии: темновую и световую

в) сложный многоступенчатый процесс

г)под действием энергии солнечного света

д)в хлоропластах

е)образуется С6Н12О6,побочный продукт О2

Ответ: Фотосинтез в,б,а,г, д, е

3. Построение схем (денотативный граф).

9 класс. Тема: «Типы питания живых организмов»

              Типы питания живых организмов 



Гетеротрофное                                                 Автотрофное

Сапрофиты   паразиты   симбионты  Фототрофы      Хемотрофы

                                                                 растения         серобактерии
                                                           цианобактерии    железобактерии

После изучения темы дается список перепутанных слов, из них надо составить денотативный граф.


Переход от этимологии к семантике 
В старших классах количество терминов и понятий увеличивается, поэтому для более продуктивной работы на уроке при работе с понятиями считаю использование логического приема анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Для этого использую ряд приемов и упражнений, такие как: 

Задание № 1

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Раздел «Человек и его здоровье» 

Темы: «Кровь», «Кровообращение» 

Задание № 1

Leucos (греч.) – белый, бесцветный.

Cardio (греч.) – сердце.

Myos (греч.) – мышца.

Peri (греч.) – около.

Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.

Haima (греч.) – кровь.

Philia (греч.) – любовь.

Erythros (греч.) – красный.

Poesis (греч.) – сотворение.

Cytos (греч.) – клетка.

Endo (греч.) – внутри.

Immunitas (лат.) – освобождение.

Systole (греч.) – сокращение.

Anti (греч.) – против.

Transplantatio (лат.) – пересаживание.

Capillaris (лат.) – волосяной.

Agglutinatio (лат.) – приклеивание.

Arteria (греч.) – артерия.

Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.

Phagos (греч.) – пожираю.

Klappe (нем.) – крышка, заслонка.

Lympha (лат.) – влага, чистая вода.

Pulsus (лат.) – удар.

Globus (греч.) – шарик.

Hyper (греч.) – сверх.

Hypo (греч.) – под, вниз.

Tonus (греч.) – давление.

Cor, cordis (лат.) – сердце.

Vena (лат.) – кровеносный сосуд.

Corona (лат.) – венец, венок.

Diastema (греч.) – расстояние, интервал.

Задание № 2

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании № 1.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют ... .

2. Жидкая соединительная ткань – ... .

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... .

4. Кровяной сгусток – ... .

5. Плазма крови без фибриногена – ... .

6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – ... .

7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... .

8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца – ... .

9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки – ... .

10. Человек, дающий кровь для переливания, – ... .

11. Человек, принимающий кровь, – ... .

12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел – ... .

13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов – ... .

14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека, – ... .

15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, – ... .

16. Природное или искусственное соединение, способное вызвать иммунный ответ, – ... .

17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, – … .

18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … .

19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов – ... .

20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe2+ с порфирином) и белка глобина, – ... .

21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, – ... .

22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, – ... .

Задание № 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.

1. К органам кровообращения относят ... и ... .

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, – … .

3. Сосуды, по которым кровь течет от внутренних органов к сердцу, – ... .

4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – ... .

5. Путь крови от левого предсердия до правого желудочка – ... .

Продолжение приложения 1

6. Путь крови от правого предсердия до левого желудочка – ... .

7. Самый широкий кровеносный сосуд – ... .

8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни, – ... .

9. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, без внешних раздражителей, – ... .

10. Сосуды, снабжающие сердце кровью, – ... .

11. Ритмические колебания стенок сосудов – ... .

12. Недостаточная физическая подвижность – ... .

13. Повышение кровяного давления – ... , понижение – ... .

14. Период сокращения сердечной мышцы – ... .

15. Период расслабления сердечной мышцы – ... .

16. Околосердечная сумка из плотной соединительной ткани – ... .

17. Складки, вдающиеся в просвет сосудов и разделяющие отделы сердца, – ... .

18. Заболевание, вызывающее несвертываемость крови и повышенную кровоточивость сосудов, – ... .

19. Пересадка ткани или органа от донора к реципиенту – ... . 

Задание № 4

Раскройте смысловое содержание указанных терминов, используя семантические значения терминоэлементов: синтез, прокариоты, эукариоты,

Задание № 5

Ключевойтерминоэлемент – Стенос (греч.) – узкий. Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт – ор-ганизм, обитающий в строго определенных условиях среды.

1. Организм, живущий при определенной солености воды, – ...

2. Организм, питающийся немногими видами пищи, – ...

3. Организм, населяющий глубины с определенным давлением

Тема: «Толерантность организмов»

Задание № 6

Ключевойтерминоэлемент – ЭУРУС (греч.) – широкий. Расшифруйте смысловое значение терминов. Например, эврибионт – организм, обитающий в широком диапазоне условий среды.

Эвригалл – ... .

Эврифаг – ... .

Эвритоп – ... .

Эврибар – ... .

Эвритерм – ... .

Тема: «Экологические группы организмов»

Задание №7

Ключевой терминоэлемент – ФИЛИА (греч.) – любовь. Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на перечень терминоэлементов, приведенных ниже.

Гигрофил – ... .

Галофил – ... .

Гидрофил – ... .

Криофил – ... .

Реофил – ... .

Термофил – ... .

Хионофил – ... .

Псаммофил – ... .

Гелиофил – ... .

Энтомофил – ... .

Значения терминоэлементов: hals – соль, hydros – вода, hygros – влага, krios – холод, reos – течение, therme – температура, chion – снег, psammos – песок, entoma – насекомые, helios – солнце. 

Задание №8

Ключевой терминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Раскройте смысловое содержание терминов, опираясь на список терминоэлементов, приведенных ниже.

Хионофит – ... .

Гигрофит – ... .

Значения терминоэлементов: hygros – влага, hygros – вода, psammos – песок, epi – над (сверх), helios – солнце, helos – болото, xeros – сухой, aero – воздух, scios – тень, chion – снег, mesos – средний, hals – соль, trogle – пещера, phreatos – колодец, psichron – холод, ombros – дождь.

Тема: «Жизненные формы организмов» 

4. Составление схем.

 Изучить самостоятельно учебный текст, осмыслить его содержание, переработать и трансформировать в удобную для запоминания или дальнейшего использования форму способствует умение «свертывания» информации. Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

  1. Запишите тему, выделите ключевые  слова.
  2. Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  3.  Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  4. Приведите примеры.

http://refdb.ru/images/521/1040755/m45c5f93d.gif

Приёмы формирования познавательных логических УУД

В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей.

1.Умение анализировать - это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Анализ - процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Как провести анализ:

1.Расчлени объект, предмет, явление на составные части, имеющие функциональное значение.

2.Проанализируй их.

3.Выясни причину такого разделения.

4.Оформи ответ в виде схемы, перечисления.

http://bibliotekar.ru/upravlenie-3/44.files/image001.gif

2. Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Как провести обобщение:

1. Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях. 2. Выяви их сходство.

 3.Сформулируй общий вывод.

 4.Оформи ответ.

3. Умение проводить аналогии - это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.

4.Умение синтезировать - это умение применять метод научного исследования какого-нибудь предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого в единстве и взаимосвязи его частей. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Как провести синтез:

1. Выясни причину соединения изучаемых частей в единое целое.

2.Проанализируй изучаемые явления, найди связи между частями.

3. Сделай вывод и обобщи полученные сведения.

4. Оформи ответ.

5.Умение сравнивать - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты:

Сравнить - это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

         В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц.

6.Установление причинно-следственных связей - это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.

Как установить причинно-следственные связи:

1.Выясни главную причину явления.

2. Укажи следствие, вытекающее из причины.

3. Проанализируй причину и следствие в отдельности.

4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи её.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • найди сходства и отличия (сравни);
  • на что похоже;
  • поиск лишнего;
  • лабиринты;
  • логические цепочки;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • составление кластеров, синквейнов,
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Личностные универсальные учебные действия

Приёмы формирования личностных УУД

 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно- познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:

1.Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

2.Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

3.Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

4. Прием создания проблемной ситуации.

Рефлексия, как УУД, рассматривается как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я – концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко).

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Приёмы формирования регулятивных УУД

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В психологии и дидактике различаются приемы учебной работы и приемы учебной деятельности. В приемах учебной работы объединяются мыслительные и практические элементы действия: приемы грамматического разбора, составление плана и т.д. Приемы умственной деятельности относятся лишь к сфере мыслительной. Однако соотношение между этими приемами подвижно: обычно в учебной деятельности ученика за приемами учебной работы спрятаны приемы умственной деятельности.

Правила запоминания:

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. 2.Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

3.Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

4.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

5. Произнеси несколько раз новые слова, даты. Проговори вслух формулировки выводов, законов.

6.Воспроизведи весь материал по плану.

Учись правильно выражать свои мысли

Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа:

  • заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
  • Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы её построения.
  • Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.
  • Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
  •  Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста,определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какое оттенок придать речи.

Учись слушать

  • Приведи в порядок рабочее место - пусть ничто не отвлекает твое внимание.
  • Настройся на восприятие нового материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
  • Вникни в формулировку темы лекции.
  •  Осознай поставленную цель.
  •  Изучи план лекции.
  • Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе - таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
  • Старайся представить услышанное.
  • Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
  •  Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса

  • Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую мысль до конца и пойми её.
  • Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая  изложение одной мысли, начинает её комментировать.
  • Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
  • Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
  • Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
  •  Если в лекции встречаются непонятные места - оставь место в тетради, после урока уточни у учителя и запиши.
  • Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.)
  • В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, подчеркни главное и т.д.

 Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий

  •  «Преднамеренные ошибки»
  • Поиск информации в предложенных источниках
  • Взаимоконтроль
  •  Взаимный диктант
  • Диспут
  • Заучивание материала наизусть в классе
  • «Ищу ошибки»
  •  КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда
  • отгадай, о ком говорим
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» ;
  • оцените позицию других людей;
  • найдите альтернативное решение в спорном вопросе;
  • выступите в роли эксперта;
  • примите участие в дискуссии

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры.
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. 
Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных
 умений: 

  1. Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Например:  игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. 
  2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.
  3. Уроки-игры предусматривают формирование у детей коммуникативных компетенций, познавательного интереса, углубления знаний по теме урока. 

    Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке биологии.

Игра «Инопланетянин» 

Тема: «Эритроциты. Переливание крови».

По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто  группа  инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»

Например:

  • Почему кровь человека красного цвета?
  • Почему в эритроцитах есть железо?
  • Почему эритроциты в виде диска?
  • Почему эритроциты такие мелкие?
  • Почему у человека не бывает синей крови?
  • Почему опасно кровотечение?
  • Почему не все группы крови совместимы?
  • Почему надо знать свою группу крови?…

Вторая группа отвечает.

Игра «Рассказ – небылица» 

Тема: «Плоские черви»

Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.

По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение» 

Учитель: Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.

Примерные задания

Врач № 1.

К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.

Пациент № 1.

Обратитесь с жалобой на частые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин. Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциям крови.

Врач № 2.

К вам пришёл пациент с вопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почему нельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайте опорный рисунок на доске.

Пациент № 2.

Вы пришли с вопросом, чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии, растворить лекарство в воде.

Врач № 3.

К вам пришёл человек с результатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат? Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?

Игра «Шляпная дискуссия» 

По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.

Игра «Крестики – нолики» 

На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

Игра «Внимание! Розыск»

      Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;
3. листорасположение и особенности листьев;
4. особенности расположения цветков;
5. плод.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб,  2007.
  4. Г.А. Цукерман Виды общения в обучении. – М., 1993.
  5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. – М., 1998.
  6. Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения  // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.
  7. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.
  8. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. –  № 8. – с.11-15.
  9. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. –  с.112-119.
  10.  Универсальные учебные действия   gcro.ruindex.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…
  11.  Муртазин Г.М. Функции современного урока биологии, Биология в школе
  12. Пакулова В.М. Работа стерминами на уроках биологии, М,Просвещение, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (урок биологии в 5 классе)

Урок по изучению светового микроскопа по ФГОС (вложена презентация)....

Презентация "Опытно-экспериментальная разработка. Методические приёмы формирования понятий на уроках истории"

Презентация может быть использована в методической работе метод. объединения учителей истории...

Мастер - класс на тему " Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики"

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»  «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»     Выступлениеучителя информ...

Методы и приёмы формирования УУД на уроках иностранного языка

Моя работа будет полезна учителям основной школы. Она поможет учителям,  работающим по ФГОС....

Интеграция в групповую технологию методов и приёмов других педтехнологий на уроках биологии.

Интеграция в групповую технологию методов и приёмов других педтехнологий на уроках биологии....

Эффективные методы и приёмы формирования БУД на уроках ПТО по направлению ПМОП

Формирование школьника с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, подготовка к самостоятельной  жизни, овладение доступными видами профильного труда....