Эффективные методы и приёмы формирования БУД на уроках ПТО по направлению ПМОП
презентация к уроку по технологии

Марина Сергеевна Гринцова

Формирование школьника с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, подготовка к самостоятельной  жизни, овладение доступными видами профильного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование БУД34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Целью статьи является повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД.

Задачи:1) познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

2) приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Задачей современной системы образования становится освоение   учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

 Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

 

Педагогические приёмы для формирования УУД

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмы

Результаты развития УУД

Методическое описание  приема

Личностные

 

 

Задание массивом.

Дай себе помочь.

Выход за пределы.

 Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

 Театрализация.

 Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Самоопределение, смыслообразование

 

Задание массивом

 Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

"Лист защиты".

Обсуждаем домашнее задание.

Резюме.

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Райтинг.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Вход в урок.

Показательный ответ.

Светофор

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно узнать, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

 «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.

 Зеленый сигнал — «Знаю!»

 

 

 

Познавательные

Свои примеры.

Удивляй.

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

 Дай себе помочь

Повторяем с контролем.

"Да" и "Нет" говорите.

Опрос "по цепочке".

 Опрос-итог.

Тренировочная контрольная работа.

Блицконтрольная.

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

                     связывать разрозненные факты в единую картину;

                     систематизировать уже имеющуюся информацию;

                     слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

 

 

Коммуникативные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

 

 

 

Примеры применения приемов.

Русский язык

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.  Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться  для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

 

 

Окружающий мир

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений,  которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об  этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

 

Литературное чтение

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты  был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

 

Фрагмент урока с применением приёмов формирования УУД

Тема урока: Однокоренные слова. ( 1 класс УМК «2100»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

(прием)

Мотивирование к учебной деятельности.

(5-7мин.)

- Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.

Психологический настрой.

- Мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на урок?

-Возьмите листочки и нарисуйте эмблему своего настроения.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а где мы окажемся, узнаете, отгадав загадку:

       Кругом вода, а с питьём – беда.

       Кто знает, где это бывает ? ( Море, океан)

- Удивителен морской мир, в котором обитает множество животных и растений.

- Как люди должны относиться к этому огромному, но в тоже время хрупкому миру? (беречь, охранять)

- Отгадайте, кто отправится вместе с нами:

        Дочь царя морей Тритона

        Не сидит, скучая дома.

         Только ей на дне морском

        Каждый уголок знаком.(Русалочка).

-Кто написал сказку про Русалочку?(Г.Х.Андерсен)

- А ещё какие сказки написал Г.Х.Андерсен?

-А для чего мы читаем сказки? Чему они нас учат?

 

 

 

Учащиеся настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

1)Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2)Формирование умения извлекать информацию из текста.

 

Прием «Фантастическая добавка. Пересечение тем.»

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(10 мин.)

-Русалочка очень хотела выучить язык людей. Она  пришла к нам на урок русского языка и увидела на доске текст:

Папа Маши – моряк. Он плавает на большом морском корабле. Дом Маши стоит на берегу моря. В доме есть теплица. Там растёт сладкая морковь.

-Прочитайте его и найдите похожие слова.

-Какие слова вы нашли?           

-А Русалочка вот какие выписала слова. Вы согласны?

-Какая же тема сегодняшнего урока?

-А какая цель урока? Чему должны научиться на уроке?

ПЛАН:

1.Учиться отличать однокоренные слова от не однокоренных.

2.Выделять корень в словах.

3.Узнать, что такое «корень».                                                

Учащиеся читают текст про себя, и вслух (1 уч-ся)

 

 

Дети высказывают предположения, строят план урока, формулируют

тему и цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование предстоящей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.

Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место  занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему " Методы и приёмы работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА....

«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты,  тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Методы и приёмы формирования УУД на уроках иностранного языка

Моя работа будет полезна учителям основной школы. Она поможет учителям,  работающим по ФГОС....