статья "Качество как стратегия деятельности педагога"
статья по биологии на тему

Торхова Людмила Александровна

статья на Международный конкурс журнала "Концепт" "Лучшая научная статья 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_luchshaya_nauchnaya_statya_2013.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Качество как стратегия деятельности педагога

          О категории «качество»  в настоящее время достаточно много говорится и пишется. Качество и эффективность образования затронуты в ряде основополагающих федеральных документов нового столетия. Вполне естественно, что в этих условиях актуальными становятся проблемы, связанные с научным переосмыслением новых подходов к оценке уровня качества многоуровневого, непрерывного образовательного процесса в деятельности педагогических кадров сферы образования.

Задумаемся: что и так мы оцениваем сегодня в области образования? Ответы на эти вопросы пока характеризуются аморфностью и стихийностью. Причина данной ситуации в том, что мы вкладываем в понимание самой сущности слова «качество».

Для понимания общего спектра проблем качества образования следует отметить, что какой-то абстрактной категории «качество» не существует. Есть, например, Международные стандарты по качеству в любой  сфере.

Методологически значимыми, для структурного представления системы  качества образования, на сегодняшний день следует назвать принципиальные позиции МВО (management by objectives) – ориентированной на результат философии управления, которыми всё больше руководствуется современная теория управления. Схематично этот постулат можно представить в виде трёх составляющих:

  1. Результат как «ядро» данной триады упорядоченности в любой производственной организации – то, во имя чего и создаётся каждое дело
  2. Деятельность, поскольку сам по себе результат не появится, если не будет осуществлена в нашем случае педагогическая деятельность, нацеленная на результат
  3. Управление, если деятельность целенаправленна, то в соответствии с законами теории управления, она должна быть управляема – обеспечена всеми условиями по достижению результата.

Каждый элемент данной триады сам составляет сложную системную конструкцию. И наша задача каждый элемент представлять при всём его множестве и многогранности. Особенно это касается результата. Содержание образования на сегодняшний день состоит из основных структурных элементов  - опыта познавательной деятельности, фиксированного в виде знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в виде действия по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Освоение основных структурных элементов содержания образования и позволяет сформировать в педагогической деятельности так называемые компетентности – качественные характеристики результата образования.

Таким образом, начиная с оценки отдельных параметров становления учащегося  школы, педагога мы дойдём до оценки качества внешнего и внутреннего развития как выпускника , так и муниципального образования в целом.

Литература:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2009.
  2. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. Москва: издательство УРАО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Стратегии поведения педагога в конфликтных ситуациях с подростками

Информация в презентации раскрывает причины "плохого" поведения учащихся на учебных занятиях, знакомит с принципами профилактики, различными стратегиями поведения педагога, которые способны ...