Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"
материал на тему

Шаронова Ольга Алексеевна
Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творческой деятельности, а также при составлении плана работы над темой по самоообразованию педагогами дополнительного образования. В конспекте содержится теоретический материал, анкеты для педагогов и предлагаются вопросы для активизации подготовки педагогов к проведению заседания в формате круглого стола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

заседания методического объединения педагогов дополнительного образования художественной направленности

МБОУ ДОД ЦДТТ

Подготовила:

 руководитель методического объединения,

методист первой квалификационной категории
Шаронова Ольга Алексеевна            

                                                                                                                                                                                                         Траектория творческого развития педагога

Вопросы для обсуждения и решения на методическом объединении:

  1. Обсуждение открытого занятия Озеровой Е.И.
  2. Опыт участия в конкурсах «Сердце отдаю детям», «ПНПО», «Детство без границ», «Творчество: традиции и современность», «Открытый урок»
  3. Опыт публикаций.

Вопросы для работы над темой:

  • Понятие творческой деятельности педагога. Признаки и ступени творчества.
  • Источники творчества педагога.
  • Условия для творчества педагога.
  • Творческая мастерская педагога, как вы её видите?
  • Формы педагогического творчества.
  • Факторы, способствующие развитию творческой активности.
  • Творчество и мастерство - одно и то же или нет?
  • Уровни творчества педагога
  • Творческий педагог - творческий воспитанник. Какие качества творческого учителя позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?
  • Каким должен быть творческий педагог?
  • Должны ли быть созданы специальные условия для работы с детьми, чтобы педагог мог наиболее полноценно развивать своё творческое начало?
  • Как составить план творческого саморазвития педагога?
  • Как самосовершенствоваться педагогу?
  • Как корректировать учебно-воспитательный процесс педагогу, в соответствии со своим творческим развитием?
  • Какой должна быть траектория творческого развития педагога?

 

Анкета для побуждения педагогов к самообразованию

  1. Какие книги по направлению своей деятельности вы прочитали за этот год и хотели бы отметить?
  2. Какие материалы по психологии, педагогике, методике вы прочитали за это время?
  3. Какие у вас были педагогические открытия, возможно переоценка ценностей?
  4. Занятия по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чём ваша творческая удача?
  5. Прогресс каких обучающихся вы смогли бы отметить по сравнению с уровнем предыдущих лет обучения?
  6. Какие материалы вы подготовили в методическую «копилку» нашего учреждения?
  7. Материалы какого плана вы готовы составить  в рамках творческого саморазвития?

Форма проведения: Круглый стол

Задачи для решения:

  1. Обсудить и проанализировать состояние творческой активности педагогов на основе результатов участия в конкурсах, в работе педагогического совета и методического объединения.
  2. Обсудить направления для дальнейшего творческого саморазвития педагогов ЦДТТ.

Ход методического объединения:

  1. Актуализация работы: каждой группе педагогов предлагается изобразить на А4 портрет творческого педагога и представить его присутствующим, указав его наиболее характерные особенности.
  2. Основной доклад: «Творчество педагога дополнительного образования»
  3. Выступления по темам самообразования: Защепина Татьяна Георгиевна «Творчество и его развитие как педагогическая проблема», Балабанова Нина Ильинична «Совершенствование теоретического уровня педагога в проектной деятельности»
  4. Обсуждение вопросов темы, основного доклада, и выступлений по темам самообразования.
  5. Формулирование общих выводов по теме и предложений. Решение методического объединения.

Информация для работы круглого стола

Творчество- это научно обоснованный выбор лучшего из возможного. Выбор- операция творческая: А) цель выбора- это лучший из вариантов; б) направление выбора- это лучший с точки зрения заданных критерии\ев; в) условия выбора- это лучший для конкретных условий.

Творческая активность- это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности.

Источниками творчества могут быть:  а) анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких» мест и «западающих» проблем; б) изучение опыта коллег; в) чтение научной литературы; г) картотека интересных фактов, высказываний; д) вопросы учащихся, которые учитель записывает и анализирует; е) общение с коллегами и друзьями, учащимися; ж) система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть: а) нравственно-психологический климат

коллектива. Б) стимулирование к нестандартным решением; в) научная организация труда; г) обогащение их общей культуры, кругозора, информативности; д) наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа; е) материальная обеспеченность, материальная база; ж) свобода критики, проведение творческих дискуссий; з) использование потребности педагогав самовыражении и самоутверждении; и) влияние личности руководителя ОУ.

Ступеньками к творчеству могут служить следующие способности человека: умение- наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчёт с фантазией и догадкой, научная интуиция; способности- гибкость и нестандартность мышления, владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования, готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию, видеть проблемы и противоречия, лёгкость генерирования идей.

Творческие группы могут быть проблемными, инициативными. Этапы работы: а) изучение литературы по проблеме, консультации с представителями науки; б) разработка моделей, схем, рекомендаций по применению на практике; в) представление проблемы, обоснование её активности, раскрытие сущности основных положений, форм, примеров, методов работы, определение звеньев по внедрению в практику.

Факторы творчества: а) система дидактических умений; б) аналитический подход к определению качества преподавания и качества знаний, умений и навыков; в) анализ развития творческих способностей; г) внедрение педагогического опыта; д) коллективная работа над научно-методической проблемой; е) система стимулирования педагогического труда; ж) грамотно поставленная методическая работа; з) самообразование и др.

Творчество или мастерство. Мастер- это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, и мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой педагог, ещё не мастер.

Признаки уровней творчества: а) овладение новыми знаниями, способами, приёмами; б) переосмысление собственной работы в свете новых знаний; в) разработка новых методов, приёмов, форм, сроедств; г) модификация методов, приёмов, средств, форм; д) умение эффективно использовать передовой опыт; е) умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях; ж) способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации. Высший уровень- создание новой системы обучения, воспитания, развития ОУ.

От творческого педагога к творческому воспитаннику. Качества такого педагога: нацеленность на формирование творческой личности(специальный выбор содержания, методов, приёмов, форм и средств); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение учителем детского воображения; знание учениками творческих способностей и склонностей педагога.

Профессиональное творчество педагога

Радость творчества - благороднейшая радость на Земле.

Она вознаграждает за все лишения.

Д.Лондон.

Рассматривая условия творческой деятельности обучающихся в Центре, параллельно с особенностями и проблемами детского творчества мы обратились к проблеме особенностей педагогического творчества. Одним из главных условий для ребёнка, для его творчества является сам педагог, педагогический коллектив, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребёнка.

Отношение педагогов к собственному творчеству и творчеству обучающихся зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Основным условием для творчества педагога является детская заинтересованность, встречное движение со стороны детей. Стремление к сотрудничеству как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.

В интересах педагогического коллектива важно сохранить и продолжить развитие общих положений, принципов творчества, найденные предыдущими поколениями педагогов.

Каждому педагогу ЦДТТ необходимо уметь применять даже некогда испытанные и проверенные педагогические положения с учётом конкретных событий, с учётом своеобразия имеющейся ситуации. Когда-то найденное кем-то целесообразное решение сегодня необходимо открыть для себя самого, как бы присвоить полученный практикой опыт. Уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в Центре есть реальная возможность для общего развития, профессионального и творческого роста. Педагог сам должен знать и развивать в себе ценность творчества как основу профессии. Он должен быть свободен в творчестве. Под свободой подразумевается не только право на собственные творческие мысли и способ их выражения, но и осознание педагогом необходимости активного саморазвития, образования, владения знаниями в области теории, истории и практики творческой деятельности, культурными нормами организации творческой деятельности обучающихся  и собственной педагогической деятельности.

 Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению индивидуальной траектории профессионального развития. Иначе этот документ можно назвать программой самообразования, программой развития педагога, или творческий перспективный план педагога.

Он является одновременно отражением имеющегося педагогического опыта, его анализа и анализа требований внешних и внутренних факторов, и  моделью выстраиваемой индивидуальной траектории саморазвития. В творческом перспективном плане самообразования важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность к трансляции собственного опыта и присвоению содержательных основ чужого опыта творческой педагогической деятельности.

Творческий перспективный план самообразования имеет следующие составляющие:

  • Самохарактеристика «Я сегодня». (Самооценка, а не визитка, цель данного раздела- научить педагога видеть себя со стороны, т.е. свои положительные и отрицательные стороны).
  • Мои ценности (личностные и профессиональные).
  • Мои достижения.
  • Моя перспектива (стратегия).
  • Мои цели, с видением конечного результата (по теме самообразования).
  • Мои задачи развития.(тактика).
  • Мои действия (перспективный план работы).

В плане работы отражаются:

Профессиональный, личностный рост

Повышение квалификации

Разработки частной педагогической системы

Открытые уроки, мероприятия

Планируемые секции, студии, мастерские, элективные курсы

Распространение, обобщение опыта

Участие на выставках педагогического опыта

Участие в педагогических семинарах, конкурсах, практикумах

Публикации

Научное самообразование

Составление педагогом по такой модели творческого перспективного плана помогает рефлексировать свою деятельность и даёт возможность дальнейшего успешного накопления педагогического опыта.

Необходимо отметить, что самообразовательная деятельность педагогами осуществляется на разных уровнях, собственно, это и свидетельствует о разных возможностях построения индивидуальной траектории развития.

Первый уровень- репродуктивный. Педагог осознаёт личностную значимость педагогической деятельности и проявляет положительное к ней отношение, но потребность в личностной и профессиональной самореализации развита недостаточно; он не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностного развития; затрудняется в использовании личностно ориентированных технологий самообразования; не проявляют интереса к научно-творческой деятельности, профессиональные функции выполняют в основном по стандарту; не испытывают потребности в профессиональном самоанализе и самооценке собственной деятельности и её результатов.

Второй уровень- продуктивный  (трансляция опыта). Педагог высоко оценивает личностную значимость педагогической деятельности и проявляет потребность в личностной и профессиональной самореализации; они владеют профессионально- педагогическими знаниями и умениями, позволяющими анализировать различные источники информации, осознать их значимость в практической деятельности. Он вносит изменения в свою деятельность через освоение современных идей и технологий образования. Педагог способен провести самоанализ через использование методик диагностики личностно-профессионального саморазвития и вносить коррективы в отдельные элементы педагогической системы, хотя степень активности, самостоятельности  и творчества имеет неустойчивый характер.

Третий уровень- профессиональное мастерство. Педагог проявляет потребность в личностном росте, профессионально-творческой, исследовательской деятельности. Он владеет содержанием личностного саморазвития, использует комплекс методов для анализа и критического осмысления опыта своей работы и деятельности членов коллектива; проявляют активность и самостоятельность в решении педагогических задач, в деятельности по саморазвитию, способны реализовать свой творческий потенциал;  успешно осуществляет программу  своего индивидуально- личностного и профессионального роста, обобщают и представляют опыт своей профессиональной деятельности в коллективе, на семинарах, конференциях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, насколько важно осмысление, оценка педагогом своего опыта и построение индивидуальной профессиональной траектории, как  персонального пути творческой реализации, смысл, значение, цель и этапы которого осмыслены самостоятельно или в совместной деятельности с более опытным наставником. Под построением индивидуальной творческой траектории профессионального саморазвития понимается его направленное движение относительно уровней компетентности.

 

Неосознанная компетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению, так как отсутствует осознанная мотивация к улучшению своей работы, не актуализированы потребности совершенствования своей профессиональной деятельности. Поэтому первоочередной задачей выступает на данном этапе перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности, т.е. предоставление участия в конкурсе, семинаре и т.д.

Осознанная некомпетентность. Суть данного этапа- осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня, построении индивидуальной профессиональной траектории развития. Для этого нужна обратная связь, роль которой играет самоанализ профессиональной деятельности. Основанием для оценки своего уровня компетентности могут послужить результаты диагностики, полученные на основе входного контроля в системе повышения квалификации, решение различных педагогических, управленческих ситуаций в моделируемых ситуациях, составление индивидуальной программы обучения с целью преодоления трудностей в своей профессиональной деятельности.

Осознанная компетентность. Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний и навыков. На этом уровне педагог должен постоянно продумывать свои действия, анализируя достигнутые результаты, в случае необходимости получать консультацию. Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования с использованием всего арсенала средств проблемного образования, направленных на преодоление препятствий в деятельности каждого педагога. Это самостоятельное изучение отдельных проблем, индивидуальные собеседования, консультации, деловые и ролевые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций, проведение дискуссий. Для достижения результатов необходимы изменения в содержании, формах и методах переподготовки педагога в соответствии с его запросами. Но чтобы обучение достигло своей цели, оно должно обеспечить переход педагога в состояние неосознанной компетентности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку, при этом педагог сосредоточивает своё внимание не на методах достижения поставленной задачи, а на самой задаче. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом своей деятельности.

Таким образом, несмотря на противоречие, когда, с одной стороны, функции педагога заданы обществом, предъявляющим свои требования, перерастающие порой в давление установок, подгонку деятельности педагога «под норму», единоообразие и шаблонность педагога; с другой стороны, общественное сознание обязывает сегодня педагога нового поколения ускорить процесс формирования творческого индивидуального почерка работы. Объективная необходимость педагогического творчества обусловлена ситуацией, и тем, что педагоги, достигшие творческой индивидуальности, способны вносить в личность своих учеников, оказывать влияние на их ценности, развивать их творческие способности. Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности педагога должно быть осознание им своей уникальности и значимости. Творческая индивидуальность педагога может быть рассмотрена через  интеграцию таких компонентов, как креативность мышления, творческое воображение, осознание себя творческой индивидуальностью, склонность к моделированию, знания о закономерностях становления творческой индивидуальности педагога, желание стать педагогом-профессионалом, актуализированная потребность в творческой самореализации, творческая деятельность педагога, умения и навыки творческого педагогического поиска в применении иннновационных технологий, наличие чувств и переживаний в процессе педагогического общения, восприимчивость к творческим моментам учебной и профессиональной деятельности. Развитие своей творческой индивидуальности педагог и должен отразить в построении траектории профессионального саморазвития.

Приложение

Анкета для побуждения педагогов к самообразованию

  1. Какие книги по направлению своей деятельности вы прочитали за этот год и хотели бы отметить?
  2. Какие материалы по психологии, педагогике, методике вы прочитали за это время?
  3. Какие у вас были педагогические открытия, возможно переоценка ценностей?
  4. Занятия по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чём ваша творческая удача?
  5. Прогресс каких обучающихся вы смогли бы отметить по сравнению с уровнем предыдущих лет обучения?
  6. Какие материалы вы подготовили в методическую «копилку» нашего учреждения?
  7. Материалы какого плана вы готовы составить  в рамках творческого саморазвития?

Анкета для побуждения педагогов к самообразованию

  1. Какие книги по направлению своей деятельности вы прочитали за этот год и хотели бы отметить?
  2. Какие материалы по психологии, педагогике, методике вы прочитали за это время?
  3. Какие у вас были педагогические открытия, возможно переоценка ценностей?
  4. Занятия по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чём ваша творческая удача?
  5. Прогресс каких обучающихся вы смогли бы отметить по сравнению с уровнем предыдущих лет обучения?
  6. Какие материалы вы подготовили в методическую «копилку» нашего учреждения?
  7. Материалы какого плана вы готовы составить  в рамках творческого саморазвития?



 

Комментарии

Слесарева Наталья Николаевна

Спасибо. Воспользовались вашим планом по самообразованию и анкетой.