конспект заседания методического объединения "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
план-конспект занятия на тему

Валентинова Галина Леонидовна

 

Помочь ребенку, находящемуся в детском доме, сможет лишь тот воспитатель, который умеет, постигая свой психический мир, постоянно анализируя собственную деятельность, особенности своей личности, видеть реальное состояние ребенка, воспринимать его проблемы, ставить себя на его место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение  

Тема:  «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

 

Цель:  1) повысить уровень коммуникативной компетентности педагогов  детского дома по проблеме детской агрессивности,  научить педагогов  осуществлять педагогическую поддержку детям с агрессивным поведением

 Задачи:

  1. ориентация в проблеме агрессивности и агрессивного поведения;
  2.  осознание собственных ресурсов и ограничений эффективного взаимодействия с агрессивными детьми и подростками;
  3.   овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся;
  4. обучение приемлемым способам выражения гнева;
  5. обучение навыкам распознавания  и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
  6. формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию, развитие коммуникативных навыков и уверенного поведения.

Материал: листы бумаги по кол-ву участников, краски, карандаши, фломастеры, ножницы.

Предварительная работа:

1.Оформление презентации «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми ».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

3.Выставка методической литературы.

4.Оформление методических рекомендаций для педагогов.

Ход:

      1. Вступительное слово. Обозначение темы МО, цели, задач.

Все дети – агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные, одаренные – ждут от нас помощи.  По мнению Гизеллы Эберлейн, за неудобным, неправильным поведением ребенка  зачастую – крик о помощи!            Альфред Адлер  более 100 лет назад отмечал,  что взрослые совершают «ошибки» воспитания не по причине плохого отношения к детям, а из-за недостатка знаний о психологических закономерностях развития детей и подростков.

  Знание механизмов проявления тех или иных особенностей ребенка, причин возникновения нежелательных симптомов  необходимы взрослым, которые хотят ему помочь.

Однажды  виноградную лозу спросили: «Как высоко ты можешь забраться?». И виноградная лоза сказала: «Дайте мне руку, и я дотянусь до самого Солнца!»

И самое главное направление нашей  с вами работы  - протягивать руку  тем детям, которые ждут  помощи!

Сегодня на нашем занятии мы с вами будем учиться осуществлять педагогическую поддержку детям с агрессивным поведением.

2. Теоретический материал.

  Агрессия (научное определение)-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящие физический ущерб людям, отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности

и т. д.

Агрессия (психологическое) –конкретные действия, направленные на причинение ущерба группе людей, человеку, животному. Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивным действиям. Агрессивное поведение выступает в качестве: 1)средства достижения какой-нибудь значимой цели; 2) как способ психической разрядки или психологической защиты.        

  - Правильно, ли: агрессия - всегда плохо? (в определенных ситуациях позитивна, необходима для защиты).

-Существует ли, или имеет ли право на существование такое понятие: агрессия - как культурная норма? (в частных случаях присутствует: спорт, охота).Здесь агрессия несет положительную нагрузку. Агрессия с благими намерениями и для защиты — культурная норма.

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:

Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Типы агрессивных детей.

Дети, склонные к физической агрессии. Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

Дети, склонные к вербальной агрессии. У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В  присутствии  чужих  людей они замкнуты,  в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес,  обидчивы, подозрительны.

Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Работа с агрессивными детьми осуществляется в такой последовательности:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

При работе с агрессивными  детьми   применяются следующие технологии работы:

  1. Ролевые (режиссёрские ) игры,
  2. Психотехнические освобождающие игры
  3. Классные часы
  4. Сказкотерапия
  5. Релаксация

Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении  коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, организуемая психологом. Эту работу может проводить и  педагог  во внеурочное время:  кружки или индивидуальные занятия.  

Профилактическая работа может строиться по типу

- организации совместных игр,

 - проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.

3. Практическая часть.   Тренинг эффективного взаимодействия с   детьми с агрессивным поведением «Агрессия. Пути коррекции»

Воспитатели приглашают своих воспитанников, которые имеют повышенный уровень агрессивности.

Напоминание правил поведения участников тренинга.

 - Обращаемся друг к другу по имени или имени отчеству.

-  Быть всегда ответственным за свои слова и поступки (говорить то, что я думаю, чтобы мои слова и действия никого не обидели).

-  Происходящее совершается здесь и сейчас (быть только в этой проблеме -значит мы здесь проживаем в этой ситуации).

-  Принимать друг друга такими какие есть, избегать оценочных рассуждений.

- Соблюдать конфиденциальность (не идет обсуждение других участников, не переходим на личность).

-  Быть искренним и говорить только от 1 лица.

-  Проживать то, что происходит на занятии, пропускать через себя и  через

собственный опыт.

 - Быть активным, т.к. известно, от тренинга получишь столько, сколько вложишь своего участия.

- Правило правой руки.

         Упражнение №1 « Мое настроение похоже на…..(фрукт)

Поздороваться  со всеми, как будто бы вы его уже съели.

Упражнение 2.Упражнение на разогрев «Ладошки».

Встаньте напротив друг друга в паре, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.

Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда : "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке.

Упражнение 3. «Ситуация гнева» (Музыка)

Закройте глаза. Вспомните конфликтную ситуацию с тем воспитателем, с которым сидите рядом. С тем воспитанником, с которым вы сидите рядом. Какие эмоции вы испытывали тогда. Зарисуйте эту ситуацию..

Рефлексия: Рассказать о нарисованном,  что вы чувствуете, когда смотрите на нее. Если ситуация не исправлена, как можно ее поправить.

Теперь, чтобы избавиться от негативных эмоций, порвите свой рисунок и бросьте в корзину.

 Негативные эмоции  мешают нам делать хорошие поступки, дружить, помогать другим.

Упражнение 4. « Мешочек  для криков»

Сейчас каждый из вас получив мешочек, может в него кричать столько сколько хочет.

Рефлексия: что понравилось, изменилось ли  настроение.

Упражнение №5. «Звуко-световая панель» реагирует только на положительные эмоции.

Сейчас нужно парами подойти к панели и похлопать в ладошки и потопать ногами,  так, чтобы загорелась последняя ступенька. Выполняем это упражнение столько, сколько захотите.

Рефлексия: Что понравилось?

Упражнение №6. Подарок этому человеку. Подумать (рассказать стих, пригласить на танец, обнять. Сказать красивые слова-комплименты, слова благодарности.

Рефлексия: Мне повезло в этой жизни, что у меня есть…..

Рефлексия всего занятия:

Сегодня  мы с вами научились выполнять психологические упражнения, помогающие снять напряжение, накопившуюся отрицательную энергию. Давайте зачерпнем из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который мы получили, то что нам пригодиться в жизни. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим, быть настоящим хозяином в стране своих чувств, учиться безвредным способам разрядки напряжения, гнева и отрицательной энергии.

 « Спасибо!!!!» всем

  

4. Обратная связь

  Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на   вопросы:

- чем полезна именно для вас данная встреча;

- какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;

- ваши пожелания на следующее МО.  

                         

Список   литературы:

1. Шипицына, Е. К., Защиринская, О. В. ,Воронова, А. П. , Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Текст) – СПб.:, 2000.

2. Лютова, Е. К., Монина, Г.Б. Агрессивные дети. (Текст) / Лютова, Е. К., Монина, Г.Б.// М., ЦСПА «Генезис», 2000.

3. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. - 171 c.   

4. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Шумайлова, Н. И // Педагогика. – 2010. - № 12. – С.7-13.

6. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ.  Текст. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – 144с. – ISBN 5-89814-055-7.

7.   Электронный ресурс : http// adalin.mospse.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей: "ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

Практикум для родителей - это второе занятие, которое вошло в курс лекториев для родителей по теме "Агрессивное поведение". Данный практикум предполагает оказание  помощи, взрослым, воспитывающих...

Выступление на методическом объединении воспитателей. "Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми"

В представленном материале рассказывается о причинах агрессивного поведения у детей, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия....

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Методические рекомендации для педагогов « Работа с детьми, находящимися в СОП

Анализируя работу школы по профилактике правонарушений среди учащихся, можно сделать вывод, что работа в этом направлении достаточно многогранна и  дает положительные результаты.  Уровень ук...

Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""

quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме: "Приемы коррекционной работы используемых в урочной деятельности по формированию Высших психических функций".

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме:  "Приемы коррекционной работы  используемых в урочной деятельности по формированию Высших...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...