Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
учебно-методический материал по психологии
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_pedagoga-psihologa_s_agressivnymi_detmi._word.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми.
Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение.
Порядок построения индивидуальной работы непосредственно с агрессивным ребенком.
— изучить причины возникновения агрессивных тенденций с использованием диагностических методик;
— построить программу коррекции в зависимости от проблемы эмоционально-волевой и личностной сферы школьника;
— изучить какие роли выполняет ребенок в коллективе сверстников, и, исходя из этого, адаптировать программу коррекционных занятий с учетом индивидуальных особенностей поведения ребенка в коллективе.
В психокоррекционной работе с агрессивными детьми можно применять формы игровой терапии, арт-терапии и сказкотерапии. Коррекционная работа должна строится с учетом возрастных особенностей детей. В этом случае дети в доступной форме получают психологические знания и возможность выразить свои эмоции и чувства с помощью образов, символов, а значит, и освободиться от чувства одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, а так же от вины, стыда.
Используемые методы работы должны помочь ребенку пережить некогда подавленные чувства. Например, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить определенные эмоции, успешно разрешить их.
Задачи и методы коррекционной работы в зависимости от психологических особенностей ребенка.
Психологические особенности ребенка | Задачи | Методы |
Наличие агрессивных действий в поведении. | Предоставлять возможность для отреагировакия агрессии. На стадии отреагирования гнева необходимо помочь ребенку высвободить истинные переживания (боль, обиду), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Необходимо помочь ребенку изменить взгляд с травмирующего и негативного на более позитивное восприятие ситуации в целом. | — арттерапия, рисование; — песочная терапия; — упражнения на отреагирование агрессии; — обучение технике «Я-высказывания» |
Низкий уровень самоконтроля, импульсивность поведения. | Обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Обучение приемам саморегуляции, самообладания. | —ролевое проигрывание; — сказкотерапия, применение терапевтических сказок, — установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; — закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации); — обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания |
Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе. | Учить детей принимать на себя ответственность за собственные действия. | —ролевое проигрывание; — сказкотерапия, применение терапевтических сказок. |
Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. | Необходимо специально обращать внимание на умение ждать. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме. | — арттерапия; — телесно- ориентированная терапия; — обучение технике «Я-высказывания» |
Неумение задумываться над последствиями своих поступков. | Полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия. Учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим. Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. | — работа с рисунками, отражающими проблемные ситуации; — выработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру; — ведение самонаблюдения; — игровая терапия |
Неустойчивый образ Я | Детям необходимо создавать ситуации успеха и использовать другие средства, направленные на усиление Я. Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии | — символическое изображение эмоций (игры с карточками); — изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений; — методика «Как ты поступишь?» Приложение. |
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами.
Литература:
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
- Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб.:прайм- ЕВРОЗНАК, 2001.-512с. (Секреты психологии)
Приложение.
Методика «Как ты поступишь»
(на основе метода «Незаконченных предложений» )
«Твоя реакция, если...»
1. Во время перемены или после уроков группа ребят играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.
2. Ты пришел в школу с новой прической и был осмеян одноклассниками и учителями.
3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.
4. Твой приятель пытается вовлечь тебя в шуточный «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в настроении играть.
5. Кто-либо из знакомых оскорбляет членов твоей семьи.
6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую сумму денег.
7. Некто выхватил из твоих рук булочку или шоколадку.
8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают понять, что не хотят с тобой общаться.
9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул, на который ты садишься.
10. На уроке во время твоего ответа кто-либо шепчется за спиной.
11. Ты был осмеян всем классом из-за нелепой ошибки при ответе на вопрос учителя.
12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивых психических процессов (восприятия. внимания. памяти. мышления) в ходе коррекционной работы педагога-психолога.
Выступление на педсовете...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС.
Особенности переработки сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра....
Коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ в условия ФГОС
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы; коррекци...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
Проектная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога
Готовые идеи для проектов...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...