Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
учебно-методический материал по психологии

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы  является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми.

Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение. 

Порядок построения индивидуальной работы непосредственно с агрессивным ребенком.

— изучить причины возникновения агрессивных  тенденций с использованием диагностических методик;

— построить программу коррекции  в зависимости от проблемы эмоционально-волевой и  личностной сферы школьника;

— изучить какие роли выполняет ребенок в коллективе сверстников, и, исходя из этого, адаптировать  программу коррекционных занятий с учетом индивидуальных особенностей поведения ребенка в коллективе.

В психокоррекционной работе с агрессивными детьми можно применять формы игровой терапии, арт-терапии и сказкотерапии. Коррекционная работа должна строится с учетом возрастных особенностей детей.  В этом случае дети в доступной форме получают  психологические знания и  возможность выразить свои эмоции и чувства с помощью  образов, символов, а значит, и освободиться от чувства одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, а так же от вины, стыда.

Используемые методы работы должны помочь ребенку пережить некогда подавленные чувства. Например, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить определенные эмоции, успешно разрешить их.

Задачи и методы коррекционной работы в зависимости от психологических особенностей ребенка.

Психологические

особенности

ребенка

Задачи

Методы

Наличие

агрессивных

действий

в поведении.

Предоставлять возможность

для отреагировакия агрессии.

На стадии отреагирования

гнева необходимо помочь

ребенку высвободить истинные

переживания (боль, обиду),

которые часто прячутся за

внешним проявлением гнева.

Необходимо помочь ребенку

изменить взгляд с

травмирующего и негативного

на более позитивное

восприятие ситуации в целом.

— арттерапия,

рисование;

— песочная терапия;

— упражнения на

отреагирование

агрессии;

— обучение технике

«Я-высказывания»

Низкий уровень

самоконтроля,

импульсивность

поведения.

Обучать детей самоконтролю и

рефлексии своего поведения

(не обязательно агрессивного).

Обучение приемам

саморегуляции, самообладания.

—ролевое

проигрывание;

— сказкотерапия,

применение

терапевтических

сказок,

— установление

определенных правил,

которые помогут

детям справиться с

собственным гневом;

— закрепление этих

правил (навыков) в

ролевой игре

(провоцирующей

игровой ситуации);

— обучение

релаксационным

техникам с

применением

глубокого дыхания

Склонность

искать причины

трудностей во

внешних

обстоятельствах,

а не в себе.

Учить детей принимать на себя

ответственность за

собственные действия.

—ролевое

проигрывание;

— сказкотерапия,

применение

терапевтических

сказок.

Неумение  

сдерживать или  

отсрочивать  

удовлетворение своих

потребностей.

Необходимо специально  

обращать внимание на умение

ждать. Обучать способам  

выражения гнева в приемлемой

форме.

— арттерапия;

— телесно-

ориентированная  

терапия;

— обучение технике

«Я-высказывания»

Неумение  

задумываться над

последствиями

своих поступков.

Полезно обсуждать с ребенком

причины, вызвавшие  

агрессивные действия, и их  

последствия.

Учить сочувствовать другим

детям и взрослым, ставить его

в ситуацию оказания помощи

окружающим. Обучать  

конструктивным поведенческим  

реакциям в проблемной ситуации.

— работа с  

рисунками, отражающими

проблемные ситуации;

— выработка навыков

конструктивного  

поведения через ролевую

игру;

— ведение  

самонаблюдения;

— игровая терапия

Неустойчивый

образ Я

Детям необходимо создавать

ситуации успеха и  

использовать другие средства,  

направленные на усиление Я.  

Формирование осознания своего

внутреннего мира, развитие

эмпатии

— символическое

изображение эмоций

(игры с карточками);

— изображение  

различных предметов и

явлений природы,

составление  

рассказов от лица этих  

явлений;

— методика «Как ты

поступишь?»  Приложение.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. 

Литература:

  1. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста.  Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).
  2. Смирнова Т.П.  Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
  3. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб.:прайм- ЕВРОЗНАК, 2001.-512с. (Секреты психологии)

Приложение.

Методика «Как ты поступишь»

(на основе метода «Незаконченных предложений» )

«Твоя реакция, если...»

1. Во время перемены или после уроков группа ребят  играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.

2. Ты пришел в школу с новой прической и был осмеян  одноклассниками и учителями.

3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.

4. Твой приятель пытается вовлечь тебя в шуточный  «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в  настроении играть.

5. Кто-либо из знакомых оскорбляет членов твоей семьи.

6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую  сумму денег.

7. Некто выхватил из твоих рук булочку или шоколадку.

8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают  понять, что не хотят с тобой общаться.

9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул, на который ты садишься.

10. На уроке во время твоего ответа кто-либо шепчется за спиной.

11. Ты был осмеян всем классом из-за нелепой ошибки при ответе на вопрос учителя.

12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС.

Особенности переработки сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра....

Коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ в условия ФГОС

Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы; коррекци...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...