Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""
материал на тему

Вишнякова Ольга Юрьевна

"Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовила Вишнякова Ольга Юрьевна педагог-психолог МКОУ «Парфеньевская СОШ» Парфеньевского муниципального района Костромской области «Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ, обусловленными ЗПР в условия введения ФГОС, по программе «Гимнастика Мозга»

Слайд 2

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучении детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводит к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Чтобы связь ребенка с социумом не нарушалась , необходимо создать специальные условия для обучения и воспитания, потому как только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Слайд 3

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Среди детей с ОВЗ дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу. Дети с задержкой психического развития Дети, не имеющие нарушений отдельных анализаторов и значительных повреждений мозговых структур Нарушение работоспособности Наблюдается незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости

Слайд 4

Данный «Методический семинар», я хотела бы посвятить моей работе с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательной школе в условиях введения новых ФГОС. Основными направлениями деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС является: - психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»; - психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни; - психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков - психолого-педагогический мониторинг на всех этапах обучения. На мой взгляд, эти направления охватывают всех обучающихся без исключения, однако обучающимся, у которых есть особые образовательные потребности, внимания по данным вопросам должно уделяться намного больше.

Слайд 5

Работа педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ, дети с задержкой психического развития в МКОУ «Парфеньевская СОШ» 1 раз в неделю индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие психических познавательных процессов (память, внимание, мышление и тд .) 1 раз в неделю проводятся подгрупповые занятия по параллелям, отдельно учащиеся 1х классов, 2 классов, 3 классов, 4 классов, в каждой подгруппе получатся от 2 до 6 человек.

Слайд 6

Психологам известно, что с помощью психогимнастических упражнений можно добиться формирования у учащихся УУД, необходимых для успешного достижения планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС. Они могут помочь достичь взаимопонимания среди школьников, преодолеть коммуникативный барьер, добиться слаженного конструктивного взаимодействия, рефлексивных и регулятивных умений. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах.

Слайд 7

«Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология За основу подгрупповых занятий с детьми с ЗПР, я взяла программу «Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров. По данной программе я прошла обучение в Институте практической психологии « Иматон » в 2011году в объеме 24 часов. Основная цель данной программы – это освоение методики психического, интеллектуального, личностного, физического и творческого развития человека через организацию системы специальных движений, физических и дыхательных упражнений, психотехнических приемов, позитивного мышления .

Слайд 8

Знания и навыки, которые можно получить, используя Гимнастику Мозга (ГМ), для обучающихся, в особенности для обучающихся с ОВЗ: - улучшение работы долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления. - повышать точность выполняемых действий, посредством простых и легких упражнений. - расширение поля видения, умения слышать и слушать. - интеграция системы «тело-интеллект», гармонизация работы левого и правого полушарий, улучшение равновесия и координации. - упражнения ГМ позволяют сформировать детям навыки самостоятельности. - улучшение коммуникации с окружающим миром.

Слайд 9

Образовательная кинезиология – это особое психолого-педагогическое направление, изучающее движение. Она представляет собой учение о развитие ребенка или взрослого человека через естественные физические движения. Программа «Гимнастика Мозга», предполагает использование различных движений тела. Вся система образования в настоящее время построена на развитии логического мышления и интеллекта, за которое отвечает левое полушарие головного мозга. Однако на второй план уходят интуиция, воображение, творческое мышление и чувства. Техники «Гимнастики Мозга» способствуют развитию гибкости мышления за счет гармоничной работы обоих полушарий. Особая система упражнений способствует освоению любых двигательных навыков. Каждое из упражнений «ГМ», направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга, также упражнения направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, общении и др.

Слайд 10

В программе «Гимнастика Мозга» собран ряд специальных упражнений. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Также все упражнения, используемые в данной программе, складываются в «Балансы», которые направлены на тренировку определенных способностей, качеств, функций человека. Перечень балансов: 1.Баланс зрения. 2. Баланс слуха. 3. Баланс письма. 4. Улучшение орфографии. 5. Улучшение правописания. 6. Увеличение скорости и навыков чтения. 7. Улучшение мыслительной деятельности, математических способностей и др. В каждый баланс входит определенное количество упражнений, развитие тех или иных способностей.

Слайд 11

Упражнения «Гимнастика Мозга» Перекрестный шаг – активность . К аждое утро, день и вечер желательно делать «Перекрестные шаги».Это может быть обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой, и наоборот. В ходе несложных движений, пересекается серединная линия ела и включаются тонкие нейрофизиологические процессы. Упражнение улучшает внимание и координацию движений и синхронизирует работу обоих полушарий. - ладонью правой руки коснуться колена поднятой левой ноги (и наоборот) - выполнить тоже самое, но касаясь колена локтем. - выполнить тоже самое, касаясь пятки ноги позади себя.

Слайд 12

« Ленивые восьмерки» Разные варианты: ручкой, рукой, обеими руками, носом, всем корпусом, одновременно с руками и т.п. «Восьмерка» похожа на знак бесконечности, выводится из центра влево и вверх, выполняется по три раза каждой рукой. Делать упражнение нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большое траектории. Глазами непрерывно следите за большим пальцем руки. Упражнение снимает усталость с глаз и напряжение в мышцах шеи и боль в спине. «Сова»: одну руку положить на другое плечо и с силой оттянуть или натянуть мышцу, голова отпущена вниз. Глубокий вдох и на выдох голову плавно повернуть в любую сторону. Амплитуда поворота как можно больше, взгляд по кругу и за спину. Вдох второй делается, кода взгляд у плеча, выдох – поворот головы к другому плечу, взгляд одновременно скользит по кругу.

Слайд 13

«Поза Кука»: создает гармонизацию. Сидя одна нога положена на колено другой ноги, правая рука на щиколотку, левая держит носок левой ноги. Дыхание: вдох через нос, язык у верхнего неба, выдох через рот, язык идет вниз с легким присвистом, как бы издается звук « ы » Стоя: ноги перекрещены, руки перекрещены, вывернуты «наизнанку», прижаты на уровне груди. Дыхание в том же режиме. «Слон»: одна рука – это «хобот», ухо с той же стороны положить на плечо как можно плотнее. Хоботом рисовать «ленивые восьмерки» три раза. Руку поменять, повторить движение.

Слайд 14

«Энергетический зевок» : указательные пальцы ставятся на жевательные мышцы в области верхнечелюстного сустава и несколько раз массируют эти точки. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глаз, рта при жевании и воспроизведении звуков. Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо. Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе, может мешать им разговаривать, что также отражается а мышлении. «ЭЗ» оказывают позитивное действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ним функции.

Слайд 15

«Чуха» Упражнение для разминки: рук на уровне груди согнуты в локтях, движении поочередные, как в детской игре «паровозик», ноги полусогнуты. Вдох носом(язык поднят к верхнему небу), на выдохе – громко произносится « чух »-« чух »-« чух », до тех пор, пока весь воздух не выйдет из легких. «Мозговая шапочка»: пальцами левой руки взять за кончик правого уха или ушной раковины, и , потягивая, разворачивать к лицу по всей поверхности. Или: одновременно обеими руками за уши с противоположных сторон. Выполнять поочередно большой – указательный, большой – мизинец, большой – безымянный, большой – средний пальцами.

Слайд 16

Балансы, используемые на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с задержкой психического развития 1) Баланс слуха Дыхание- настрой, 2. Упражнение «Слон» 3. Упражнение «Сова» 4. «Мозговая шапочка» 2) Баланс письма 1. Настрой 2. Симметричные рисунки, выполненные одновременно обеими руками (круг, бабочка и др.) 3. «Алфавитные восьмерки» 4. «Энергетический зевок» 3) Баланс для улучшения правописания и орфографии 1. «Слон» 2.»Сова» 3. «Мозговая шапочка» 4) Баланс для улучшения навыков чтения 1. Ленивые восьмерки» 2. Перекрестный шаг 3. На расслабление во время чтения (покачивание головой, шея расслаблена, голова слегка опущена, легкое покачивание) 4. «Энергетический зевок» 5.Брюшное дыхание (рука на животе последить за дыханием) 5)Баланс для улучшения математических способностей 1. «Слон» 2. «Сова» 3. Качание головой 6) Баланс для понимания вопросов 1. Перекрестный шаг 2. «Мозговая шапочка» 3. «Слон» 4.Поза Кука

Слайд 17

Данные упражнения, я ежедневно использую в своей работе. Занятия с детьми с ОВЗ, в основном дети ЗПР, проходят следующим образом, в начале занятия мы обязательно делаем массаж рук, специальными мячиками , затем разминаем пальчики, делаем упражнения на развитие мелкой моторики, затем выполняем пробу Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь». И только потом переходим к выполнению упражнений по программе «Гимнастика Мозга». Занятия длятся в зависимости от возраста обучающихся и рекомендаций ПМПК. В основном 1 классы 10 минут, 2-3 классы 15 минут, 4 классы 15-20 минут. За время занятия мы успеваем изучить и\или отработать один баланс.

Слайд 18

Подведение итога: За период работы в МКОУ «Парфеньевская СОШ» уже на протяжении практически двух учебных лет, проводя диагностику на изучение динамики развития обучающихся с ОВЗ, видна положительная динамика их развития. Конечно, нельзя сказать, что только благодаря программе «Гимнастика Мозга» мы наблюдаем положительные результаты, это слаженная работа всех участников образовательного процесса (педагоги, социально-психологическая служба, администрация, родители, сами учащиеся) в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ, но реализация данной программы, несомненно, помогает, укрепляет, поддерживает всестороннее развитие обучающихся с ОВЗ.

Слайд 19

Список использованных источников Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с задержкой психического развития: проект / И.А. Коробейников, Е.Л.Инденбаум , Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013. – 48с. - (Стандарты второго поколения) Концепция специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [ Н.Н.Малофеев , О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова ] . – М.:просвещение,2013. – 42с. – (Стандарты второго поколения) Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы , активаторы/ авт.-сост. М.А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2015. – 87с. Программа тренинга «Гимнастика Мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров. Кострома 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными детьми

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих ...

Методическое объединение педагогов-психологов Советского района (РМО)

В данном разделе представлен материал с РМО: планы работы объединения, форма заполнения отчёта по итогу года и пример самого отчёта по итогу работы РМО за год...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ

Анализ деятельности психологов показывает, что профессиональные затруднения чаще всего связаны с технологическими аспектами практической работы в системе образования...

Методически разработки педагога-психолога для педагогов

Данные материалы разработаны педагогом-психологом для педагогов и администрации, работающих с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Они представляют собой: семинары, практикумы, рекомендаци...

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов. Тема: "Целевая модель наставничества МБОУ г. Мценска "Лицей № 5."

Наставничество -это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяю...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...