Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов. Тема: "Целевая модель наставничества МБОУ г. Мценска "Лицей № 5."
методическая разработка

Будаговская Елена Павловна

Наставничество -это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь Именно благодаря  наставникам многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Лицей № 5»

Тема выступления:

 ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ Г. МЦЕНСКА

 «ЛИЦЕЙ № 5»

        Одним из основных направлений деятельности МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» в рамках профилактики суицидов обучающихся, является выявление детей группы суицидального риска.

Раз в полугодие, классные руководители заполняют таблицу факторов наличия кризисных ситуаций у обучающихся МБОУ г. Мценска «Лицей № 5».

В 2020-2021 учебном году в процессе наблюдений (подросток стал замкнутым, держится от коллектива обособлено) и бесед классного руководителя с подростком (обучающийся основного звена), были выявлены факторы кризисного состояния ребенка: словесный (косвенное высказывание о бесполезном существовании); ситуационный (развод родителей, суицид родственника) и поведенческий (резкая потеря интереса к досуговой и учебной деятельности, резкое изменение стиля поведения и общения).

Для выявления суицидальных «маркеров», в целях обеспечения индивидуального подхода к подростку при воспитательной работе и оказания помощи родителям в организации контроля за поведением подростка, организации его деятельности, в соответствии с федеральными, областными нормативными актами, Положения о наставниках несовершеннолетних обучающихся в МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» (ссылка на сайт http://mtsensk-lic5.obr57.ru/vospitatelnaja-rabota/), подростку был прикреплён наставник (педагог-психолог Будаговская Е.П).

Для получения своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях обучающегося, выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей подростка, определения причин нарушений в обучении и поведении, был применен пакет психологических скрининговых методик (письменное согласие родителей) для экспресс выявления суицидального поведения:

  • Цветовой тест М.Люшера
  • Тест выявления суицидального риска А.А. Кучер, В.П. Костюкевича
  • Методика «Незаконченные предложения»
  • Методика «Сигнал»
  • Методика диагностике суицидального поведения Горской М.В.
  • ПДО Личко А.Е.
  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
  • Факторный личностный опросник Кеттелла

Результаты данного исследования позволили сделать вывод, что у подростка выявлен высокий уровень фрустрации (подросток остро переживает неудачи, возникшие в процессе жизни), в связи с этим у него возникли отрицательные эмоции: раздражение, гнев, чувство вины. Подросток очень ранимый и черезмерно чувствителен, остро воспринимает несправедливость и страдает от этого. Объяснить своё поведение и настроение он затрудняется, но рассказал, что царапает себе руки при удобном случае.

С психологической точки зрения, его действия можно отнести к несуицидальному самоповреждающему поведению (селфхарм).

С учетом полученных результатов углубленной психодиагностики, а также сбора дополнительной информации от педагогов-предметников, классного руководителя, социального педагога, родителей, для разработки стратегии решения проблемы, которая предусматривает ряд мероприятий психолого-педагогической направленности, носящих коррекционно-формирующий характер, был разработан план системного психолого-педагогического сопровождения подростка, состоявшего из следующих основных направлений:

Диагностическое направление

Для выявления и последующей психологической коррекции родительских установок и реакций, нарушения воспитательного процесса в семье, уровня родительской компетентности с родителем подростка было проведено психологическое исследование и использованы следующие методики: 

  • Особенности детско- родительских отношений
  • Анализ семейных взаимоотношений (Э. Г.Эйдемиллер),
  • Тест – опросник для родителей «Какой у вас стиль общения»

Результат исследования свидетельствует об адекватном отношении родителя к ребенку. Возникновение трудностей не исключено, но подобные проблемы решаются быстро и продуктивно. У родителя не возникает серьезных проблем в общении с собственным сыном, мама демонстрирует психологическую компетентность во взаимоотношениях. Преобладают так называемые симбиотические отношения. Взрослый не устанавливает психологической дистанции между собой и ребенком, старается быть ближе к нему, демонстрирует понимание, участие, является старшим товарищем. Психологическая коррекция требуется ситуативно.

Коррекционно-развивающее и профилактическое направление

Для обеспечения продуктивного психологического развития и становления личности, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения, ослабления и устранения отклонений в психическом и нравственном развитии подростка, была реализована психолого-педагогическая программа «Всё, что тебя касается!».

Для развития уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с одноклассниками, для формирования созидательной и активной жизненной позиции, а также для профилактики суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних, с обучающимися класса. Проведены групповые занятия по программе психолого-педагогической поддержки детей суицидального риска «Рука в руке».

Также, большое внимание уделялось практическим занятиям, таким как: «Я-уникальная и неповторимая личность», «Мир глазами агрессивного человека», «Подросток и конфликт», с оказанием психологической поддержки, по необходимости индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.

Консультационное направление

- Индивидуальное консультирование подростка по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценностями жизни и здоровья, особенностями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно разговор служил средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобрели такие аспекты взаимоотношений между подростком и наставником, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение наставника проявить эмпатию и в то же время быть самим собой. Для подростка были предложены такие темы, как:

  • «Мои чувства, переживания», «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем»
  • «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации»
  • «Ценность жизни»
  • Позитивизация «Я-концепция», самоценности подростка.

Работа с подростком обязательно сопровождалась консультативной работой с мамой. Эффективность и результат работы зависел как от объективных, так и от субъективных факторов. Во время беседы обсуждались множество вопросов, среди которых были затронуты темы:

*    «Наши ошибки в воспитании детей»

*    «Трудный возраст или советы родителям»

*    «Что такое суицид и как с ним бороться»

*    «Острые углы воспитания»

*    «Как помочь ребенку справиться с эмоциями»

*    «Вечная проблема «Отцов и детей»

Классный руководитель организовывал и проводил тематические часы общения: «Конфликты: как их избежать», «Шаг в пропасть», «Безопасность в твоих руках», «Опасный мир», «Безопасное поведение в Интернете», мероприятия, посвященные жизненным ценностям, по профилактике буллинга.

Просветительское направление

Для классных руководителей наставником был проведен обучающий семинар по выявлению подростков, склонных к суицидальным настроениям, и даны рекомендации по работе с такими детьми.

Заключение

Своевременная психологическая помощь всех участников образовательного процесса, участливое отношение к подростку, находящегося в кризисном состоянии, помогли избежать трагедии. В настоящее время данный обучающийся посещает вместе с мамой тренажёрный зал, занимается плаваньем и пробует себя в роли актера в театральной студии. В классе обрёл себе друга, не прячет лицо от одноклассников, а смело и уверенно общается со сверстниками. У подростка развилось чувство собственного достоинства, он преодолел неуверенность в себе, приобрел желание общаться с людьми, наблюдается отсутствие страха и тревог. Подросток принимает участие в мероприятиях лицея: акциях, конкурсах, викторинах, спортивных мероприятиях. Оказывает огромную помощь своему наставнику в подготовке и проведении мероприятий с обучающимися младшего звена. Подросток набирается опыта для того, чтобы стать наставником «ученик-ученик». Но на этом психолого-педагогическое сопровождение не закончилось, контроль за поведением и настроением подростка останется до окончания обучения.

Таким образом, наставничество в МБОУ г. Мценска «Лицей №5» – это комплекс психологической и методологической помощи и поддержки педагогам, обучающимся и родителям для создания комфортной и стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного процесса.

Наставник (педагог-психолог)                                                _____________  Е.П. Будаговская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...

Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова...

Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"

Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...