Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
презентация к уроку

Сысолина Анна Васильевна

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.

Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Цель: предоставление опыта работы по вопросам адаптации первоклассников.

Задачи:

  1. Обогащение психолого-педагогического опыта педагогов – психологов по теме адаптации первоклассников.
  2. Представление программы по адаптации первоклассников к школьному обучению «В школу с радостью».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников Подготовила: п едагог-психолог, Сысолина Анна Васильевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Радужный, 2022

Слайд 2

Адаптация первоклассника в школе должна быть КОМПЛЕКСНОЙ. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям , требованиям, видам деятельности , режиму жизнедеятельности.

Слайд 3

Система работы педагога-психолога по адаптации первоклассников Первичная диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Ознакомление педагогов – кл.руководителей с результатами диагностики детей по классам. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей). Индивидуальное консультирование педагогов. 1 этап - подготовительно - диагностический Психологическая профилактика – адаптационные занятия по программе «В школу с радостью». Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе «Лесенка роста». Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) Индивидуальное, групповое консультирование педагогов. Проведение деловой игры для педагогов « Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия». Родительское собрание «Результаты адаптации первоклассников». 2 этап - содержательный Итоговая диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Круглый стол для педагогов «Успешная адаптация первоклассников как результат системы взаимодействия: «Классный руководитель – Педагог-психолог – Родитель». 3 этап - заключительный

Слайд 5

Консультирование (индивидуальное) Консультирование (индивидуальное) Адаптационные занятия по программе «В школу с радостью» Родительское собрание «Результаты адаптации первоклассников»

Слайд 6

Консультирование (индивидуальное) Консультирование (индивидуальное) Деловая игра « Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия» Коррекционно- разивающие занятия по программе «Лесенка роста» Распространение памяток «Принципы работы с неуспевающими обучающимися» Распространение памяток «На пути к успеху ученика»

Слайд 7

Программа по адаптации первоклассников «В школу с радостью!» Цель : создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи: Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников; Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД; Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД; Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности. Профилактика школьной дезадаптации .

Слайд 8

Общая структура Программы 1 блок – Организационно – диагностический: диагностика - 1 занятие. Вначале курса занятий проводиться диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер. Оформление аналитических справок. 2блок – Основной - адаптационные занятия – 10 занятий. Занятия направлены на благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями). 3 блок – Итоговый : диагностика – 1 занятие. По окончанию курса занятий проводиться диагностика динамики развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сфер. Оформление аналитических справок, отчетов. Каждое занятие содержит в себе следующие этапы: Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия. Расписание занятий Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на 12 учебных часов. Занятия проводятся педагогом-психологом, периодичностью один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30–35 минут. Время и день проведения занятия согласовывается с классным руководителем.

Слайд 9

№ Тема Цель 1 Входная диагностика Определение уровня сформированности УУД первоклассников РАЗДЕЛ 1. Адаптация школьников. 2. Знакомство Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом. Развитие воображения, мышления детей; учить использовать позитивные модели пове­дения в реальной жизни 3 Смешные страхи 4. Школьные правила РАЗДЕЛ 2. Отношение к вещам 5. Как собирать портфель? Научить первоклассников правильно обращаться со школьными вещами, адекватно отно­ситься к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность. РАЗДЕЛ 3. Отношение к урокам и знаниям. 6. Домашнее задание Формирование а декватного отношения учеников к результатам учебы, учить понять логику процесса обу­чения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, или усвоения материала. Привитие интереса к учебной деятельности, к получению знаний. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива. 7. Школьные оценки 8. Ленивец. Фото ленивца РАЗДЕЛ 4. Отношение к здоровью. 9. Режим. Телевизор Формирование адекватного отношения учеников к результатам учебы, учить понять логику процесса обу­чения, прямую зависимость оценки от затраченного труда и/или усвоения материала. РАЗДЕЛ 5. Школьные конфликты. 10. Драки. Грубые слова Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника. Способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и помощь в выходе из таковых. Фор­мирование чувства принадлежности к коллективу. 11. Дружная страна: итоговое занятие. 12. Итоговая диагностика и анализ. Подготовка отчета для образовательного учреждения, в котором отражена информация о динамике адаптации первоклассников к школе, рекомендации по сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи Календарно-тематическое планирование Программы

Слайд 10

Планируемые результаты: Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению, сформированность УУД. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников; Обогащение представлений школьника о нормах школьной жизни, формирование личностных УУД; Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД. Формирование у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД. Формирование групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.

Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Дата проведения: 31 октября 2022 года

Подготовила: педагог-психолог,  Сысолина А.В.

Цель: предоставление опыта работы по вопросам адаптации первоклассников.

Задачи:

  1. Обогащение психолого-педагогического опыта педагогов – психологов по теме адаптации первоклассников.
  2. Представление программы по адаптации первоклассников к школьному обучению «В школу с радостью».

Оборудование и материалы:

  1. Презентация «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников».
  2. Доклад «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников».
  3. Программа по адаптации первоклассников к школьному обучению «В школу с радостью».
  4. Интерактивная доска.
  5. Проектор.

     Предварительная работа:

  1. Систематизация опыта работы.
  2. Оформление программы по адаптации первоклассников к школьному обучению «В школу с радостью».
  3. Оформление доклада и презентации.

Предполагаемый ход выступления:

Вступление:

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД была разработана программа по адаптации первоклассников «В школу с радостью».

Основная часть:

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

  1. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  2. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Большинство адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.

Второй группе детей нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным».

Третья группа – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.

Психологическая адаптация.

Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.

Социальная адаптация.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Еще один важный момент. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его.

Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост - все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии, поэтому процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка. Адаптация первоклассника в школе должна быть комплексной.

 Этапы психологического сопровождения.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия педагога-психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями (законными представителями) как участниками образовательного процесса.

Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в рамках реализации ФГОС включает следующие этапы:

1. Подготовительно – адаптационный.

  • Первичная диагностика обучающихся.
  • Аналитическая деятельность.
  • Ознакомление педагогов – классных руководителей с результатами диагностики детей по классам.
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей).
  • Индивидуальное консультирование педагогов.

2.      Содержательный.

  • Психологическая профилактика – адаптационные занятия по программе «В школу с радостью».
  • Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе «Лесенка роста».
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)
  • Индивидуальное, групповое консультирование педагогов.
  • Проведение деловой игры для педагогов «Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия».
  • Родительское собрание «Результаты адаптации первоклассников».
  1. Заключительный.
  •      Итоговая диагностика обучающихся.
  •      Аналитическая деятельность.
  •      Круглый стол для педагогов «Успешная адаптация первоклассников как результат системы взаимодействия: «Классный руководитель – Педагог-психолог – Родитель».

Направления деятельности педагога-психолога

Основные направления деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС

Положением о службе практической психологии образования определены основные направления деятельности школьной психологической службы:

Психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

В ходе обследования применяются следующие диагностические методики:

Познавательные УУД

- Методика «Образец и правило». АЛ. Венгер.

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

Коммуникативные УУД

- Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Методика направленна на изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Регулятивные УУД

- Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской

Методика направленна на выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Личностные УУД

- Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

- Методика "Беседа о школе" Нежновой Т. А.

Методика направленна на выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 7-летним ребенком возрастного статуса.

Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций педагогическим работникам, обучающимся, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.

- Взаимодействие с педагогами

- Взаимодействие с обучающимися

- Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.

- Взаимодействие с педагогами

- Взаимодействие с обучающимися

- Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Предполагаемые результаты:

  • Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению, сформированность УУД.
  • Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности    школьников;
  • Обогащение представлений школьника о нормах школьной жизни, формирование личностных УУД;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
  • Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  • Формирование у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
  • Формирование групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Список используемой литературы и интернет-источников

  1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская.- М., 2008.- 153с.
  2. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. - 182с.
  3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.
  4. http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole?showall=1
  5. https://pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018

Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов. Тема: "Целевая модель наставничества МБОУ г. Мценска "Лицей № 5."

Наставничество -это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяю...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...