Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания
материал по истории на тему

Олейник Светлана Рудольфовна

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.

Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_seminar.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ЕГЭ по истории и обществознанию – это попытка создания нового независимого контроля обеспечивающего получение объективных и достоверных данных об уровне подготовки выпускников в процессе освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов.

Основная цель ЕГЭ – обеспечить равные условия при поступления в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ.

Курс  « Обществознание » для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе,  природе, личности. Он включает свой состав темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.

Особенность методического построения заданий по обществознанию является его комплексность , предполагающая использование культурологического, философского , антропологического , политологического, юридического знания . Особое внимание отводится методам культурологии , которые позволяют рассматривать групповые , общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры

Основные разделы курса:

  1. Общество и человек
  2. Духовная культура
  3. Сознание и Познание
  4. Политика
  5. Экономика
  6. Соц.отношения
  7. Право

Эти разделы составляют ядро содержания обществоведческого образования,  проверяемого в рамках ЕГЭ в процессе выполнения контрольно измерительных материалов.

В целом с помощью заданий ЕГЭ проверяется сформированность следующего ряда учебных умений , которые отвечают требованием к выпускникам :

1.Распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания ;

2. сравнивать социальные объекты , выявляя их общие черты и различия ;

3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями,  их отражающими;

4. Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук ;

5. анализировать и классифицировать социальную информацию , представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

6.распознавать понятия и их составляющие : соотносить видовые понятие с родовым и исключать лишнее ;

7.устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

8.применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений , социальных объектах определённого класса , осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка ;

9. различать в социальной информации факты и мнения , аргументы и выводы ;

10.называть термины и понятия , социальные явления , соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

11.перечислять признаки какого-либо явления , объекта одного класса и т.п.;

12.раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определённых общественных явлений ,действий, ситуаций;

13.применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач , отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

14.Осуществлять комплексный поиск , систематизацию и интерпретацию социальной  информации  по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов(философских , научных , правовых ,политических , публицистических ) ;

15. формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственный суждения и аргументы по определённым проблемам .

И так, текст необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включающим следующий набор средств:

  1.  Набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению;
  2. Формы фиксации результатов выполнения задания(позволяют формализовать результаты работы учащихся);
  3. Набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксирования первичной информации;
  4. Алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволяет однозначно ставить в соответствии с формализованным результатам работ учащихся число);
  5. Алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизованной шкале;
  6. Правила интерпретации полученной числовой информации(критерии оценивания итоговых балов тестирования).

Тестовые задания предусматривают проверку пройденных в основной школе вопросов на более высоком познавательном уровне, с учётом разумных точек зрения. Этому способствует соответствующая постановка вопросов. Например, говорится не просто об истине, а критериях истины и указываются теории их обоснования – марксистская, классическая, позитивистская, непозитивистская, теория прагматизма.


Не о личности, а о теориях личности – психологической, гуманистической; не просто семье, а о современной семье, не просто об обществе, а о разнообразие взглядов на понятие общества.


Особо стоит отметить ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы демонстрационных вариантов выбранные с учётом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верное решение: вопросы гражданского права, налогового законодательства, уголовного судопроизводства.
Анализ проверки знаний показывает что: сложности вызывают выполнения заданий по разделу «Экономика», «Политика», «Сознание и Познание» и конечно особую трудность вызывают написание эссе!

Для того, чтобы обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих  знаний необходимо усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения «общество», «системность и деятельность», «экономические системы» и т.д. Необходимо использовать не только текст учебника, но и учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, МХК, литературе и т.д.

Применяется классификация по степени общности понятий – от наиболее общих к понятиям меньшей степени  общности, чаще всего выступающих частью широких понятий, а от них к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений , с набором четких отличительных признаков.

 

Также, проводиться работы с так называемыми гнездами понятий: например ,взяв за основу понятие «рыночная экономика» учащимся предполагается указать:

1.более широкое понятие, которое будет включать   рассматриваемое – «экономика», «экономическая сфера».

 2. более частное входящее в состав понятие рыночная экономика – «конкуренция»,»закон стоимости» и т.д.

3.Конкретные – «бюджетный дефицит» , «налоговая ставка»

4.рядоположенные, совпадающие по объему и определению признаков – «командная экономика», «традиционная экономическая система» и т.д.

!!! Особое внимание уделяется работе с многосмысловыми понятиями к примеру «государство» - это и система органов гос. власти, и страна как политическо – географическое образование ; «закон» - и объективно существующая связь предметов и явлений и постановления высших органов гос. власти.

Установить какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае ,можно, если ,во-первых, известны все основные значения данного понятия , во-вторых, правильно осмыслен контекст , в которых оно используется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...

План работы городского методического объединения учителей истории и обществознания на 2016-2017 учебный год

Методическая тема:  « Особенности преподавания истории и обществознания в условиях развития общества и модернизации системы образования» Цели работы КГ:Ø  повышение качественной по...

Протокол № 1 заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания

Председатель – Присяжникова Е.В.Секретарь – Рахимкулова Ф. Ф. Присутствовали:  Никиташина А. В, Рахимкулова Ф. Ф., Тулпарова М. М., Беженарь Л. М, Серегина Г. И.,  Киселев С...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...