Работа педагога-психолога с одаренными детьми
консультация (9 класс) по теме

Костюнина Людмила Вячеславовна

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих  способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа психолога-консультанта с одаренными детьми

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ. СФЕРЫ ОДАРЕННОСТИ 4 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 7 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 2. ВВЕДЕНИЕ
Основная задача психолога помочь профессионалам в работе с одаренными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей. Одна из проблем антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Цитируя одного из видных специалистов в области обучения одаренных детей, М. Карне: "Есть что-то в характере, что не принимает юных умников. Никто не может понять почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы".
Недостаток финансирования разработок, связанных с обучением одаренных детей, ведет к малочисленности специальных программ обучения для них.
Талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Именно поэтому психолог в своей работе должен опираться и настойчиво призывать родителей и специалистов способствовать не только умственному развитию, но и личностному развитию одаренных детей. Ведь именно невнимание к личности легло в основу социального стереотипа, будто одаренный ребенок - это эдакий "книжный червь", которого совершенно не интересует окружающий мир. Именно человеческое, спокойное и конструктивное отношение к таланту даст ему возможность почувствовать себя полноценным человеком, а не "белой вороной", как это зачастую происходит сейчас.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ.
СФЕРЫ ОДАРЕННОСТИ
В 1972 г Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: одаренными детьми можно считать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы этих детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сфер: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере. Однако Кларк уточнила, что термин одаренный относится к когнитивным способностям, талант включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. В этом отношении ее позиция основана на выдвинутой Юнгом идее организации человеческого опыта. Приводимые ниже сферы одаренности охватывают способности большинства детей.
Интеллектуальная сфера.
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, охотно и легко учится, отличается умением излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому изложению своих знаний.
Сфера академических достижений:
Чтение: любимое занятие чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры: подолгу сохраняет внимание, хорошо понимает прочитанное, долго сохраняет в памяти символы, буквы и слова, проявляет не обыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов, демонстрирует умение читать. Математика: большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и упорядочиванию предметов. Проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических терминов, с легкостью выполняет простейшие операции по сложению и вычитанию, разбирается в измерении времени часы, календари. Часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет исключительный интерес к классификации, может долго сохранять интерес к предмету, связанному с естествознанием и природой, часто задает вопросы о происхождении и функции предмета, проявляет интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам, хорошее понимание причинно следственных связей, хорошо охватывает абстрактные понятия.
Творчество (креативность)
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в работу, демонстрирует высокий энергетический уровень(высокая продуктивность или интерес к множеству разных вещей), часто делает все по своему (независим, неконформен), изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей, высказывает много различных соображений по поводу конкретной ситуации, способен по-разному подойти к проблеме, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Сфера художественной деятельности
Изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием и лепкой, серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие. Он демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, умеет осознанно строить композицию картин или рисунков, его произведение включает множество деталей, его работы отличает отменная композиция и цвет, работы оригинальны и носят печать индивидуальности.
Музыка
Ребенок проявляет необычайный интерес к занятиям, чутко реагирует на характер и назначение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, с удовольствием подпевает.
Двигательная сфера
Ребенок проявляет интерес к сфере, где требуется тонкая моторика, обладает хорошей зрительно-моторной координацией, любит движение.
Суммируя все выше сказанное, можно сказать следующее. Одаренные дети обладают преимуществами по всем параметрам.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Работа психолога-консультанта с одаренными детьми включает следующие задачи:
1. Как можно раннее выявление одаренных детей.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.
Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.
Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с четвертого класса могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление.
Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все". Или в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка?" - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного, и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?"
Подобное отношение может серьезно помешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.
Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.
2. Выявление основных характеристик одаренного ребенка.
Основными поведенческими характеристиками одаренного ребенка, выявленные методом опроса родителей являются: ранняя речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях"). Эти последние особенности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Она все на лету схватывает") и воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями"), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.
Задача психолога изменить отношение родителей к одаренности ребенка. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи - связи между родителями и детьми.
3. Выявление одаренных детей, определение типа одаренности.
Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй - на комплексной оценке. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки.
Система комплексной оценки, примером которой является "резервуарная модель" Гауэна. На основании множественных оценочных процедур, в том числе результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивает круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму баллов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.
Проект "RAPYHT" в университете штата Иллинойс использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте "RAPYHT", применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем, воспитателем, родителям на каждого ребенка. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка психологом, педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется кандидатом для включения в программу "RAPYHT", Таким образом, для отбора одаренных детей используется два существенно различных источника информации - учителя и родители. С целью проверки данных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу.
В связи с теоретическим и практическим расширением понятия одаренный ребенок необходимо усовершенствовать традиционные методики для выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования.
Стандартные методы измерения интеллекта.
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемую область. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка.
Шкала интеллекта Станфорд-Бине
Является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраст, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого (МА) и IQ. Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составлять 124 балла и выше.
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников(WPPSI)
Этот тест также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей.
Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование (дом животного).
Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых(SIT)
Тест разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и детей. Задание теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательных реакций с использованием бумаги и карандаша. Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом является цифра 120 и выше.
Колумбийская шкала умственной зрелости (CMMS)
Предназначена для детей имеющих сенсорные, двигательные и речевые нарушения. Предлагаются найти 92 различия в предложенных картинках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, размеры, числа, символы и т.д. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.
Рисуночный тест на интеллект (French)
Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показатель общего умственного развития служит индекс общего познания.
Стандартизированные тесты достижений для дошкольников.
Предназначены для определения детей, имеющих исключительные способности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика естествознание. Несмотря на то, что анализ достижений в учебных предметах у детей дошкольного может показаться несколько преждевременным, он абсолютно необходим, если ставится задача раннего выявления детей, имеющих уникальные для своего возраста способности.
Национальный тест готовности к школе (MRT) уровень 1
Данный тест является нормативно-ориентированной комплексной батареей тестов для определения готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу. Батарея включает семь субтестов: на слуховую память, определение звуко-буквенное соответствие, установление зрительного соответствия, понимание школьных инструкций и умение слушать, владение количественными понятиями, копирование и узнавание букв. Тест позволяет также оценить готовность ребенка перейти к самостоятельному чтению.
Станфордский тест достижений для начальной школы, уровень 1 .
Целью этого теста является измерения уровня развития познавательных способностей в сфере учебных дисциплин у дошкольников и первоклассников. Тест предусматривает измерение знаний и навыков ребенка в следующих областях: математика, сведения об окружающем мире, буквы и звуки, понимание устной речи.
Тест общей подготовленности, уровень К (Most, 1971)
Тест предназначен для измерения уровня готовности детей к обучению, в частности владения основными понятиями, необходимыми для поступления в школу. Тестом предусматривается оценка знаний детей в таких областях, как математика, язык, естествознание.
Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие
Тесты помогают выявить детей дошкольного возраста с исключительно хорошо развитыми двигательными способностями. В тестах используется собственно двигательные задания, а также задание типа "бумага-карандаш,, .
Тест на основные двигательные навыки (Arnheim and Sincnair)
Тестирование основных двигательных навыков может проводиться с детьми в возрасте от 4 до 12 лет. При помощи этого теста измеряется способность ребенка контролировать или регулировать движения различной амплитуды, координировать работу глаз и рук.
Тест на зрительно двигательную координацию (Berry)
Этот тест является классическим тестом "бумага-карандаш". Согласно условиям теста, детям предлагается воспроизвести 24 геометрических рисунка по возрастающей сложности.
Тест Пурдье.(Roach and Kephart)
Тест направлен на определение перцептивно-двигательных способностей и состоит из 11 субтестов, с помощью которых оцениваются основные параметры двигательного развития: латерализация, направленность реакций и перцептивно-двигательная координация. Оценка результатов тестирования производится по 4-балльной категориальной шкале, а также по общему результату. В случае необходимости может быть построен профиль двигательного развития тестируемого. Нормы, предусмотренные этим тестом, позволяют интерпретировать результаты с учетом возраста и социально-экономического положения тестируемых.
Шкала интеллекта Векслера для дошкольников и младших школьников
Шкала действия в этой методике Векслера состоит из 5 субтестов, направленных на оценку различения зрительных стимулов, двигательную координацию и решение невербальных задач: "дом животного", завершение картинок, лабиринты, геометрические схемы и конструирование из кубиков.
Стандартизированные тесты оценки социального развития
Оценка социальной компетентности и зрелости детей дошкольного возраста помогает определить уровень личного развития и навыков общения с другими людьми. В литературе часто высказывается мысль о том, что высокий уровень социальной компетентности помогает ребенку занять лидирующую позицию в своем окружении.
Калифорнийская шкала социальной компетентности дошкольников (Levine - Elzey)
Тест предназначен для оценки уровня социальной компетентности у детей дошкольного возраста (с 2 до 6 лет) на основе сведений от взрослых из окружения ребенка (мнение воспитателей и родителей). По этой шкале можно определить уровень развития ребенка по его способности и умению контактировать с окружающими людьми и проявить личную ответственность. Оценка выносится с учетом возрастных, половых и социально-экономических различий.
Вайнлендска шкала социальной зрелости(Doll)
Используется для оценки уровня социального и личностного развития ребенка. Оценка производится по следующим параметрам: самообслуживание (еда, туалет, гигиена, одевание и раздевание, общее самообслуживание), саморегуляция, работа по дому, развитие речи и общения, социализация. Шкала заполняется взрослым, хорошо знающего ребенка воспитателем или родителем. Результатом теста является оценка уровня социальной зрелости или коэффициент социальной зрелости.
Измерение творческих способностей
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования значительно сдерживает неопределенность самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта характеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса.(1960).
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б
Тест является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемым таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображения.
Тест Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (1966)
Задание включает оценку вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взрослых. Тест охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенных на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать не стандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Творческие способности в действии и движении (Torrance)
Тест дополнения к серии тестов на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задание теста составлено таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявлять свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком- либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
Шкала оценок и контрольные записи наблюдений.
Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений являются дополнительным важным критерием выявления одаренных и талантливых детей. Так как одних тестов не достаточно, можно также воспользоваться данными, полученными в результате непосредственного наблюдения за поведением детей. Данные исследования, получившее название Сиеттлский проект, также говорят о том, что контрольные записи, составленные родителями, вполне могут быть использованы как ценные сведения об умственных способностях детей.
5. Составления индивидуальной программы психологом-консультантом для одаренного ребенка.
Составляя индивидуальную программу психологической помощи одаренному ребенку необходимо опираться на следующие моменты:
1. Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих сверстников. Другой с высоким IQ, но заниженной самооценкой. Отсюда необходимость в определении слабых и сильных сторон каждого ребенка и составлении программ, отвечающего его потребностям.
2.Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом "Я". Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе. Реакция близких взрослых значит для них очень много. Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками может сильно огорчить ребенка и, в конце концов, привести к формированию негативного Я-концепции. Такого ребенка необходимо убедить в том, что он талантлив и скоро научится так же хорошо писать, говорить, а пока ему помогут взрослые.
3. Семья должна играть важнейшую роль в образовании одаренного ребенка. Результаты программы могут быть наилучшими, когда семья и школа работает в тесном контакте.
4.Программа помощи ребенку должна включать разнообразный познавательный материал соответствующий его интересам и потребностям. Обычно одаренных детей отличает широкая сфера интересов и развития навыков.
5.Учебные программы должны быть сбалансированы и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие эмоциональной и двигательной сферы, а так же общение.
6.Одаренный ребенок должен иметь возможность общения со столь же одаренными детьми. Иногда это условие может повлечь за собой перевод в другое общеобразовательное учреждение с тем, чтобы ребенок мог найти соответствующую ему среду.
7.Обучение одаренного ребенка имеет лучший результат, если его проводит специалист, специально обученный для работы с одаренными детьми.
8. Родители и специалист должны определиться в отношении целей , которые ставятся перед ребенком, и путей к достижению. Когда специалист и родители сотрудничают подобным образом, одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал.
9. Неотъемлемой частью программы для ребенка должна быть система его оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей, а также -довольны ли родители программой, выявить ее слабые места. Только когда существует четкая система оценки программы, специалисты и родители могут судить, отвечает она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов.
10.Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный уровень его развития. Все это требует совместных усилий воспитателей, учителей, вспомогательного персонала и родителей.
11.Программа должна развивать настойчивость в достижении цели. Высокого IQ не достаточно: целеустремленность и желание довести дело до конца, могут быть, не менее важны.
12.Развитие творческих способностей одна из составных частей программы психологической поддержки. Дифференцированный курс обучения для одаренного ребенка, безусловно, не должен обходить вниманием этот важный аспект развития личности.
13.Необходимо изыскать пути привлечения к обучению одаренных детей талантливых наставников.
6. Выявление трудностей в реализации способностей у одаренных детей.
Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями. Причины распадаются на четыре категории:
1.Связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими недостатками, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности, воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушением речевого развития - также одаренный - врятли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше,
Каждый ребенок должен регулярно проходить освидетельствование для выявления сенсорных физических отклонений, требующих медицинского вмешательства. Разумеется, для нормального развития ребенка необходимо и хорошее питание
2.Плохое преподавание в школе и не отвечающее запросам одаренных детей программы.
3.Социальные корни в семьях с низким доходом развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.
4.Самая главная причина - родителям необходимы знания и навыки, которые позволяют обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей.
Каждый конкретный случай требует пристального рассмотрения но, тем не менее, можно назвать и несколько общих факторов.
Психологам, педагогам, родителям при составлении индивидуальной программы помощи одаренным детям приходится сталкиваться со следующими проблемами:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушение в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересам или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становится лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9.Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия к себе окружающих. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
10.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
В соответствии с выше перечисленным производится выявление одаренности, ее типа, составление индивидуальной программы психологической поддержки с образовательной точки зрения. Необходимо достичь оптимального соответствия конкретной учебной программы нуждам одаренных детей. Применительно к специальной программе для одаренных и талантливых дошкольников цель такой системы состоит в выявлении тех из них, кому данная программа принесет наибольшую пользу.
7. Преодоления негативных черт, связанных с одаренностью.
Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей - стремление прервать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Такой "перебивающий", преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников. Как известно, существует общее правило ведения беседы, по которому говорящий и слушающий меняются ролями.
Внимание ребенка к собеседнику, понимание сказанного и готовность вести диалог - все это достойно похвалы.
Помогите ребенку научиться терпению - добродетели, которой одаренным детям часто недостает. В общении с ребенком родители должны быть терпеливы и не забывать похвалить его, когда он проявляет терпение, давая возможность братьям, сестрам, одноклассника или родителям закончить мысль.
8. Подготовка родителей и осознание необходимости перестроить свое отношение к ребенку.
Задача психолога в следующем. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств к нему самому, и ко всему миру.
Ниже мы приводим ряд советов родителям. Следуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя.
Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.
Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.
Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним, и, что люди говорят и действуют иногда бездумно, но без намерения причинить боль.
Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Лета Холлингзуорт (1927) повествует об этом в своей книге "Одаренные дети": "Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом". Лета Холлингзуорт предупреждает нас, что один урок, который высокоинтеллектуальные люди никак не могут усвоить, заключается в том, что окружающие существенно отличаются от них в мыслях, поступках и желаниях. В 1942 году она написала: "Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо - не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить".
Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является принятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.
Но часто дети бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты от намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться от эгоцентрической возрастной тенденции искать причины всего в себе самом.
Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, - это громадное упорство в области их интересов. Ребенок 2-3-лет бывает поглощен своим делом несколько часов к ряду и возвращаться к нему в течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста.
Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства.
Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, связанной с высокой преданностью делу.
Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм) - одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как: "Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше" или "А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?". Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и, соответственно, своих собственных. Было замечено (Freeman, 1979), что излишние родительские амбиции сопровождаются довольно высоким уровнем враждебности у детей.
Неоценимую помощь в наблюдении за развитием ребенка родителям окажет ведение дневника, в котором будут фиксироваться те моменты, в которые уделялось внимание ребенку. Родителям необходимо помнить, что, стимулируя ту или иную модель поведения, они должны сообщать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделять пропорциональное внимание таланту и виду деятельности, в котором ребенок преуспевает, не забывая отмечать другие важные качества растущей личности. Обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Способность воспринимать тонкие качественные различия - врожденное свойство. А стремление достигать совершенства - приобретенное, с весьма неясными для ребенка последствиями.
Всепоглощающее любопытство одаренных детей - еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Роберт Уайт в 1959 году описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей - страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл.
Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.
Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, приобретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в огромное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная - и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину.
Задача психолога научить родителей двум вещам, чрезвычайно важным для воспитания в одаренном ребенке здоровой продуктивности: формирование приоритетов и постановке цели.
Для достижения первого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы - равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течение недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Не удивляйтесь, если ребенок начнет так же подсчитывать и ваше время. Было бы неплохо родителям самим проанализировать, на что уходит их личное время, чтобы выяснить собственные приоритеты и продуктивность.
Просмотрев журнал за неделю, родители могут, например, обнаружить, что ребенок перегружен уроками и занятиями. Заглянув в свой журнал, родители могут усмотреть и возможную непоследовательность в собственных приоритетах и в использовании времени - скажем, времени, которое они проводят с каждым из детей.
Психолог должен убедить родителей заинтересовать своих одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т.д., для того, чтобы дети выдающихся способностей иногда чувствовали себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом они научаться и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА
С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Поллин Пепинский предложил ряд полезных приемов, которыми родители могут научить пользоваться своих детей:
1. Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они воспринимали твой вклад как служащий их собственным ( или, во всяком случае, им не противоречащий).
2 Критику в адрес других людей высказывать только с целью помочь.
3. Дать понять, что ты с уважением относишься к другим членам коллектива: ценности, принципы, идеалы.
4. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собственное достоинство, выслушивай их внимательно.
5. Заработай собственный кредит для большей собственной свободы в течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринимать господствующее требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами.
6.Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить , а не на личностях, не на достижении статуса.
7. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.
Эти приемы позволяют одаренной личности-ребенку или взрослому разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинению групповым интересам. Такой творческий конформизм позволяет сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием.
В своей работе Торранс по воспитанию творчески одаренных детей приводит следующие данные:
Продолжительное подавление интеллектуальных и творческих экспрессивных способностей приводит к эмоциональным сложностям , неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами сильной подавленности, когда ребенок не состоянии понять причину неприятия окружающими естественных для него устремлений.
Когда его творческая энергия блокируется, мышление оказывается парализованным. Бегство в воображение может стереть грани между реальностью и фантазией. Такой ребенок может принять оборонительную модель поведения сходную с психопатической.
Для того чтобы быть одаренной личностью не обязательно страдать. Но почему - то всегда страдание сопровождают творчество. Семья может дать возможность ребенку иметь психологическую защиту , способность не стать воинствующим конформистом, укрепить самоприятие.
В более поздних работах Гауена советы родителям звучат следующим образом:
1.Создайте устную безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы....". В этом случае, как бы не старался ребенок, результат его всегда будет недостаточно хорош.)
3. Будьте терпимее к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими.
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток шефства может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, и советы родителей могут восприниматься как вторжение в личную жизнь ребенка. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем желании разделить с ребенком его радость живого творческого воображения.
5. Помогите строить ребенку его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи, наряду с другими, и их носителей.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек , энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
7. Помогайте справиться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе непонятного для сверстников творческого поиска: пусть он находит для себя награду в самом себе и не обращает внимание на мнение сверстников. Дать возможность детям ознакомиться с автобиографиями известных творческих личностей , дать понять ребенку, что он не одинок в своей борьбе.
8. Объясните ребенку, что не на все его вопросы есть однозначные ответы. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного( Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной - но и очень не доброй )
10. Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею. Есть основания полагать, что такие подсознательные фантазии являются полуоформившимися, нестройным источником интимного творческого вдохновения.
11.Помогайте ребенку стать разумным авантюристом, порой полагаться в творческом поиске на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это позволит совершить истинное открытие.
12.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы они ни были неудачны. Относитесь к ним с симпатией и добротой: ребенок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
13.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальное трение, справляться с негативной реакцией сверстников. Ребенок лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательное русло.
14.Найдите своему ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка может знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый окажется мальчиком, проблемы не кончатся. Родителям возможно придется объездить все окрестности, но это лучше чем погрузить ребенка в мрак одиночества.
Стоит знать, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями , значит он не нашел себе друзей по интересам.
Заключение
Основная задача психолога помочь профессионалам в работе с одаренными детьми. Педагоги работающие с одаренными детьми , сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей. Одна из проблем антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Цитируя одного из видных специалистов в области обучения одаренных детей, М. Карне: " Есть что-то в характере, что не принимает юных умников. Никто не может понять почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы".
Недостаток финансирования разработок, связанный с обучением одаренных детей, ведет к малочисленности специальных программ обучения для них.
Талантливые дети не просто абстрактные носители, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Именно поэтому психолог в своей работе должен опираться и настойчиво призывать родителей и специалистов способствовать не только умственному развитию, но и личностному развитию одаренных детей. Ведь именно невнимание к личности легло в основу социального стереотипа, будто одаренный ребенок - это эдакий "книжный червь", которого совершенно не интересует окружающий мир. Именно человеческое, спокойное и конструктивное отношение к таланту даст ему возможность почувствовать себя полноценным человеком, а не "белой вороной", как это зачастую происходит сейчас.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Пер с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, - М., 1995 г.
Психология формирования и развития личности./Под ред. Л.И. Анцыферовой М., 1991 г.
Бурменской Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 1992г.
Глассер У. Школа без неудачников. Пер.с англ. -М.1996г.
Гуревич К.М., Лубовицкий В.И. Психодиагностика, ее проблемы и методы.
Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. Пер.с англ. Прогресс.1984г.
Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. Пер.с англ. Прогресс.1996г.
Немов Р.С. Основы психологического консультирования.
Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер.с англ. Наука.1976г.
Психология и жизнь. Материалы юбилейной научно-практической конференции - 25 лет отделению психологии СГУ.
2 1


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе

Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...

Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами

В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2021-2022 учебный год

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами...