Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
презентация к уроку

Прокофьева Юлия Викторовна

В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содержание. Рассмотрены разница между основной и адаптированной образовательными программами, этапы сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОУ, основные направления работы педагога-психолога и даны рекомендации педагогам по работе с данной категорией детей.

Презентация и информация в ней будет полезна для сотрудников службы психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных учреждений (педагогов-психологов, социальных педагогов, тьютеров и пр.), для педагогического состава и для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами Составила: Прокофьева Юлия Викторовна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №172 Калининского р-на г. СПб E-mail : uliyaprok@gmail.com Санкт-Петербург 2021

Слайд 2

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития , затрудняющие не только процесс обучения, но и, в целом, влияющие на ведение полноценной жизни. Дети-инвалиды Дети-инвалиды - дети в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями и последствиями травм . Данные статусы устанавливаются учреждениями медико-социальной экспертизы.

Слайд 3

Инклюзивное образование В Концепции модернизации российского образования четко обозначена мысль о том, что «дети с ОВЗ и дети-инвалиды должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации инклюзивного или интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Слайд 4

Инклюзивное образование ͞ Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия : перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной

Слайд 5

З А К Л Ю Ч Е Н И Я Т П М П К

Слайд 6

Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 с нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 с задержкой психического развития 7.1, 7.2 с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2

Слайд 7

И П Р А Р Е Б Е Н К А - И Н В А Л И Д А

Слайд 8

Категория инвалидности Характеристика III группа Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности . С использованием вспомогательных средств ребенок способен : обслуживать себя; передвигаться самостоятельно, делая это более дробно и медленнее, чем другие люди; соблюдая специальный режим, обучаться в образовательных учреждениях ; ориентироваться в пространстве и времени; общаться медленнее, чем другие, усваивать, передавать и получать меньший объем информации. II группа Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма . Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к: самостоятельному обслуживанию; самостоятельному передвижению в пространстве; общению и контролю над своим поведением; ориентированию в пространстве и времени. Неспособность к обучению или обучение по спецпрограммам или в спецзаведениях ; неспособность к трудовой деятельности. I группа Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья. Неспособность к обслуживанию себя и полностью зависит от других; самостоятельному передвижению; ориентации в пространстве; общению или контролю своего поведения.

Слайд 9

ООП Основная образовательная программа ИПППС ребенка с ОВЗ – Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ АООП Адаптированная образовательная программа Разрабатывается педагогом-психологом Одна из составляющих ООП/АООП ребенка с ОВЗ На основе заключения ТПМПК, заявления родителей В соответствии с результатами предварительной психологической диагностики ребенка с ОВЗ Согласовывается ППк, утверждается директором ОУ На начальной ступени образования (1-4 класс), после получения заключения ТПМПК, составляется ежегодно до следующей ступени образования С 5 класса для реализации индивидуального ПП сопровождения детей с ОВЗ заключение ТПМПК должно предоставляться ежегодно Разрабатывается заместителями по УВР Утверждается директором Проходит процедуру экспертизы Содержит учебный план, календарный график, учебные программы по предметам и иные компоненты ( программы коррекционных занятий от педагога-психолога , учителя-логопеда, учителя-дефектолога, внеурочной деятельности, духовно-нравственного развития и пр. ) При АООП по ФГОС образовательное учреждение должно обеспечить 5 часов коррекционно-развивающих занятий в неделю каждому ребенку с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями ТПМПК – учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог)

Слайд 10

Этапы сопровождения в ОУ детей с ОВЗ - этапы 1-7 детей-инвалидов – этапы 4-7 1. Выявление детей ОВЗ 2. Направление детей с предполагаемыми ОВЗ на комиссию ТПМПК 3. Прохождение ТПМПК - получение заключения по нему 4. Предъявление заключения/ИПРА в ОУ 5. Разработка программы ПП сопровождения, по заявлению родителя через согласование с Ппк 6. Реализация программы ПП сопровождения 7. Анализ результатов (раз в полгода и в конце учебного года)

Слайд 11

Основные направления работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ и инвалидами Психологическая диагностика Психокоррекцион-ная работа Индивидуальная форма Групповая форма Консультационная работа с родителями и педагогами

Слайд 12

Психокоррекция детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психогимнастика Методы арт-терапии - Изотерапия - Сказкотерапия - Песочная терапия Тренинговые упражнения, игры, особенно на развитие коммуникативных навыков

Слайд 13

Проективная методика «Школа зверей» Можно использовать как метод диагностики, как метод психокоррекции Ученица 4 класса ОВЗ по типу 5.1 – тяжелые нарушения речи Первый рисунок Второй рисунок

Слайд 14

Государственная аттестация детей с ОВЗ и детей-инвалидов Государственный выпускной экзамен — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ-11) или основного общего образования (ГВЭ-9) для определенных категорий лиц. ГИА в форме ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Для участия в ГВЭ в школе нужно написать заявление, в котором указываются выбранные дисциплины. Помимо этого, требуется предоставить документы, подтверждающие невозможность участвовать в обычной аттестации. Для этого проходят специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). ОУ создает специальные условия для сдачи ГВЭ обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами: организация отдельного пространства, снабженного требуемыми средствами, представление обучающимся тьютеров для сопровождения (обычно педагог-психолог) и пр.

Слайд 15

Рекомендации педагогам при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Важно формировать у них чувство успеха, уверенность в своих силах. Трудность заданий возрастать постепенно. Делать паузы в работе, не перегружать. Плавно переключать внимание. Активизировать работу всех анализаторов - зрительного, слухового, двигательного. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

Слайд 16

В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов Создать доверительные отношения со значимым взрослым Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подбирать методы взаимодействия с ним, учитывая особенности его развития Рекомендации педагогам при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Слайд 17

Нормативная база Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный закон от 2412.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) Приказ Министерства Просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" от 07.11.2018 № 190/1512 Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»

Цели семинара:— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».— Познакомить с опытом работы с детьми  «группы риска» в СОШ №6.— Обсудить влияние системы воспитательной рабо...

Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.

В групповой  работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является  - этическая задача. Этическая задача – это модель проблемной...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения

Дети-инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом-психологом и получают социально-педагогические услуги на дому....

Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе

Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2021-2022 учебный год

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами...