Подготовка к ЕГЭ по биологии
элективный курс по биологии (11 класс) на тему

Шамилова Лайсан Ханифовна

В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции,  экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный  материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции,  экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный  материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы. 

              Название курса: Подготовка к ЕГЭ по биологии

Цель: Обобщить знания, полученные в процессе изучения курса биологии.

Задачи: 1.  Закрепить полученные знания о строении и жизнедеятельности живых организмов.

  1.   Научиться проводить самонаблюдения.
  1.   Отработать навыки работы с тестами.

Программа элективного курса рассчитана на 25 часов.

Данный курс имеет большое значение для практического закрепления теоретических знаний. Учащиеся приобретают навыки работы с микроскопом, учатся распознавать биологические объекты. Работают с муляжами различных органов, изучая их топографическое положение в организме, изучают гербарный материал, решают генетические и биологические задачи, знакомятся с многообразием органического мира.  Приобретают навыки работы с тестами.

Материал предназначен для подготовки к сдаче ЕГЭ, развития интереса к различным отраслям биологии, а также для того, чтобы учащиеся одиннадцатых   классов смогли оценить свои потребности, возможности и определиться в выборе профессии, связанной с какой–либо отраслью биологической науки.

Материал курса может быть использован для различных групп школьников, с разным уровнем общих знаний по биологии.

Изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Материал распределяется по блокам, каждый из которых является завершенным по данным изучаемым вопросам. Тестирование позволит проверить уровень усвоения материала.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и органов.
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость
  • особенности  строения живых организмов, процессы жизнедеятельности.
  • уметь

        объяснять:

           взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,

        изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

        распознавать и описывать: органы и системы органов животных; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

       сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы, последствия деятельности человека в экосистемах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебники, пособия,

Микроскопы, лабораторное оборудование;

Таблицы, схемы, диаграммы;

Компьютеры, мультимедийный аппарат,

ЗУН определяют в следующих формах контроля:

   - тесты;

   -решение задач по генетике;

Ожидаемый результат:

   - расширение знаний о влиянии факторов окружающей среды на живые организмы;

   -  овладение навыками оказания первой медицинской помощи;

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ – 17 ЧАСОВ.

раз-

дела

урока

 

 

Раздел. Тема урока.

Рассматриваимые задания ЕГЭ

1.

Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы

А 1

2

Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции органоидов

А 2, 3, 27,В1

3

Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток

А 4,26,27, С 5

4

Разнообразие организмов. Вирусы

А5, А6

5

Генетика, ее задачи, основные генетические понятия

А 7, А30

6

Закономерности наследственности. Генетика человека

А8, А30

С6

7

Закономерности изменчивости

А9, А31

8

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

А10, В2

9

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных.  Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений

А11-А12, В3

10.

Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений

А 32, С5

11.

Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих.  Хордовые животные. Основные классы, их характеристика

А 1-, А32 , В4, А14

12.

Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения

Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека

А15-16, В2

 

С2-3

13.

Bнутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция Гигиена человека. Факторы здоровья и риска

А517-А19, В5, С4

14.

Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование Эволюционная теория. Движущие силы эволюции.

А20-А21, А34

15.

Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов.  Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Эволюция растительного, животного мира. Антропогенез

А22-А23,А35

16.

Решение тестов Экологические факторы, законы. Взаимоотношения организмов.

А24- А26, А36, В7-В8

17

Проведение пробных ЕГЭ. Выявление западающих тем.

Он-лайн тесты

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

       ПРИНЦИПЫ.

        Показателем эффективности практикума по гигиене человека должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и умение применять полученные знания на практике..

       В основе изучения  лежат такие принципы как :

       Принцип гуманизации – в основе, которого лежит право человека на благоприятную среду жизни, способного к целесообразной деятельности по сохранению здоровья.

      Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.

      Принцип интеграции естественных, нравственных, эстетических, социально-экономических, правовых аспектов, обеспечивающих взаимодействие всех сфер сознания и различных видов деятельности учащихся.

      Принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности изучения и применения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития  подрастающего поколения способного  к адаптации в социуме.

            Социальное и нравственное воспитание, как воспитание, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и естественного циклов. 

 

  ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.   

   Особое место в программе занимают следующие формы обучения:

       - словесные /беседы;

       - практические работы /

       - проблемно-поисковые / работа с дополнительной литературой,

       - наглядные

На занятиях используются,  индивидуальные, коллективные работы:

     В основу изучения положены такие методы как:

       - работа под руководством учителя; самостоятельная учебная работа;

       - репродуктивные, проблемно-поисковые; словесные; наглядные;

       - практические; технология проектов.

    При проведении практических работ большое внимание на правильное использование оборудования, ведение дневника наблюдений, соблюдение техники безопасности.

     Итогом работы учащихся является успешное сдача экзамена.

Список литературы

 

  1. Биология: в 3-х томах. Т. 3: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера, М.: Мир, 2002
  2.  Гольдман И. Л. Генетика и здоровье -  М.: Просвещение,1967
  3. Фросин В. Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике: Учебное пособие. – Казань: Магариф, 1995.
  4. Шумный В. К. и др. Общая биология – М.: Просвещение, 2001. – 462 с.
  5. Фросин В. Н. Тесты для подготовки к ЕГЭ (ботаника, зоология, анатомия, общая биология)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".

Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...