Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему

Рабочая программа по биологии 6-9 классы (для коррекционных классов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_6-9kl.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 734 «Школа самоопределения»

«Утверждаю»

_________________________________

Директор ГБОУ Школы № 734

 Грицай Ю.В.

Рабочая (адаптированная) программа

по предмету «Биология»

в коррекционных классах (6-9кл)

на 2016-2017 учебный год

Учитель: Значкова Н.Н.

Рабочая программа по предмету «Биология» (6-9кл)

Рабочая (адаптированная) программа по биологии в 6-9 классах разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Законов РФ «Об образовании»
  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2000

Авторы: Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М.,

Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.

Содержание программы

1.Пояснительная записка

2.Методическое обеспечение

3.Используемые педагогические технологии

4.Тематическое планирование программы, предметные и личностные результаты

Пояснительная записка

Биология  как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. Сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы: о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье.
  2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных.
  3. Проведение через весь курс экологического воспитания- рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе.
  4. Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома.
  5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии в коррекционных классах должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно–следственные связи и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё человека.

В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные  знания по неживой природе, сформировать представление о мире, который окружает человека.

Программа 7 класса  включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространённых полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. Школьников с проблемами в развитии невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространённых и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием  животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса сообщаются элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносит курение, употребление спиртных напитков и наркотиков.

При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа  для 6-9 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Методическое обеспечение

  1. Программы специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIIIвида. (5- 9 классы) под редакцией В.Воронковой. Москва. Издательство «Владос». 2000 год.  
  2. А.И.Никишов. Биология «Неживая  природа» - 6 класс.М, «Просвещение», 2011
  3. А.И.Никишов, Н.И.Арсиневич  Рабочая тетрадь по естествознанию. 6 класс
  4. З.А. Клепинина. Биология  «Растения. Бактерии. Грибы»-7класс, М. «Просвещение», 2011
  5. Рабочая тетрадь по естествознанию. 7класс.
  6. А.И. Никишов, А.В.Теремов  Биология «Животные»-8 класс , М, «Просвещение», 2011
  7. Рабочая тетрадь по естествознанию- 8 класс.
  8. И.В.Романов, И.Б. Агафонова. Биология. «Человек»- 9 класс М, Дрофа, 2010
  9. Ж. «Дефектология», «Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии».

Используемые педагогические технологии

  • Технология коррекционно – развивающего обучения.
  • Технология личностно – ориентированного обучения.
  • Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология эффективной речевой деятельности.
  • Технологии здоровьесберегающей деятельности.
  • Игровые технологии
  • ИКТ

Тематическое планирование, предметные и личностные результаты

6 класс. Неживая природа

Введение

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Планета, на которой мы живем. Смена дня и ночи, времен года

Вода

Вода в природе. Свойства воды. Три состояния воды. Растворимые и нерастворимые в-ва в воде. Растворы в природе. Использование и охрана воды.

Воздух

Свойства воздуха. Теплый и холодный воздух. Движение воздуха. Состав воздуха Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

Свойства воздуха. Теплый и холодный воздух. Движение воздуха. Состав воздуха Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, применяемые в стр-ве (гранит, известняк, песок, глина). Горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, торф, природный газ). Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты). Полезные ископаемые для получения металлов (руды). Черные и цветные металлы.

Почва

Как образуется почва. Состав почвы. Способность почвы впитывать, пропускать и удерживать воду. Основное свойство почвы-плодородие. Обработка почвы, охрана и значение в народном хозяйстве

Планируемые результаты:

предметные

  • отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов.
  • некоторые  свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха и металлов –
  • - расширение при нагревании и сжатие при охлаждении
  • -  способность веществ переходить из одного состояния в другое.
  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы
  • обращаться с самым простым оборудованием;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

личностные

  •  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  •  формирование готовности к самостоятельной жизни.

7 класс. Растения, грибы, бактерии

Многообразие растений

Значение растений и их охрана. Знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветковых растений

Цветок

Строение цветка. Соцветия. Опыление цветков. Плоды. Распространение плодов и семян

Семя

Строение семени фасоли и пшеницы. Условия, необходимые для прорастания семян

Корень

Разнообразие корней. Корневые системы. Значения корня, видоизменения корней.

Лист

Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование. Значение листа. Испарение листьями воды. Дыхание растений. Листопад

Стебель

Строение стебля. Значение стебля. Разнообразие стеблей.

Растение-целостный организм

Взаимосвязь всех органов со средой обитания

Бактерии

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

Грибы

Строение шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы.

Мхи

Виды мхов, произрастание. Торфяной мох и образование торфа

Папоротники

Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные

Сосна и ель-хвойные деревья. Отличия их от лиственных. Использование древесины

Покрытосеменные или цветковые растения

Классы. Характерные различия однодольных и двудольных

Злаки

Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Выращивание, использование

Лилейные

Основные представители: лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш, хлорофитум. Общая характеристика. Использование

Пасленовые.

Картофель, томат, баклажан, перец, петунья, душистый табак. Общая характеристика. Использование

Бобовые.

Горох, фасоль, соя, клевер, люпин Общая характеристика. Использование

Розоцветные

Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, земляника. Созревание плодов, их уборка и использование

Розоцветные

Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, земляника. Созревание плодов, их уборка и использование

Сложноцветные

Подсолнечник, ноготки, бархатцы, маргаритка, георгин. Особенности внешнего строения, выращивание и использование

Комнатные растения

Перевалка и пересадка комнатных растений

Практическая работа

Работа в саду

Планируемые результаты:

предметные

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений;
  • отличительные признаки ядовитых и съедобных грибов, вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных)
  • приводить примеры растений некоторых групп (злаковых, лилейных, бобовых,  розоцветных, сложноцветных)
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, плодов и семян
  • выращивать некоторые цветочно – декоративные растения
  • различать грибы и растения

личностные

  •  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  •  формирование готовности к самостоятельной жизни.

8 класс. Животные

Многообразие животного мира

Места обитания, приспособленность к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные. Значение животных и охрана

Беспозвоночные животные

Черви

Дождевой червь .Внешний вид, образ жизни, питание, дыхание, передвижение. Черви-паразиты. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Бабочка-капустница, яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Образ жизни. Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд-полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

Позвоночные животные

Рыбы

Общие признаки. Речные (щука, окунь, карп) и морские рыбы(треска, сельдь).Внешнее и внутреннее строение рыб, размножение, Рыбоводство. Охрана рыб

Земноводные

Лягушка. Место обитания. Внешнее и внутреннее строение, размножение лягушки. Жаба. Значение и охрана земноводных

Пресмыкающиеся

Общие признаки. Внешнее и внутреннее строение, размножение. Отличие ужа от гадюки.

Птицы

Внешнее и внутреннее строение птиц, размножение. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса (дятел, синица). Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка, цапля). Птицы, обитающие вблизи жилья человека (воробей, голубь).Охрана птиц. Домашние птицы (куры, гуси, утки). Строение куриного яйца. Птицеводство.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Общие признаки. Внутреннее строение

Грызуны

Белка, мышь, бобр. Общие признаки. Образ жизни. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров

Зайцеобразные

Заяц-беляк, русак, кролик. Образ жизни, черты сходства и различия. Разведение кроликов

Хищные звери

Волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки. Значение и охрана. Домашние хищники. Пушные звери (куница, соболь, норка) Разведение норки на зверофермах

Ластоногие

Тюлень, морж, морской котик. Общие признаки. Охрана.

Китообразные

Кит, дельфин. Образ жизни. Значение этих животных и охрана.

Парнокопытные

Лось, кабан. Жвачные и нежвачные. Значение в жизни человека

Непарнокопытные

Лошадь, зебра, осел. Лошадь Пржевальского

С/Х животные. Корова

Внешнее строение, породы коров, содержание на фермах, выращивание телят

Овца

Особенности внешнего строения овец. Породы овец, содержание овец, выращивание ягнят

Верблюд

Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Значение верблюда в жизни человека

Северный олень

Приспособленность к северным суровым условиям жизни. Значение в народном хозяйстве.

Свинья

Внешнее строение. Значение свиноводства, содержание свиней, выращивание поросят

Лошадь

Внешнее строение лошадей, породы лошадей. Содержание лошадей, выращивание жеребят.

Приматы

Общая характеристика

Обобщающее занятие

Редкие и исчезающие виды. Охрана животных

Планируемые результаты:

предметные

  • основные отличия животных от растений.
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных.
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных.
  • места обитания, образ жизни и поведения тех животных, которые знакомы обучающимся.
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных.
  • значение изучаемых животных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, чучелах, живых объектах).
  • кратко рассказывать об  основных чертах строения и образа жизни изученных животных
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных.
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными, , рассказывать о своих питомцах.

личностные

  •  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  •  формирование готовности к самостоятельной жизни.

9 класс. Человек

Место человека в живой природе

Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных

Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов

Опора и движение

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека, соединение костей. Первая помощь при травмах. Основные группы мышц. Работа мышц, значение физических упражнений.

Кровь и кровообращение

Значение и состав крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Первая помощь при кровотечениях. Вред никотина и алкоголя на кровеносную систему.

Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в тканях и легких. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания. Вред никотина и алкоголя на органы дыхания

Пищеварение

Значение пищеварения. Состав пищи. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Гигиена питания. Предупреждение желудочных, глистных заболеваний, пищевые отравления.

Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение. Предупреждение почечных заболеваний

Кожа

Значение и строение кожи. Закаливание организма. Гигиена кожи. Профилактика и первая помощь при солнечных ударах, ожогах и обморожениях.

Нервная система

Строение и значение нервной системы. Гигиена умственного труда. Сон и его значение. Вред никотина и алкоголя на нервную систему.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение и функции органов чувств

Охрана здоровья

Система здравоохранения в РФ. Организация отдыха. Медицинская помощь.

Планируемые результаты:

предметные

  • Название, строение, расположение основных органов организма человека.
  • Элементарные представления о функциях основных органов и их систем.
  • Влияние физических нагрузок на организм.
  • Вредное влияние  курения и алкогольных напитков на организм.
  • Основные санитарно – гигиенические  правила.
  • Применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения своего здоровья.
  • Соблюдать санитарно – гигиенические правила.

личностные

  •  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  •  формирование готовности к самостоятельной жизни.
  • соблюдать санитарно – гигиенические правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...