Неделя биологии 2016г.
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Слукина Наталья Владимировна

неделя биологии 5-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения недели биологии  в МБОУ школе – интернате №1

 18. 04. – 23. 04. 2016.

Дата проведения

Мероприятия

18.04.

Понедельник

Внеклассное мероприятие «Наш дом – Земля» - 6 классы

Конкурс рисунков «Моё любимое животное или растение» -

4 класс

20.04.

Среда

Интеллектуальная игра « Хочу  всё знать» - 9 классы

21.04.

Четверг

Внеклассное мероприятие «Тайны живой природы» - 7 класс

Внеклассное мероприятие «Главное чудо света» - 8 класс

22.04.

Пятница

Конкурс стихотворений о цветах «Цветы мне нежно улыбались»   5 класс

Внеклассное мероприятие 5 классы

23.04.

суббота

Выпуск тематических стенгазет:
«Как прекрасен мир цветов» - 5 класс

«Питание и здоровье» - 6 класс

 «Животное царство» - 7 класс

«Береги здоровье смолоду…» - 8 класс

«Интересное о человеке» - 9 класс

25.04.

Понедельник

Подведение итогов. Награждение.



Предварительный просмотр:

Конкурс стенгазет 5 – 9 классы

F:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1045.JPGF:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1046.JPG

F:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1047.JPGF:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1048.JPG

F:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1090.JPG

Конкурс рисунков 4а класс

F:\неделя биологии\ОТЧЁТ НЕД БИОЛ\фото  6 класс\DSCN1088.JPG


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приветствие учащихся.  Слово учителя.

  Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливится их хотя бы однажды увидеть. Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы- мы сами!

    Казалось бы, что в каждом из нас необычного, чудесного? Тело как тело - две руки, две ноги, туловище, голова. Но за этой видимой и привычной простотой скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Древние философы даже считали этот мир - микрокосм, или «космос в миниатюре»- таким же необъятным и бесконечным, как вся Вселенная.

    Стоит чуть глубже взглянуть хотя бы на тело человека - и оно предстанет столь сложным, целостным и совершенным объединением различных «деталей», которое не снилось ни одному изобретателю и конструктору. И все эти части действуют так согласованно и четко, что человек способен превосходно ориентироваться в окружающей среде, взаимодействовать с другими, передавать информацию и осмысливать её, творить, создавать новое. По-видимому, правы были древние, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная.

    Как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма». А сегодня мы поговорим о самом человеке и увидим на сколько хорошо мы знаем свой организм.

Слайд 1

Разминка.

  1. Какой жидкости в организме примерно 5 литров?

Слайд 2

  1. Химический элемент, входящий в состав костей?

Слайд 3

  1. Отдел мозга, отвечающий за координацию движений?

Слайд 4

  1. Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака?

Слайд 5

  1. Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу

Слайд 6

  1. Сколько у человека ушей?

Слайд 7

  1. Самая большая железа в организме?

Слайд 8

  1. Где находятся альвеолы?

Слайд 9

  1. Животное, на котором Павлов вырабатывал условные рефлексы?

Слайд 10

  1. Конкурс  «Гигиена»

История развития гигиены началась ещё в далёком прошлом, когда люди жили в гармонии с природой и соблюдали обычаи переданные предками. Во все времена неблагоприятные внешние факторы влияли на здоровье человека, и такая наука как гигиена намного снизила показатель смертности среди людей.
Наибольшее развитие гигиена получила ещё в Древней Греции и Римской империи. Знаменитый Гиппократ создал замечательный труд «О воздухе, водах и местностях» где он описал влияние окружающей среды на самочувствие человека. Именно тогда началась 
история развития гигиены как науки. Также в средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) написал трактат «Канон медицины» где он обсудил такие вопросы как гигиена жилья, одежды, пищи и так далее. В славянских городах много внимания уделялось уходу за свои телом – очень популярны были бани, которые смывали всю грязь. Возникновением гигиены как науки на Руси мы обязаны Петру Первому, который придумал Медицинскую Канцелярию и издавал указы по охране здоровья людей. Также в Великом Княжестве Литовском особое внимание уделялось санитарии.
Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в 18 веке. Такие замечательные учёные как П. Франк, Х. Гуфеланд, М. В. Ломоносов разрабатывали экспериментальные и санитарно-статистические методы исследования такой науки как гигиена. Такие талантливые люди как М. Петтенкофер, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман сделали гигиену точной наукой.

Слайд 11

1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание)

Слайд 12

2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия)

Слайд 13

3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном)

Слайд 14

4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур)

5.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания)

Слайд 15

6.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие)

Слайд 16

  1. Конкурс  «Анатомия» 1 команда

История: основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А.Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.

Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т.д.)

В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. 

1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)

 2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)

 3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)

 4.Самый легкий орган человека. (Легкие)

 5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)

 6.Что является зеркалом души? (Глаза)

  1. Конкурс  «Физиология» 2 команда

История: Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках.

1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)

 2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)

 3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)

 4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)

 5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)

 6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)

  1. Конкурс «Болезни»

Слайд 17

1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)

Слайд 18

2.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)

Слайд 19

3.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)

Слайд 20

5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)

Слайд 21

6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)

Слайд 22

  1. Конкурс «Фармакология»

История: История применения лекарственных средств для предупреждения и лечения заболеваний имеет такую же давность, как история всего человечества. Люди черпали из недр самой природы нужные для себя вещества, замечали благоприятное и неблагоприятное действие некоторых из них, из поколения в поколение отбирали и закрепляли лучшие средства.


Попытки систематизировать сведения о применении в народе лекарственных средств и противопоставить их заклинаниям и молитвам были предприняты в древнюю эпоху. Крупнейший врач и мыслитель Древней Греции Гиппократ (460-377 гт. до н. э.) впервые попытался привести в определенную систему разрозненные сведения о лекарственных веществах и описал 236 растений, применяемых с лечебной целью в то время.


Учение Гиппократа наиболее полно развил К. Гален (131- 201). Римский фармаколог, физиолог и анатом К. Гален впервые установил, что растения, кроме главных действующих начал, содержат балластные вещества, от которых надо избавляться путем приготовления настоев, настоек, отваров и других форм. В честь ученого эти формы сейчас называют галеновыми. Большое влияние на развитие медицины вообще и лекарствоведения в частности оказал таджикский врач Авиценна (Абу Али ибн Сина), живший в конце X и начале XI в. В его пятитомном сочинении Медицинский канон приводятся данные о 764 лекарственных средствах и обобщены теоретические основы врачебного искусства и лекарствоведения IX и X вв.

Слайд 23

1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град)

Слайд 24

2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж)

Слайд 25

3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы)

Слайд 26

4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник)

Слайд 27

5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил)

Слайд 28

6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда)

                         

Слайд 29

6 . Конкурс «В раздумьях»

Слайд 30

1. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Назовите это домашнее животное. (Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа  заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.)

Слайд 31

2 . В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.)

Слайд 32

  1. 3. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. (Собака.)

Слайд 33

4.Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)

Слайд 34

  1. 7. Конкурс «О чем идет речь?»
  2. Команде  раздаются листочки с изображением органа или заболевания , по ним она должна сделать описание, а другая команда угадать, о чем идет речь.(селезенка, радужная оболочка, волосы, кариес, щитовидная железа, аппендикс)

Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем, кто принял участие в предметной недели, а также в викторине.  Всего доброго!

Слайд 35

МБОУ «Школа – интернат №1»

  Викторина по биологии

«Главное чудо света»

8 класс

             

Учитель биологии:

 Слукина Н. В.

Рязань 2016



Предварительный просмотр:

Путешествие «Наш дом – Земля»

Форма проведения: устный журнал.

Цель мероприятия: расширить знакомство воспитанников с обитателями нашей планеты воспитывать чувство прекрасного и желание бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

образовательная: формирование знаний о природе и её обитателях; проверить и углубить знания детей о живой природе; расширить кругозор;

воспитательная: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, Родине, самому себе;

развивающая: развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления интереса к окружающему миру, сообразительности, фантазии.

Дидактическое обеспечение.

Презентация к мероприятию “Путешествие “Наш дом - Земля!””.

Выставка книг о природе: энциклопедии “Мир животных”, “Мир моря”, “Я познаю мир” (растения, животные).

Эпиграф к мероприятию:

“Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля” и пересесть из него просто некуда”. Антуан де Сент-Экзюпери

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня люди всей Земли говорят о нашей планете, о ее красоте, о ее боли. Так давайте, и мы поговорим о нашей планете и совершим познавательное путешествие по страницам устного журнала “Наш дом - Земля!” (Слайд 2)

Первая страница “Наша голубая планета”

Музыкальная вставка: группа “Спейс” - “Синева”

Показ слайдов по теме “Космос”.

Ведущий: Какая же она, наша Земля? (Слайд 3) Планета Земля - третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Мифы о земле. (Слайд 4)

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо-черепаха плавает в море – океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звёзд. Древние индусы, например, считали, что Земля покоится на четырёх слонах, а на Руси наши предки представляли, что земля стоит на трёх китах, а ещё более древний народ — вавилоняне — думал, что Земля сама плавает на поверхности океана.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных, любопытных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.

В бесконечной и вечной Вселенной наша Земля маленькая планета.

Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет.

Наша планета Земля имеет форму шара диаметром около 12750 км. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера имеет несколько слоев. Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады. Земля вращается вокруг своей оси, поэтому день сменяется ночью.

А знаете ли вы?

Вопросы.

  1. За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа, то есть за сутки.)
  2. Какая из звезд ближе всего расположена к Земле? (Солнце.)
  3. Как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
  4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, то есть за год.)
  5. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
  6. Какую часть поверхности Земного шара занимает вода? (Три четверти.)
  7. Кто и когда совершил первый полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин в 1961 году.)

Слова Ю. А. Гагарина о Земле. (Слайд 5) Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им представляется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. И они с любовью называют Землю “Голубая планета”.

Показ фрагмента видеоролика “Планета Земля” (Слайд 6) на его фоне - чтение стихотворения.

“Наша Земля – голубая планета
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты”.

(Автор: Людмила Васильева)

Ведущий. Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы. Это растительный мир - калейдоскоп красок и форм не перестающий удивлять воображение человека. Удивительный животный мир по своей красоте и величию ужившийся в гармонии с природой. Это - Человек и его взаимоотношения с окружающим миром.

Вторая страница “Зелёный наряд нашей планеты”

Наша Земля – зеленая планета! Это растения: деревья и травы, цветы и кустарники. подарили ей зеленый цвет. Они всюду вокруг нас. За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Вот и давайте и поговорим об этом удивительном зеленом царстве, о близких и родных обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся угадать их в загадках.

1.“Угадай-ка!”(Слайд 8)

Прочитайте шифровку с конца и узнайте, о чём будут загадки:

Хяьверед о икдагаз. (Загадки о деревьях)

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна
Одежда зелена. 
(Береза.)

2. Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она.
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. 
(Ель.)

3. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. 
(Ива.)

4. Летом знойным зацветёт 
Сразу пчёл к себе зовёт. 
Круглые листочки,
Светлые цветочки. 
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? 
(Липа.)

5. Не береза, не сосна 
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. 
(Осина.)

6. Что за дерево такое
Угощает снегирей
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. 
(Рябина.)

7. Что за дерево растет? 
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает
. (Тополь.)

2. Расшифруйте название цветов. (Слайды 9-12)

ЧИКкольЛОко (колокольчик)

ВАНчикУДО (одуванчик)

Сака РАН (саранка)

3. Собери пословицу. (Слайд 13)

МНОГО, МАЛО, ЛЕСА, НЕ, ЛЕСА, ГУБИ, БЕРЕГИ.

(МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ, МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ)

Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Кто скажет?

- Лес - это наше богатство!

- Лес - это зеленый наряд нашей Земли!

- Там, где лес, всегда чистый воздух!

- Лес - это дом для зверей и птиц!

- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы

Разминка: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем с вами в игру “Это делают любители природы?”. (Да – хлопаем, нет - топаем)

Разоряют птичьи гнезда. (Нет.)

Уничтожают несъедобные грибы. (Нет.)

Вывешивают скворечники и кормушки. (Да.)

Рвут цветы охапками. (Нет.)

Сажают деревья. (Да.)

Оберегают родники. (Да.)

Ставят капканы. (Нет.)

Собирают березовый сок. (Нет.)

Ломают ветки деревьев”. (Нет.)

Разоряют муравейники. (Нет.)

Мусорят в лесу. (Нет)

Жгут прошлогоднюю траву. (Нет.)

Участвуют в очистке водоемов от мусора. (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Показ слайдов ДЕРЕВЬЕВ на фоне музыки А. Пахмутоваой. к песни “Беловежская пуща” сл. Р.Рожденственского. 

Третья страница “Полна чудес могучая природа”

Оказывается, в наше время ещё существуют Деревья – долгожители. Говорят, что этонезабываемое ощущение - находится рядом с деревом-долгожителем. Подумать только, это самые древние живые существа на земле! Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации, осознание только одного этого факта приводит в восхищение. Давайте с ними познакомимся(Слайд14)

К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в шведской провинции Доларна.

Следующими в списке долгоживущих деревьев являются секвойя и баобаб. Их возраст может достигать 5000 летСеквойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Кора калифорнийской секвойи очень толстая, местами до 30 сантиметров. Она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в защиту для дерева. Баобаб является одним из самых толстых деревьев: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды. Под толстой корой дерева находятся мягкие и пористые ткани, впитывающие воду как губка и необходимые для выживания дерева в период долгой засухи в Африке.

Третье место в списке долгоживущих деревьев занимают Тис и Баньян. Их возраст может достигать 3000 лет. Баньян, или, как его еще называют, дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и начинают пускать свои молодые побеги. Один из самых старых баньянов Дерево баньян растет в Индии уже больше 3 тысяч лет и состоит из 3 тысяч маленьких и 3 тысяч больших стволов высотой больше 60 метров каждый. Дерево Тис примечательно тем, что легко переносит недостаток света.

Сосна. Ее возраст может достигать 1200 лет. Однако возраст одной из разновидностей сосны -сосны остистой межгорной насчитывает 4900 лет. На высоте 3000 метров на границе

Калифорнии и Невады в США произрастают эти сосны.

Дуб обыкновенный (черешчатый), тополь серебристый, липа крупнолистая замыкают список деревьев-долгожителей. Их возраст может достигать 1000 лет.

Примечательно, что к деревьям-долгожителям в основном относятся деревья семейства хвойных. Хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты, к тому же, хвойные растения – индикаторы загрязнения воздуха, они очень чувствительны к его чистоте. Скорее всего, именно из-за своего свойства долголетия хвойные породы деревьев почитаются многими народами. В Японии различные виды сосен, можжевельники, ели считают символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Китае и Корее они олицетворяют верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие. В Германии ель считается священным деревом.

Четвёртая страница “Братья наши меньшие”

Показ фрагмента видеоролика “ В мире животных” (заставка 70–90 гг.) (Слайд 15)

1. Викторина “Эрудит”. (Показ слайдов - ответов на вопросы. Слайды 16-24).

Вопросы.

  1. Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин.)
  2. Какое из этих животных живет только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (Зебра.)
  3. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
  4. Какое из этих животных расселилось по всему миру: носорог, собака, енот? (Собака.)
  5. Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука.)
  6. Как пингвины высиживают свои яйца, они стоят, сидят или лежат? (Стоят.)
  7. Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь.)
  8. Каких птиц называют “санитарами леса”? (Дятла, синицу.)
  9. Какое из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, ёж, заяц, лесной сурок? (Заяц.)

Пятая страница лото “Самые необыкновенные животные”

(Слайды 26, 30-47) Показ слайдов – ответов воспитателя.)

Вопрос читают ребята и отвечают, воспитатель дополняет.

  1. Какое животное обладает самым мощным укусом? (Гигантская белая акула.)
  2. Какое животное самое живучее? (Губка. Это одно из самых примитивных морских животных. Если какая-то часть ее тела отламывается или съедается хищником, то тут же вырастает снова.)
  3. Какая птица самая быстрая? (Стриж-колючехвост. Скорость его полета может достигать 170 километров в час; за день стрижи могут пролететь до 900 км.)
  4. Самое быстрое морское животное. (Парусник. Эта рыба может плавать со скоростью 109 километров в час. Серповидный хвост позволяет ей стремительно разрезать толщу воды.)
  5. Самое быстрое животное на суше. (Гепард. Гепарды могут развивать скорость до 110 километров в час, но лишь на отрезках не более 400 метров; после короткой погони им приходится останавливаться остыть и перевести дух.)
  6. Какое животное самое большое из всех, которые когда-либо обитали на Земле? (Голубой кит. Своими размерами он превосходит даже динозавров. Его длина в среднем составляет 80 метров, а вес 122тонны.)
  7. Какое животное наиболее опасно для человека? (Полагают, что за всю историю человечества комары и москиты явились причиной половины всех смертей людей: они являются переносчиками таких страшных болезней, как желтая лихорадка и малярия.)
  8. Самое крупное наземное животное. (Африканский слон.)
  9. Кто из животных является величайшим путешественником? (Полярные крачки. Ежегодно они совершают из Арктики в Антарктику и обратно путешествия длиной в 38400 километров. Летом крачки размножаются в Арктике. Затем они совершают перелет через весь Земной шар в Антарктику, где их снова ждет лето. Возможно, это вызвано тем, что требующийся им корм в изобилии встречается в полярных областях только в летний период.)

Шестая страница “Береги свою планету - ведь другой, похожей нету”

Ученики: 1 Всегда приятно думать, что наша Земля дарит нам все лучшее: восход солнца, густой и зеленый лес, голубое небо над головой, теплый летний дождь и глубокий белый снег, красивый закат. Говорят: “Надо ценить все, что мы получаем от Земли, от природы”. (Слайд 27)

Чтение отрывка стихотворения на фоне музыки Игоря Лученка к песни “Просьба” на сл. Максима Богдановича.

2 Приложи свое ухо к планете!
Ты услышишь, как стонет она.
Мать Земля еще только в расцвете,
А изранена вся и больна.

3 Наш дом – окружающая среда, находится в большой опасности. Загрязняется воздух, вода, почва, уничтожаются леса, исчезают животные. Некоторые скажут, ну и что? Ведь природных ресурсов хватит еще на много лет! Как это касается человека?

4 Человек – часть природы, загрязняя окружающую среду, человек тоже подвергается очень большой опасности.

5 В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня земли. 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это наш общий дом, который надо содержать в порядке. День напоминания о страшных экологических катастрофах. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

6 Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

7 Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”. 

Показ фрагмента видеоролика “Экологические проблемы Земли”. (Слайд 27)

Заключительное слово воспитателя

Состоялось наше небольшое знакомство с жителями нашей планеты. Несмотря на то, что вопросы были шуточными и простыми, кое – что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

(Слайд 28)

Давайте будем,
Беречь планету.
Земля – наш дом.
Задумайтесь о том
.(Слайд29)

Использованная литература

1. “Я познаю мир. Животные”: Дет. энциклопедия/ авт. сост. П.Р. Ляхов – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003 г.

2. “Я познаю мир. Растения”: Дет. энциклопедия/ авт. сост. Л.А. Багрова – М.: АСТ: Хранитель, 2008 г.

3. Дет. энциклопедия: “Мир моря”/ Валери Ле Дю, М: “Махаон”, 2004 г.

4. “Мир животных”. – М: Издательство “ЭКСМО”, издательство “Лик Пресс”, 2005 г. (Серия “Энциклопедии”)

5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы”. – М. “ВАКО”, 2007 г. (Педагогика. Психология. Управление.), С. 94–100.

6. География и экология в школе XXI века. -№10. -С.64-68.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.saitzemli.ru/marks/plants/oldtrees/

2. http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c

3. http://www.youtube.com/watch?v=XkWv9a_xSfU

4. http://www.youtube.com/watch?v=x0Fw2wj2ciU&feature=youtu.be

МБОУ «Школа – интернат №1»

Путешествие

«Наш дом – Земля»

Подготовила:

учитель биологии

Слукина Н. В.

Рязань 2016 уч. г.        



Предварительный просмотр:

Тайны живой природы.

Цели: воспитывать бережное отношение к природным богатствам; способствовать расширению кругозора.

Форма проведения: игра.

Ход мероприятия.

Игра проводится в форме состязаний трёх команд. Вопросы задаются им поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Всё обо всём

Каждой команде нужно выбрать правильный ответ.

1. Какая из этих птиц не умеет хорошо плавать?

А) пингвин;    Б) буревестник;   В) топорик;  Г) попугай.

2. Какое из этих животных является рыбой?

А) морская звезда ;    Б) тюлень;   В) лосось;  Г) дельфин.

3. Что едят пингвины?

А) водоросли;    Б) рыбу;   В) останки животных;  Г) снег

4. Для чего крокодилы покрывают свои яйца илом?

А) чтобы спрятать их;    Б) чтобы согреть;   В) чтобы они не разбились;  Г) чтобы не укатились.

5. Какое из этих животных может отказаться от части своего тела?

А) осёл;    Б) попугай;   В) змея;  Г) ящерица

 

6. Какое из этих животных не ведёт ночной образ жизни?

А) ёж;    Б) соловей;   В) орёл;  Г) мышь.

7. Как долго живёт муха?

А) 10 лет;    Б) 10 дней;   В) 10 часов;  Г) 10 недель.

8. За что так была названа рыба-попугай?

А) умеет разговаривать;    Б) имеет твёрдый клюв;   В) живёт в джунглях;  Г) имеет яркий окрас.

9. Какая из этих птиц умеет летать?

А) эму;    Б) киви;   В) пингвин;  Г) фламинго.

Цветочный калейдоскоп

Нужно отгадать загадки о цветах. Кто первый отгадает слова, тот получает балл.

  1. весенний апрель улыбнулся,

запел, загалдел, заиграл,

от шума

цветочек проснулся

и на проталинке встал.

Запахло,

Повеяло прелью,

Чуть слышно

Цветочек твердил:

-Спасибо апрелю

За то, что меня разбудил!                Подснежник

  1. Я – красивый цветок,

Франт невероятный,

Жёлтый с бантиком цветок,

Всем весьма приятный.

Я – по северным лесам –

Роскошь без примера.

И, клянусь, не цвёл бы там,

Если б не Венера.                        Венерин башмачок

  1. Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Зовут её …                                 Ромашка

     4. Это неприметное, крохотное растение имеет удивительно красивые и очень нежные цветки с бело-жёлто-фиолетовыми лепестками                 Анютины глазки

    5.                 Ты горюешь над овражком:

                Кто понежит, кто понянчит,

                Где уснуть цветам-бедняжкам?

Ветер дует, рвёт былинки,

Пух с головушки срывает,

Серебристые пушинки

В чёрном поле развевает …        Одуванчик

  1. Росой обрызганный душистой,

Румяным вечером

Иль утра в час златой

Из-под куста мне этот цветок

Приветливо кивает головой…        Ландыш

Страшилки природы

Отгадайте, о каких растениях и животных идёт речь.

1. Как известно, крик этой птицы разгоняет нечистую силу. Это качество отражено в литературных произведениях, например в рассказе «Вий» Н.Гоголя.                (Петух)

2. Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «иуда дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не могли воскреснуть.         (Осина)

3. 19 сентября 1981 года более 300 человек были съедены этими рыбами, после того как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта. (пираньи)

4. На счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный желудочный сок, переваривает их. (Росянка)

5. Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий ещё в Древнем Египте. Невероятные  тучи прожорливых насекомых порой затмевали в полёте солнце. После нашествия местность превращалась в голую пустыню. Порой это насекомое опустошало целые страны. (Саранча)

Эмоциональное животное

Команды выбирают число от 1 до 6 в первом столбике таблицы (номер эмоции), и выбирают число от 1 до 6 во втором столбике таблицы (номер животного). Задача игрока – изобразить животное, переживающее заданное чувство. Соперники должны угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

1. гнев

1. медведь

2. презрение

2. слон

3. страх

3. кошка

4. радость

4. петух

5. удивление

5. обезьяна

6. вина

6. собака

Верю – не верю

Вы знаете книгу, в которой рассказывается о приключениях барона Мюнхгаузена. В разных частях света его окружали удивительные растения и животные. Свои наблюдения он записывал в блокнот. Проведём конкурс «Верю – не верю».

  1. Орёл-гарпия любит завтракать обезьянами. (верно. Гарпия – настоящий царь хищников в лесах Южной Америки, он свободно летает между ветвями деревьев и охотится на обезьян, которые всегда были его основной пищей)
  2. На зебрах водятся полосатые блохи. (неверно, блохи не маскируются)
  3. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются брёвнами. (неверно, они действительно похожи на плывущие брёвна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к своим жертвам)
  4. Одинокие волки воют на луну от тоски.(неверно, он предупреждает волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию)
  5. Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (неверно, крабы всплывают с помощью собственных конечностей)
  6. Большие черепахи плачут (верно, на берегу они роняют слёзы, так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза)
  7. Киты не могут дышать под водой. (верно)
  8. Некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи (верно, слоны, носороги, бегемоты покрывают себя слоем грязи в целях гигиены. Когда грязь высыхает, она отпадает от их шкур, а вместе с ней клещи и блохи)
  9. Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (неверно, когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу напавшего)

МБОУ «Школа – интернат №1»

«Тайны живой природы»

Подготовила:

учитель биологии

Слукина Н. В.

Рязань 2016 уч. г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «ЦВЕТЫ МНЕ НЕЖНО УЛЫБАЛИСЬ»

(конкурс стихотворений о цветах)

                                                                                              Составитель: учитель биологии                                                                                                                                

                                                                                                                     Слукина Н. В.

                                                                        учитель русского языка и

литературы

Андреева К. А.

2016г.

Оформление: цветок (любой), на лепестках написаны слова: «Пусть всегда будет солнце».

Учитель. Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю.

Герцен писал: «Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши. В нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое. Что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце. На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты». Еще за три тысячи лет до н. э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши. Когда в XX в. была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к ушедшему супругу.

Декабристам выращивание цветов скрашивало ссылку в суровой Сибири. А политзаключенные, пожизненные узники Шлиссельбургской крепости, объявили голодовку, требуя от тюремного начальства разрешения пользоваться библиотекой и выращивать цветы. «У меня на окне всегда цветы», - писал своей соседке по имению Осиповой в Тригорское ссыльный А. С. Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние». А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у А. Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском.

В Риме есть гробница С. Рафаэля. Писатель К. Г. Паустовский рассказал о старике-стороже, который, имея скудный заработок, каждую неделю покупал цветы и возлагал на гробницу великого итальянца.

Ученик. Нет на земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое писание, выражение уважения и любви.

В Австралии, в г. Сиднее есть оперный театр. Для своего первого представления, которое состоялось в 1973 г., труппа выбрала оперу С. С. Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен, актеров то и дело вызывали на бис. И лишь одно кресло в первом ряду оставалось незанятым: на нем лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Чикаго по телефону необычайную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору.

Учитель. Цветы дарят нам не только красоту. Они еще помогают человеку исцеляться от болезней, предсказывают погоду. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, свое назначение, своя тайна красоты. О многих цветах сложены легенды и предания, написаны глубоко прочувствованные стихотворения многими поэтами, такими как Ф. Тютчев, А.Фет, В.Рождественский, А.Блок и многие другие. И сегодня нам представился момент послушать произведения некоторых из этих авторов.

Объявление жюри

Заслушивание выступлений:

  1.  «Подснежник», Е. Стюарт
  2.  «О ней поют поэты всех веков», С. Я. Маршак
  3.  «Анютины глазки», И. Микулович
  4.  «Ромашки», Л. Рындова
  5.  «Лесная фиалка», И. Бутримова
  6.  «Сегодня праздник саду и душе», Л. Кузьминская
  7.  «Первый ландыш», А. Фет

Объявление результатов жюри, награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в рамках недели биологии.6-й класс.

Краткий конспект открытого урока....

План проведения недели биологии, химии и экологии.

План проведения недели биологии, химии и экологии. Предлагаются мероприятия для учащихся с 1 по 11 класс....

Предметная неделя биологии

Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...

неделя биологии

в работе имеется план недели, оимпиадные вопросы по биологии, разрабока школьного осеннего праздника "уж небо осенью дышало"...

План проведения недели биологии и химии

план проведения недели биологии и химии...

Неделя биологии и экологии в школе

План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...

Неделя науки 2016г

Неделя науки 2016г...