Формирование познавательных УУД на уроках биологии
статья по биологии на тему
Выстуление на районной конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.3 КБ |
![]() | 436.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД на уроках биологии
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий
Н. Рерих
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Я остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Приемы формирования познавательных УУД
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных учебных действий, первое из которых – формулирование цели. Не менее важным УУД является обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет, печатные источники (словари, справочники, энциклопедии) и, в первую очередь учебники. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения.
На своих уроках уделяю внимание работе с текстом учебника. Такой метод, как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным, но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя по его заданию читают текст и преобразовывают его в план (Требования к составлению плана прописаны в учебнике стр 18, что очень облегчает задачу), схему, таблицу, другие формы записи. Этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения. Этот метод эффективно активизирует и развивает логическое мышление, что позволяет дифференцировать работу с обучающимися.
В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД:
- найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке и т.д.;
- сравни объекты, карточки с рисунками, найти общее и различия. Умения сравнивать – это умения устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия.
Задания в рабочей тетради очень помогают в реализации работы с учебником.
Примеры
Итак, что же дают познавательные универсальные учебные действия?
Обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- ставить учебные цели;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные УУД : общеучебные , логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем . Основные виды УУД : - личностный; - регулятивный - познавательный; - коммуникативный
Общеучебные : - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; .
- - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике задач . В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке и т.д .; Приемы формирования познавательных УУД
Например : стр.45 рис.26 Рост клетки. Чем отличается молодая клетка от старой ?
составь текст с биологическими ошибками, использую прием «лови ошибку», например «В состав органических веществ входят следующие вещества- белки,жиры,вода , углеводы» разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их ; придумай название к тексту по изучаемой теме;
Игра «Светофор» Растения – живые организмы; Все растения на Земле – цветковые; Растения, выращиваемые человеком – дикие; Растения очень разнообразны; У многоклеточных растений тело состоит из множества клеток, сгруппированных в ткани и органы; В зависимости от сложности строения растения могут быть одноклеточными и многоклеточными; Все растения Земли – одноклеточные; Во влажных местах произрастают засухоустойчивые растения.
разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их; придумай название к тексту по изучаемой теме; - составь суждение по тексту параграфа; - выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию); заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы; Пример: Клетка заполнена полужидкой …, в которой находятся …, …., … и другие внутриклеточные образования .
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы: Запишите тему, выделите ключевые слова. Найдите основные разделы текста, дайте им название. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). Приведите примеры.
- создай таблицу (сверни информацию) по параграфу. Такое конспектирование является хорошей подготовкой к восприятию и умению быстро и точно сворачивать материал на уроках-лекциях, что является подготовкой к учебе в ВУЗах.
Работа с таблицами, графиками, диаграммами, отражающими как строение, так процессы жизнедеятельности объектов живой природы требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления.
Строение клетки 1 5 4 3 2
Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1, 2, 3, 4, 5.
Правильный ответ: 1.Ядро 2. Ц итоплазма 3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка
С инквейн Пример: 1. Клетка. 2. Структурная, функциональная. 3. Дышит, питается, воспроизводит. 4. Основной элемент живой материи. 5. Жизнь.
- составь предложение по теме …Ткани, используя слова «так, как», «потому, что», «следовательно», «если, то»; - составь разные предложения с одним и тем же понятием; - составь систему понятий в тетради (форму представления большого объема материала, связанного между собой понятиями, терминами), которая часто представляется в виде схемы:
Виды растительных тканей Покровная Образовательная Основная механическая проводящая
Л огические УУД. Это и осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, моделировать, проводить анализ. Используемые приемы: «интеллектуальные атаки» - метод аналогии, то есть подобрать необходимые по смыслу слова;
Пример: Болезнетворные бактерии → питаются →размножаются →отравляют организм → вызывают заболевания
Сравните растительную и бактериальную клетки Растительная клетка Бактериальная клетка Запишите отличительные признаки бактерий.
Умения обобщать- это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему- либо. Обобщение - это мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Пример: Что общего у этих грибов ?
- найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору; Пример: подосиновик, опенок, рыжик,мукор , грузди,мухомор . построить логическую цепочку, т. е упорядочить набор слов: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, яблоня, осина, кокки,бабочки,муравьи,подберезовик , г рузди,бациллы
(развивается умение классифицировать) . - назвать одним словом, то есть обобщить несколько слов одним понятием или термином; Пример: Клетки, ткани, органы, организмы. (Уровни организации живых сис - тем). Развивается умение классифицировать.
Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Пример: Рассмотреть под микроскопом препарат растительной ткани, опре - делить какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. - задачи, связанные с самонаблюдением;
Итак, что же дают познавательные универсальные учебные действия? - Обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения; - ставить учебные цели; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-113815-1360740142.jpg)
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-237442-1365270958.jpg)
Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе
в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...
"Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии. Развитие познавательного интереса в области биологических дисциплин способствует формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523425-1415786432.png)
Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии
Методическая разработка приемов формирования позновательных УУД по биологии...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2016/02/15/picture-341542-1455558320.jpg)
формирование познавательного интереса на уроках биологии
Одной из важнейших педагогических проблем является развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии, обладать которыми , несомненно, должен каждый человек.Каки...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1074436-1556090438.jpg)
Формирование познавательных УУД на уроках биологии
Формирование познавательных УУД на уроках биологии...