Формирование познавательных УУД на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии

Ринчинова Мираида Валерьевна

Формирование познавательных УУД на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_uud_na_urokah_biologii.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД на уроках биологии Составила: у читель биологии и химии МОУ Нижне-Иволгинская СОШ Ринчинова М.В.

Слайд 2

Основные виды УУД личностный ; регулятивный познавательный ; коммуникативный

Слайд 3

Структуры познавательных УУД общеучебные , логические, знаково-символические проблемно-поисковые ( по М.А.Шаталову )

Слайд 4

Приемы формирования УУД Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике действий. Такой метод, как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным, но когда учащиеся по заданию учителя читают текст, преобразуя его в план, схему, таблицу, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями (анализ, сравнение, выделение главного). Метод активизирует логическое мышление, позволяет дифференцировать работу с учащимися. Учащиеся получают памятку для работы с текстом и правила оформления письменного результата .

Слайд 5

Например : Прочитайте часть материала «Факторы среды обитания». Представьте содержание прочитанного в виде схемы, рисунка; После прочтения текста необходимо проверить, удалось ли: Сформулировать основную мысль прочитанного Обозначить главные мысли каждой части прочитанного текста

Слайд 6

Чем молодая клетка отличается от старой?

Слайд 7

Логические УУД - метод аналогии , т.е. подбираем подходящие по смыслу слова Н-р, корень – питание – корневые волоски – вода – минеральные вещества - обобщение Что общего между липидами, белками и углеводами? Рассмотрите растительную и животную клетку. В чем их сходство и различие? - найти «лишнее» слово в списке, объяснить свой выбор: Хлоропласты, вакуоль, оболочка, ядро - построить логическую цепочку ,т.е . упорядочить набор слов Эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, организм Плод, почка, семя, цветок разделить на группы организмы, процессы , понятия (развивается умение структурировать информацию, классифицировать ) Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей Дождевой червь, клевер, заяц, голубь, гриб- мукор Определите количество видов и родов животных, указанных в списке Лисица обыкновенная, медведь бурый, ласточка береговая, тюлень гренландский, лисица афганская, медведь белый, тюлень обыкновенный За определенное время ребята должны сложить рисунок из фрагментов и рассказать о данном объекте

Слайд 8

Работа с таблицами Работа с таблицами, графиками, диаграммами, отражающими как строение, так процессы жизнедеятельности объектов живой природы требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления . Найти органоиды и подписать названия под номерами.

Слайд 9

Проблемно-поисковое УУД теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна. При изучении темы «Питание и пищеварение» предложить такое задание: «Как изменится внешний вид растений-хищников, если животная пища станет для них основной ?» В теме «Дыхание» задаю проблемные вопросы: 1). В воздухе содержится кислород и углекислый газ. Почему в клетки при дыхании поступает кислород, а не углекислый газ? 2 ). При дыхании кислород всегда проникает внутрь организмов, а углекислый газ выделяется, почему не наступает такой момент, когда в воздухе остается только углекислый газ ? При изучении тема «Выделение» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: «Почему опасно есть переросшие грибы? Почему человек умирает, если перестают работать почки? Почему деревья сбрасывают листву?». При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока.

Слайд 10

Прием на восстановление информационных пропусков в тексте: При изучении темы «Транспорт веществ в организме» предлагаю учащимся выполнить индивидуальную работу по карточкам. Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания - ………. . Они сами образуют ……….. в процессе ………… в листьях на ……… . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ……… луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……… , затем передвигается по ………..древесины (ксилемы ) под действием …….. и ………», используя предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок, испарение, корневое давление, свет, органическое вещество, автотрофы, фотосинтез (в наборе могут присутствуют и лишние слова). Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу.

Слайд 11

Прием синквейн Структурной единицей всех живых организмов является клетка и все процессы жизнедеятельности происходят на уровне клетки, поэтому целесообразно детям предложить выполнить следующее задание: составить синквейн по теме «Клетка». 1. Клетка. 2. Структурная, функциональная. 3. Дышит, питается, воспроизводит. 4. Основной элемент живой материи. 5. Жизнь.

Слайд 12

Биологический диктант Раздел биологии, изучающий животных, называется (зоология). Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название (генетика). Анатомия изучает (строение) организма. Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает (экология) Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и неживые тела. Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна). Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз). Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК). Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется (изменчивость). Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству (раздражимости). Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) ур Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне. Совокупность всех биогеоценозов называется (биосфера).

Слайд 13

Итак, познавательные УУД дают: Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками . обеспечивает личность к готовности непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...

Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе

в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...

"Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии.  Развитие познавательного интереса в области биологических дисциплин способствует формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира,   ...

Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии

Методическая разработка приемов формирования позновательных УУД по биологии...

Формирование познавательных УУД на уроках биологии

Выстуление на районной конференции....

формирование познавательного интереса на уроках биологии

Одной из важнейших педагогических проблем является развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии, обладать которыми , несомненно, должен каждый человек.Каки...