Кружок "тайны биологии"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

рабочая программа кружка "Тайны биологии"  предназначена для углубленного изучения предмета.Она имеет все необходимые компоненты: цель, задачи, методы и формы организации учебной деятельности, ожидаемые результаты и их диагностика, список литературы для учеников и учителя, содержание тем , тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_tayny_biologii.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                           «Утверждаю»                                      

Заместитель директора по УВР                         Директор школы

__________(Бойкова Е. Ю)                                 ______(Собакина Н. Е)                      

«____» ______        2016 г                                         «_____» _________ 2016 г

Рабочая программа

 Кружка

«Тайны биологии»

Для детей  в возрасте  15-17 лет

Срок реализации 1 год

Составила Брюшина Л. А.

Андреевское 2016 г


Программа кружка «Тайны биологии»

Программа данного курса предназначена для углубленного изучения предметa «Биология».

  Программа составлена на основании:

  1. Закона РФ «Об образовании»,
  2. Типового  положения об учреждении дополнительного образования детей,
  3. нормативных документов Министерства Образования РФ

    «О реализации дополнительных образовательных программ в    учреждениях дополнительного образования детей

 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Данная программа опирается на программу общеобразовательной школы 9–10-й класс. В ней есть темы и разделы, изучаемые в средней школе, однако содержание каждой темы расширено, углублено, представлено интересными фактами, опирается на практические и творческие работы, демонстрации, экскурсии. Программа построена по принципу «от общего к частному, от ознакомительного к более конструктивному».

В качестве основного метода реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы как индивидуальной, так и групповой. Данный курс призван повысить познавательный интерес к предмету, показать школьникам практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков.

Цель: систематизация и углубление знаний обучающихся об основах биологических наук.формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры, формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

Задачи программы.

1. Образовательные:

– изучить этапы становления и развития биологической науки;

– изучить основные вопросы эволюции;

– изучить фундаментальные понятия биологии о сущности процессов онтогенеза, наследственности и изменчивости;

– познакомить с основными теориями биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, антропогенеза.

– познакомить с основными областями применения биологических знаний.

2. Развивающие:

– развивать в детях наблюдательность, изобретательность и смекалку;

– развивать самостоятельность и инициативу;

– развивать творческие и эстетические способности;

– развивать у ребят интерес к самостоятельным исследованиям;

– развивать у детей способности проявлять свои теоретические знания на практике.

3. Воспитательные:

– воспитывать в каждом ребенке творческую личность;

– воспитывать лучшие личностные качества (доброта, честность, взаимопомощь);

– воспитывать у детей культуру труда;

– воспитывать этику общения;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Область применения программы

Данная программа может быть применена в учреждениях дополнительного образования, а также в средних учебных заведениях, как дополнительный материал в курсе «Общая биология», так же материалы могут быть использованы во внеклассной работе для проведения классных часов. Отдельные темы могут быть использованы в качестве тем для проведения семинаров, диспутов, КВН, викторин, а также конференций

Актуальность. Данная образовательная программа очень актуальна сегодня. Сочетание теоретических и активных форм обучения: беседа, дискуссия, экскурсии, конференции, проектно – исследовательская деятельность предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей, исследовательские навыки, воспитывает доброту и любовь к природе. Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области.

Новизна. Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.

Характеристика структуры программы

Структура программы традиционна для общеобразовательных программ. В ней точно обозначены цели и задачи, область применения этой программы, выделяются основные принципы, методы и формы,

Структура программы составлена так, чтобы ребята могли познакомиться с большим количеством вопросов, которые остались за страницами учебника биологии, освоить навыки научно-исследовательской деятельности и применение их в жизни и на практике.

Программа рассчитана на детей 14–17 возраста, так как в этом возрасте дети имеют более глубокие знания в области биологии, способны к самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.

Краткая характеристика программы.

Программа кружка «Тайны биологии» предназначена для расширения кругозора учащихся и их экологического воспитания, для получения дополнительных знаний в области биологии, для привития бережного отношения к природе.

В программе отводятся часы для подготовки к олимпиаде и научно-практической конференции.

Основные принципы, положенные в основу программы:

– принцип доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для их развития;

– принцип демократичности, предполагает сотрудничество педагога и учащихся на демократических началах;

– научности, предполагает отбор материала из научных источников проверенных практикой.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее научная значимость, актуальность и воспитательная ценность.

Методы организации образовательного процесса:

  • словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
  • наглядный (иллюстрации, демонстрации);
  • практический (практические работы);
  • аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);
  • исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);

Формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
  • групповой (организация работы в группах);
  • индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны знать:

  • основные критерии живых организмов, уровни организации живой природы, особенности строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточные формы жизни;
  • основные физиологические процессы и особенности анатомического строения живых организмов, этапы эволюции органического мира, принципы классификации живых существ;
  • основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
  • влияние состояния окружающей среды на здоровье человека;
  • основные принципы экологической этики.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
  • сравнивать клетки представителей органического мира, находить сходства и различия в их строении;
  • объяснять усложнение представителей органического мира в процессе эволюции;
  • решать генетические задачи на основе генетических законов;
  • оценивать состояние окружающей среды;
  • анализировать, обрабатывать и грамотно оформлять результаты биологических и экологических исследований;
  •  применять полученные знания на практике;
  • соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Способы определения результативности

Начальная аттестация (анкетирование, тестирование, опрос) для оценки имеющихся знаний; тематическая аттестация (тестирование, опрос) проводится после прохождения основных разделов программы с целью проверки усвояемости материала и его закрепления; итоговая аттестация (тестирование) после завершения  программы

Межпредметные связи

С предметами:

– химия – дети дополняют знания по химии, изучая химический состав клетки, органические и неорганические вещества;

– история – изучая этапы становления науки биологии;

– с экологией – изучая влияние окружающей среды на здоровье человека.

Диагностирование результатов деятельности кружка

Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:

1. В практической, опытнической работе можно проверить усвоение текущих знаний и навыков детей.

2. Результатом деятельности кружка являются достижения на конференции НОУ участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

3. Meтоды анкетирования и тестирования.

Список литературы

  1. Брэм А. Жизнь животных М.: Слово, 1992.
  2. ВасильевА.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Высшая школа, 1983.
  3. Вронский В.А. Экология. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990.Т.1 - 3.
  5. Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1983 – 1989. Т. 1-7.
  6. Жизнь растений.- М.: Просвещение, 1974 -1982. Т.1- 6.
  7. Красная книга природы Ленинградской области. – С-Пб.: Акционер и К, 1999. Т.1-3.
  8. Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Новейшая энциклопедия животных. – М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2008
  10. Растительный мир Земли. – п\р Фукарека Ф., М.: Мир, 1982. Т. 1-2.
  11. Томанова З.А., Шаталов М.А., Любарский А.Н. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области. – Санкт- Петербург, Специальная литература, 2007.
  12. Удивительная планета Земля. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2003.
  13. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология, - М.: Просвещение, 2006

Методическая литература

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. – Самара: Учебная литература, 2006.
  2. Биология и экология 10 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся.  / Сост.М.В.Высоцкая – Волгоград: Учитель,2008.
  3. Биология 5- 9 классы. Проектная деятельность учащихся./ Сост. Е.А.Якушкина, Т.Г. Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение п\р проф. Л.А.Коробейниковой - СПб.: Крисмас+, 2002.
  5. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  6. Экологический мониторинг п\р Т.Я. Ашихминой – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.

Литература для обучающихся

  1. Биология. Справочник школьника и студента / п\р З.Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  3. Брэм А.Э. Жизнь животных. – М.: Терра, 1992. Т. 1-3.
  4. Научная энциклопедия школьника. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2010.
  5. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых – М.: Терра, 1993. Т. 1-2.
  6. Царство животных. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2004.

Содержание программы

Биология – наука о живой природе. Жизнь растений, грибов, лишайников Споровые растения.  Растительный мир как составная часть природы Систематика  цветковых растений . Анатомия  и  физиология клетки растений Химический состав клеток  прокариоты и эукариоты. Основные компоненты и органоиды клеток  Обмен веществ и энергии Микология.  Бактерии. вирусы Основы экологических знаний Роль экологических знаний  среда обитания Ботаническое краеведение

Проектно-исследовательская деятельность по биологии  Мир животных Общие свойства живых существ Животные беспозвоночные Животные позвоночные Периоды развития многоклеточных животных Системы органов позвоночных животных. Экология популяций Клиническая анатомия человека Экология человека  Влияние загрязнений воды и  воздуха на здоровье человека Химическое загрязнение среды, его влияние на человека. Биологическое загрязнение среды Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас Генетика раскрывает тайны Эволюция – история жизни. История развития антропологии. Эволюция человека

Примерное тематическое планирование

№п\п

Разделы программы и темы занятий

1

Биология как наука. Профессии, связанные с биологией

2-3

Жизнь растений, грибов, лишайников

4-5

Споровые растения

6

Растительный мир как составная часть природы.

7

Экскурсия «Многообразие растений»

8-9

Систематика  цветковых растений

10

Анатомия  и  физиология клетки растений.

11-13

 Биохимия фотосинтеза Минеральное питание растений Осморегуляция и газообмен у растений

14

Биологическое значение  и способы размножения растений

15

Семинар «Удивительный мир растений»

16

Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас

17-19

 Химический состав клеток

20

Ядерный аппарат и репродукция клеток

21-23

прокариоты и эукариоты. Основные компоненты и органоиды клеток

24-25

Обмен веществ и энергии

26-27

ДНК – РНК – белок. Метаболический аппарат клетки

28-29

Микология.  Бактерии. вирусы

30

Основы экологических знаний

31-32

Экологические факторы

33

Роль экологических знаний

34

Вода как среда обитания.

35

Наземно-воздушная среда обитания..

36

Почва - биокосная структура.  

37-

Организм – среда обитания.

38

Симбиоз, мутуализм.Комменсализм

39

Экскурсия « Природные сообщества»

40

Красная книга   Ботанические заказники и охраняемые территории

41

Проектно- исследовательская деятельность по биологии Исследовательская работа по биологии Методы исследования. Оформление данных. Защита исследовательской работы

42

Мир животных Общие свойства живых существ

43

Животные беспозвоночные

44

Животные позвоночные

45

Процессы развития простейших

46

Периоды развития многоклеточных.

47

Газообмен и транспортные системы животных.

48

Координация и регуляция  у животных.

49

Скелетные системы.

50

Пищеварение животных

51

Семинар « Удивительные животные».

52

Экология  популяций Экосистема. Агроэкосистемы

53

Обмен веществ и энергии в живом веществе. Сукцессия

54

Внутривидовые отношения.

55

Клиническая анатомия человека Основы общей гистологии

56

Бартеры внутри нас. (печень, почки)

57

Физиология нервной системы

58

Экология человека

59

Влияние загрязнений воды и  воздуха на здоровье человека Химическое загрязнение среды, его влияние на человека. Биологическое загрязнение среды

60

Генетика раскрывает тайны Тайны генома

61

Круглый стол Гены и здоровье

62

Эволюция – история жизни Подтверждения теории эволюции

63

История развития антропологии. Эволюция человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...