Конспект урока "Механические и проводящие ткани"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Донина Ольга Сергеевна

Конспект открытого урока биологии в 5 «А» классе  по  теме:  «Механические и проводящие ткани растений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx98.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока биологии в 5 «А» классе  по  теме:  «Механические и проводящие ткани растений».

Цель:

Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные ткани растений.

2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей  в  связи  с  выполняемыми  функциями, их многообразие и роль в жизни  растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки,  волокна,  механические  ткани.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: мультимедиа, УМК “Сферы” по биологии;  изображения   гистологических препаратов;  готовые  микропрепараты;  световые  микроскопы;  материалы  для  изготовления  моделей, раздаточный  материал (тесты, таблицы  и  др.)

ХОД  УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

- приветствие;

-объяснение учителем  специфики  урока  (урок-исследование);

-  главный  вид  деятельности  определяют  сами  обучающиеся  -  исследовательская  деятельность;

-  проверяем,  что  должно  быть  на  рабочем  месте,  чем  необходимо  воспользоваться  на  уроке  для  проведения  исследования;

-  рефлексия.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  (используется  интерактивное  оборудование):

-  1 СЛАЙД -  различные ткани:  шерсть,  хлопок,  лен,  шелк,  фрагменты  покровных  тканей  растений  и  животных.

УЧИТЕЛЬ:  Скажите,  из  какой  ткани  нельзя  сшить  платье  и  почему?

-  2  СЛАЙД  -  задание:  «собрать»  понятие  «ткань»  из  отдельных  слов,  выведенных  на  экран.

«группа», « по», «  строению», « сходных», « происхождению»,  «клеток», « функциям»

(  в  результате  получаем  определение  -  «ткань»)

УЧИТЕЛЬ:  какое  из  двух  слов  «строение»  и  «функции»  мы  запишем  первым,  почему?

-  3  СЛАЙД  -  схема  «Из  каких  компонентов  состоит  ткань»

Задание:  добавить  недостающие  компоненты  (ткань:  клетки,  межклеточное  вещество)

-  4  СЛАЙД  -  покровные  ткани  растений  и  животных  (уже  известные),  механические  и  проводящие  ткани  (еще  неизвестные  ребятам)

Учитель:  Назовите  известные  вам  ткани  растений  и  животных.  Как  они  называются,  какую  функцию  выполняют?

-  5  СЛАЙД  -  текст,  в  котором  нужно  вставить  пропущенные  слова  (  проверяем  -  самопроверка;  на  экране  появляются  правильные  ответы  ).

     На………………..  всех  органов  высших  растений  расположены  ………………..  ткани.  Они  …………………  растения  от  неблагоприятных  внешних  воздействий:  ………………..,  ………………………,  ………………………..

     Типичная  покровная  ткань  растений  -  ………………..  листа.  Она  состоит  из  разных  клеток.  Замыкающие  клетки  с  устьичной  щелью  называют  -  ……………………  Через  них  ………………..  вода  и  происходит…………………….  У  многих  растений  кожица  покрыта  ……………………….  для  защиты  от  ……………………  воды.

     Под  кожицей  образуется  многослойная  покровная  ткань  -  …………………………..,  в  ней  есть  особые  образования  -  ………………………….  Они  обеспечивают  ………………………………..

     Многоклеточные  животные  имеют  покровные  ткани,  которые  называются  ……………………………………….  Они  ………………………….  тело  животных  …………………………  и  выстилают  ………………………..  все  полые  органы.  Покровы  сложноорганизованных  животных  имеют  …………………………..  эпителий.

     Далее  обучающиеся  сами  оценивают  свою  работу  на  данном  этапе  урока,  выставляя  себе  оценку  по  пятибалльной  шкале  (раздаточный  материал  «Рефлексия»).

ОБЪЯСНЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

УЧИТЕЛЬ:  Вернемся  к  слайду  с  фрагментами  тканей.  Какие  из  них  вам  еще  не  знакомы  (все  фрагменты  пронумерованы)?  Посмотрите  на  клетки  этих  тканей.  Какие  они,  на  что  похожи?  Какие  функции  могут  выполнять?  Могут  быть  у  растений?  А  у  животных?

Формулировка  темы.

Тема  урока:  Механические  и  проводящие  ткани  растений  (записывают  тему  урока  в  тетрадь).

6 СЛАЙД  -  тема,  цели  урока (определяют  сами  обучающиеся,  сверяем  с  текстом  учебника  на  стр.60  в  разделе  «Вы  узнаете»)

     Цели  урока:  -  узнать  какое  строение  имеет  ткань,  выполняющая  опорную  функцию  у  растений;

                              -  узнать,  как  устроены  ткани  растений,  по  которым  передвигается  вода  и  питательные  вещества.

УЧИТЕЛЬ:  работать  вам  предстоит  самостоятельно  в  группах  по  инструктивным  карточкам  с  помощью  учебника  и  «шпаргалок».

     Но  для  начала  ответьте  на  вопрос:

-  Вы  любите  сказки?

-«  Какая  связь  между  биологией  и  сказками?»  -  спросите  вы.  Оказывается,  есть.  Вспомните  сказку  «Заюшкина  избушка»  (СЛАЙД 7),  «Дикие  лебеди»  (СЛАЙД 8).

-  Для  того,  чтобы  узнать  из  чего  же  заюшка  построил  избушку,  как  сшить  рубашку  из  крапивы  и  не  только,  вы  разделились  на  группы  и  будете  выполнять  разные  задания.  После  выполнения  заданий  один  участник  группы  выступает  с  устным  отчетом  о  проделанной  работе.  Время  на  выполнение  заданий  -  7  минут.

     Далее  учитель  раздает  инструктивные  карточки  группам.

ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТОЧКА  №1 «Механические  ткани  растений».

Цель:  выяснить  местоположение,  значение  механических  тканей  и  особенности  их  строения.

Оборудование:  -  сухие  и  сочные  плоды  (орехи  и  др.);

                                -  изображения    механической  ткани  различных  органов  растений.

Алгоритм  выполнения  заданий:

-  Рассмотрите  растительные  объекты  и  изображения  клеток  (раздаточный  материал).

-  Подумайте,  какой  тканью  они  образованы.

-  Определите  местоположение  ткани  на  растительных  объектах.

-  Выясните,  в  чем  заключаются  функции  механической  ткани,  каковы  особенности  ее  строения.

-  Какие  разновидности  механической  ткани  вам  известны.

ПОДСКАЗКА:  прочитайте  текст  учебника  на  странице  60,  рассмотрите  рис.  3.8,  3.9, 3.10.

    Подготовьте  устный  отчет  о  проделанной  работе  согласно  алгоритму  выполнения  задания  (  особое  внимание  на  связь  строения  с  выполняемой  функцией!).

ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТОЧКА  №2  «Проводящие  ткани.

ЦЕЛЬ:  выяснить  местоположение,  значение  и  особенности  строения  проводящих  тканей.

ОБОРУДОВАНИЕ:  -  учебник;

                                   -  раздаточный  материал  (изображения  клеток  проводящих  тканей).

АЛГОРИТМ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ:

-  Рассмотрите  и  изучите  раздаточный  материал,  рис. 3.11,  3.12  в  учебнике.

-  Выясните,  какие  функции  выполняет  проводящая  ткань,  каковы  особенности  ее  строения.

-  Определите,  где  находится  проводящая  ткань.

-  Какие  виды  проводящей  ткани  вам  известны.

ПОДСКАЗКА:  прочитайте  текст  учебника  на  стр.61.

     Подготовьте  устный  отчет  о  проделанной  работе  согласно  алгоритму  выполнения  задания (особое  внимание  на  связь  строения  с  выполняемой  функцией!)

ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТОЧКА  №3  «Лабораторные  исследования»

ЦЕЛЬ:  изучить  строение  механических  и  проводящих  тканей  разных  частей  растительного  организма.

ОБОРУДОВАНИЕ:  -  микроскопы;

                                   -  готовые  микропрепараты;

                                   -  цветные  карандаши,  фломастеры,  маркеры.

АЛГОРИТМ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ:

-  Установить  микроскопы  согласно  правилам  работы.

-  Рассмотреть  готовые  микропрепараты.

-  Выявить  особенности  строения  механических  и  проводящих  тканей  разных  частей  растительного  организма.

-  Обсудить  выявленные  особенности  в  группе.

-  Сделать  зарисовки.

     Подготовьте  устный  отчет  о  проделанной  работе  согласно  алгоритму  выполнения  задания.

ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТОЧКА  №4  «Мастерская  тканей»

ЦЕЛЬ:  выяснить  особенности  строения  проводящей  и  механической  тканей  растений  и  изготовить  их  модели.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картон,  бумага,  ножницы,  степлер,  скотч.

АЛГОРИТМ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ:

-  Выясните  особенности  строения  волокон.  К  какому  типу  тканей  они  относятся?

-  Выясните  особенности  строения  ситовидных  трубок  и  сосудов.  К  какому  типу  тканей  они  относятся?

-  С  помощью  предложенных  материалов  изготовьте  модели  сосудов,  ситовидных  трубок,  волокон.

-  Объясните  связь  строения  механической  и  проводящей  ткани  с  выполняемыми  функциями.

ПОДСКАЗКА:  прочитайте  текст  учебника  на  стр.60  -  61,  рассмотрите  рисунки  3.10,  3.11,  3.12,  изображения  тканей  (раздаточный  материал).

     Подготовьте  устный  отчет  о  проделанной  работе  согласно  алгоритму  выполнения  задания.  

УЧИТЕЛЬ:  Время  вышло,   давайте  подведем  итоги  работы  в  группах.  Но  прежде  немного  отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Далее  выступают  представители  от  каждой  группы.

УЧИТЕЛЬ:  А  теперь  послушаем  выступление  ребят,  которые  проводили  свое  исследование  по  теме  «Применение  растительных  волокон  в  быту».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА

УЧИТЕЛЬ:  Чтобы  вспомнить  все,  о  чем  мы  говорили  сегодня  на  уроке,  выполните  задания  теста  (раздает  листы  с  заданиями).  Время  на  выполнение  заданий  -  5  минут.  Проверяем,  выставляем  оценку.  Критерии  оценки  выведены  на  СЛАЙД  9.

ЗАДАНИЕ:  выберите  один  правильный  ответ  из  предложенных.

  1.  Ткань,  придающая  прочность  и  опору  органам  растения:  

А)покровная;

Б)проводящая;

В)механическая;

        2.    Передвижение  воды  с  минеральными  солями  в  растении  происходит:

                А)по  древесине;

                 Б)по  лубу.

       3.  Передвижение  органических  веществ  в  растении  происходит:

             А)по  древесине;

             Б)по  лубу.

      4.  Стеблю  растения  придают  прочность:

            А)ситовидные  трубки  проводящей  ткани;

            Б)волокна  механической  ткани;

            В)сосуды  проводящей  ткани.

     5.  Волокна  каких  растений  человек не  использует  в  своей  жизни?

            А)льна;

            Б)джута;

            В)крапивы;

            Г)ромашки.

     СЛАЙД 10  -  правильные  ответы,  критерии  оценки

     1 – В;  2  -  А;  3  -  Б;  4  -  Б;  5  -  Г.

     «5»  -  все  правильно  (100%);

     «4»  -  1  -  2  ошибки  (80  -  60%);

     «3»  -  3  ошибки  (50  -  30%);

     «2»  -  4  и  более  ошибок  (менее  20%).

УЧИТЕЛЬ:  вы  сами  проверили  свои  знания, оценили  их  качество.  А  теперь  -  подведем  итоги  (обращает  внимание  обучающихся  на  слайд,  где  обозначены  цели  урока).

РЕФЛЕКСИЯ  (на  заключительном  этапе  урока)

РЕФЛЕКСИЯ (проводится  на  разных  этапах  урока)

Этап  урока

Рефлекия

Организационный  момент

Из  трех  цветов  выбери  тот,  который  соответствует  твоему  настроению

Актуализация  знаний

Поставь  себе  оценку  за  работу  по  пятибалльной  шкале

………..

Объяснение  нового  материала

Цель  урока

Все  понятно

+

Ничего  не  понял

-

Интересно,  хочу  узнать  подробнее

!

Узнать,  какое  строение  имеет  ткань,  выполняющая  опорную  функцию  у  растений.

Узнать,  как  устроены  ткани  растений,  по  которым  передвигаются  вода  и  питательные  вещества.

Закрепление  изученного  материала,  итоги.

Из  трех  цветов  выбери  тот,  который  соответствует  твоему  настроению  сейчас.

УЧИТЕЛЬ:  Спасибо  всем  за  работу,  записываем  домашнее  задание  в  дневник.

СЛАЙД  11  -  Д/З:  ответить  письменно  на  вопросы  в  тетради  после  параграфа  22  (стр.61)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме «Ткани»

Дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях...

Конспект занятия "Аппликация из ткани"

Аппликация (прикладывание) — это одна из разновидностей рукоделия; это способ создания орнаментов, изображений путём наклеивания на картон, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, б...

конспект урока на тему Ткани

группы клеток и межклеточное вещество имеющие сходное строение и происхождение и выполняющие общие функции называют тканями...

Конспект урока по теме " Ткани"

Конспект урока по биологии по теме " Ткани" в 8 кл. Цели урока, основное содержание новойтемы, закрепление. домашнее задание....

План конспект урока Основные растительные ткани и их функции

Основные растительные ткани и их функции...

Конспект урока по теме "Ткани"

Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый  в разделе «Клеточное строение организма растения».  Особенностью представленного урока является включение метапредметного соде...