Дифференцированный подход в обучении биологии.
статья по биологии на тему

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii_biologii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении биологии.

                                                                                                                                                       

      В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании.

     Эти отклонения весьма разнообразны и могут относиться к моторной, интеллектуальной сферам, а также к отдельным сторонам психической деятельности. Многие ученики обладают низкой работоспособностью, у них могут наблюдаться обедненный словарный запас, снижение интеллектуальной активности, слабое развитие логического мышления, и как следствие всего этого, у подобных детей практически не формируется учебная мотивация. Все это ставит перед школой проблему коррекции детей с задержкой в психическом развитии, которая выравнивается в общеобразовательной школе.

      Сегодня эта проблема решается через создание специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход как к самим детям, так и к методике их обучения. При необходимом индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать сверстников.

      Многие из учеников, как правило, уже владеют элементарной системой научных знаний, символикой обозначения некоторых понятий и категорий. Это позволяет ввести в учебный процесс поурочный опорный конспект.

      Опорный конспект представляет собой схематично – развернутый и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии и даты, заключения и выводы по изучаемой теме.

      Обучение школьников работе с подобным конспектом осуществляется индивидуально и в несколько приемов.   С целью дифференциации все ученики класса по уровню умственного развития условно делятся на три группы.

      К первой группе можно отнести учащихся с самыми низкими показателями.

      Во вторую группу объединяются ученики, отличающиеся развитием каких – либо отдельных функций.

      В третью группу – учащиеся, у которых эти показатели еще больше и ярче выражены.

      На первом этапе происходит обучение оформлению опорного конспекта. Учащиеся постепенно знакомятся с символикой, обозначениями, осваивают относительно новый для них метод изложения полученной информации в виде конспекта.

      Второй этап обучения частично связан с самостоятельной работой учеников; они должны осваивать изложение небольших порций изучаемого материала в виде конспекта.

      На третьем этапе учащиеся уже вполне самостоятельно изучают материал, у них формируются навыки вычленения из полученной информации главного.

      На примере объяснения нового материала по теме урока «опорно-двигательная система. Строение и функции» раскроем методику использования опорного конспекта и дифференцированного обучения.

      Первый этап изучения нового материала. Урок начинается с изложения учителем нового материала. Опорно-двигательная система состоит приблизительно из 220 костей. Это пассивная часть, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осуществляется при помощи сухожилий и мышц. Мышц насчитывается около 600. это активная часть системы. Прикрепляясь к костям скелета, они образуют рычаги. Под влиянием нейрогуморальной системы мышцы сокращаются и приводят в движение скелет.

      Какие же функции  выполняет опорно-двигательная система?

  1. опора – структурная основа тела
  2. движение
  3. защита.

     Первичная проверка понимания изложенного материала.

     Вопросы к первой группе учащихся: сколько костей насчитывает скелет человека? Из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?

    Вопросы ко второй группе: что еще входит в состав опорно-двигательной системы? Перечислите ее функции.

    Вопросы к третьей группе: что является активной, а что пассивной частью опорно-двигательной системы? Под влиянием чего приводится в движение активная часть опорно-двигательной системы?

      Далее идет закрепление знаний через их применение в измененной ситуации.

      Вопрос к учащимся 2-3 группы: во многих западных фильмах ужасов человеческий скелет встает из гроба и идет по ночному кладбищу. Реально ли это?

      Вопросы учащимся 1-2 группы: зима, гололед. Вы не удержались на ногах и упали. Остались ли в целости ваши внутренние органы? Почему?

      Вопрос к первой группе: поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила опорно-двигательная система?

      Второй этап изучения нового материала. Создание проблемной ситуации: средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же объясняется его высокая прочность при относительной легкости? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться со строением костей. Учащиеся рассматривают микропрепараты и слушают разъяснения учителя.

      Формулируется вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, вставленных одна в другую, и очень прочного межклеточного вещества, в которое они погружены.

      Третий этап изучения нового материала. Классу демонстрируется опыт с декальцинированной костью, в который под воздействием кислоты минеральные вещества растворились, а остались лишь органические вещества, преимущественно остеин, которому кость обязана своей эластичностью. Далее демонстрируется опыт со сжиганием кости, в результате чего сгорают органические вещества и сохраняются минеральные ( кальций), придающие костям прочность и хрупкость.

      Содержание в костях остеина и солей кальция с возрастом меняется. Чем организм моложе, тем больше в его костях остеина и они соответственно более гибкие. С возрастом увеличивается количество минеральных веществ, и они становятся хрупкими. Поэтому количество переломов у пожилых людей значительно выше, чем у молодых.

      Закрепление материала производится при помощи самостоятельного оформления соответствующей части опорного конспекта.

      Вопрос к первой группе учащихся: каков химический состав кости?

Вопрос ко второй группе: какое вещество придает костям эластичность, а какое твердость? Вопросы к третьей группе: как называется органическое вещество, придающее костям эластичность? Как называется минеральное вещество придающее костям прочность?

      Четвертый этап. На этом заключительном  этапе формируется вывод по опорному конспекту, проводится обобщение, систематизация полученных знаний.

      В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки, дается анализ работы ребят, формулируется домашнее задание.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Дифференцированный подход в обучении биологии.

Дифференцированный подход в обучении биологии....

Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"

Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"...

Дифференцированный подход в обучении биологии в школе

Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаю...