Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"
методическая разработка по биологии на тему

Артюхова Алёна Валерьевна

Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artyuhova_-_differentsirovannoe_redaktirovannoe.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила

Ф.И.О: Артюхова Алёна Валерьевна

Место работы: МКОУ «СОШ №21» ИМРСК

Должность: Учитель биологии

Дифференцированный подход   обучении биологии

  школьного  является  условий для  личности выпускника  прочным  творческим  деятельностным фундаментом,  органично влиться  социальные,  экономические  культурно-национальные отношения  регионе и   Учитель  современной   должен разработать  систему эффективных  и  обучения,  результате применения  обучающиеся получат  в  объеме  такого уровня,  помогут им  в  жизни.  идеей современной  школьного образования  идея ,  в центр  личность ученика,  интересы  возможности [Математика - 5 - 6 класс - Книга для учителя - Суворова С.Б., Кузнецова Л.В.][a].  взгляд на  курс выдвигает  первый  задачу  развития и,  всего, таких  компонентов,  интеллектуальная  способность к  новой информации,  мышления.  эти  являются значимыми  адаптации человека  быстро  условиям  жизни.

  Для реализации  цели  использовать  дифференцированного обучения.  дифференциацией понимают  систему  при  каждый ученик,  некоторым минимумом  подготовки,  право  возможность уделять  внимание тем  которые  наибольшей  отвечают его склоностям [Логовская Татьяна Романовна http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/02/11/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii].

Как   трактуется  «д обучение»в ФГОС[b]? .  слово  отсылает  к английскому different”[c],  означает  разложение  на различные  формы, ступени.  определению  Селевко  обучение рассматривается

1) форма  учебного  при  учитель работает  группой учащихся,  с  наличия  них каких-либо  для учебного  общих
2)  общей дидактической  которая обеспечивает  учебного  для  групп обучаемых
[Гузик Николай Петрович http://www.studfiles.ru/preview/6175519/page:20/ ].

 основной целью  использующего  технологию, является организация обучения школьников  в соответствующей  с   персональных  и способностей.  позволит  каждому  индивидуально  своё  и самообразование.

В обучении  дифференциация  особое  что объясняется  этого учебного  Биология  сложная  дисциплина, изучение теоретического материала которой вызывает  у многих   В  же  имеется большое  учащихся с  выраженными  к  предмету. Поэтому  на развитие личности  требует,  дифференциация  в ходе обучения биологии учитывала  всех обучающихся:  слабоуспевающих  тех,  интересы лежат  других областях

Остановимся  на  дифференциации, основывающейся  планировании  обучения:  уровня обязательной  и формирование  этой  повышенных  овладения материалом. При этом каждый  ученик имеет  самостоятельного выбора  и  усвоения материала,  индивидуально  учебную  

Достижение  результатов  - объективный  позволяющий видоизменить  цель  образования [d] каждого   Перестраивается содержание  работы: школьник  материалом  более  уровне или  над формированием  опорных  и  Таким образом,  работа позволит в итоге получить более  фундамент,  реальный смысл как для учителя, так и для .

Разноуровневая  требует выполнения некоторых  условий. Первое условие     выделенные уровни  материала  результаты  должны быть  для учащихся.    условие   уровень  должен быть  уровня обучения,  уровень  подготовки  быть не  а обучающиеся,  способные  больше,  двинутся дальше  своем развитии.

 дифференциация  в  формах, которые  от педагогических  применяемых  от  класса, от  обучающихся и  В  основного  реализации дифференцированного  можно использовать   формирования  групп.  делятся  на  в зависимости  уровня  подготовки.  этих групп   в рамках  уроков.

При изучении темы дифференциацию применяют внутри класса, при этом обучающиеся  условно подразделяются учителем на 3 группы (таблица 1).

Таблица 1

Зависимость типа деятельности и критериев оценивания от уровня обучающихся

Уровень дифферен-циации

Характеристика группы

Организация деятельности

Высокий   (1 группа)

сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
  • привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний; формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.

Средний                (2 группа)

Учащиеся со средними способностями, обладающие хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить, но затрудняющиеся при решении творческих заданий

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
  • организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний; 
  • отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне.

Низкий                            (3 группа)

слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств.

  • создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении; создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения; 
  • отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам.

Такое подразделение  т. к.  достижении  уровня  возможны перемещения школьников  группы в   Можно   две формы работы при организации дифференцированного обучения:  и групповую.

 подход  на  этапах урока,  является одним   положений  дифференцированного

При изучении  можно использовать  метод  Учебник  при подготовке  уроку. Знакомство  новым  учащихся при этом осуществляется с учетом принципа системности. В  выполнения  обучающиеся  или с  помощью учителя знакомятся с  материалом.  испытывающих затруднения школьников  учебнике предлагается  вопросов  указаний.  знакомстве с  материалом текст  вслух  частям.

 закрепления  знаний  дифференцированный подход:  одновременно самостоятельная  коллективная  Обуча, усвоившие  материал без затруднений, рабо самостоятельно. При этом самостоятельная работа выполняется  желанию. Остальные   выполняют коллективную

На  закрепления  применения полученных  организуется самостоятельная  с  особенностей  Для этого необходимо предварительно подготовить несколько   разноплановых заданий (с обозначенным уровнем сложности, и, как правило, заданными рамками его оценивания при полноценном выполнении). Обучающиеся  выбирают  С  обучающимися возможна организация индивидуальной работы, сопровождающейся разъяснением возможных затруднений с  предотвращения  Данный прием  для этапа  закрепления:  усвоение  материала, а  выявляются пробелы  знаниях.  школьникам для организации самостоятельной  предлагаются облегченные  карточки-консультанты  планами  образцами ответов,  – задания  перенос  знаний  умений  в  ситуацию. Работа   следующим  консультация,  работы обучающихся,  выполняют один  ные выполняют самостоятельную работу. При этом максимум внимания уделяется  и ученикам и ученикам со средними способностями.  подход на  закрепления и  знаний  в  заданий различной  и характера:  группа  нестандартные  более  и объемные  2  -   необязательного уровня;  группа -  обязательного  

На  проверки усвоения знаний необходимо  на  уровне интериоризирован каждым обучающимся  один и тот же вид знания   или умения.   этого используются  заданий повышенной  средней  Уровень  задания -  выбор  обучающихся

Таковы основные особенности  алгоритма применения  технологии дифференцированного  обучения.  

ем примеры применения технологии дифференцированного обучения  на  биологии.  часто  домашние задания  выбором заданий  по  плана  тексту параграфа, рассказа, биологической сказки, памятки  тему  заполнению таблиц  схем, составлению кроссворда по терминологии изучаемого параграфа  т.д.). Задания  сами обучающиеся,  из  способностей и мотивации,  персонифицированное творческое задание  конкретному ученику.  каждый  ученик  работает на  и обязательно   более  менее   задание? Достаточно  урока для  выполнения  задания,  - написать  сказку или  кроссворд  терминологии  Ответить утвердительно  Учитель находится  постоянном   технологий,  и приёмов,  на повышение  обучения  дающих  возможность самостоятельно осваивать материал  и выполнять уровневые  и  уроке, и в ходе выполнения домашнего

Инновационной  можно  использование в  обучения персонального  учителя, наличие которого предоставляет педагогу дополнительную возможность для  с  и  обучающимися.

Например,  папке «Для  учитель   предложить , тесты  определённым разделам  модулям   Карточка-задание  само задание  ссылку на  образовательный  к  теме. Формулировки  заданий рекламируют  носят  характер (таблица 2).

Таблица 2

Примеры карточек с заданиями по биологии

для учащихся разных классов

№ п/п

Класс

Пример задания

1

5

Играй  учи названия  С каждой  попыткой  новые  Тренируй память,  слова к [e]

2

8

Выучи структуру тела человека. Поиграй в игру и запиши свой лучший результат, который назовешь на уроке. Игра находится по ссылке

3

8

Скачай обучающие презентации по теме урока. Изучай тему в удобном для тебя порядке. Следуй по ссылке.

4

9

Симбиотические организмы! Узнай о характере их жизни (ссылка)

5

10

Каждый сможет написать план строения клетки! Вам поможет материал по ссылке.

Номер карточки-задания записывается как домашнее задание  на доске  и в электронном журнале. Оно может быть одинаково как для всех учащихся одного класса,  так и может быть адресовано определенной группе или индивидуально одному или двум  обучающимся. Само задание-карточка  на уроке не зачитывается, важно сохранить интригу и поддержать интерес.        

        Перед подготовкой карточки-задания учитель осуществляет дифференциацию обучающихся данного класса и подбирает задания для каждой выделенной им группы учащихся. Карточки-задания, имеющие  тренировочный характер, доступны всем учащимся и обязательны для выполнения. Эти задания обеспечивают базовый уровень усвоения материала. Индивидуальные карточки передаются для выполнения обучающимся, умеющим работать творчески, желающим находить и перерабатывать информацию по заданной теме так, чтобы можно было  представить её одноклассникам в метапредметном плане.

Осуществлять контроль работы с карточками в старших классах можно выполнением задания индивидуально за компьютером. Ведь тренировочные упражнения позволяют проверить результат работы. Если учащийся затрудняется, делает много ошибок, возможна совместная работа над заданием в тандеме с более сильным учащимся. Пока отдельные учащиеся заняты работой за компьютером, учитель продолжает групповые виды работы с остальными учащимися.

Для усвоения сложных тем, содержащих значительное число биологических терминов возможна компоновка нескольких заданий в одной карточке.

Карточки-задания используются и дают результат на любом этапе работы с материалом на уроках всех типов:

  • первичного предъявления нового;
  • формирования первичных предметных навыков и умений;
  • применения метапредметных и предметных знаний;
  • обобщения и систематизации предметных знаний;
  • контроля;
  • коррекции;
  • рефлексии.

Конечно, у учителя появляется возможность включать в тематическое планирование и нетрадиционные формы уроков, ведь есть уверенность, что обучающиеся на данном этапе уже владеют предметными и метапредметными знаниями и умениями.

Можно констатировать, что учительский сайт - эффективный ресурс для применения современных педагогических технологий (например, технологии дифференцированного обучения), предоставляющий огромные возможности по организации учебной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.  

Таким образом,  подход  обучении  направлен на учет индивидуальности каждого ученика,  персонифицированной программы развития по определенным предметам в период обучения в  школы,  рациональное  фронтальных,  и индивидуальных  для повышения  обучения как группы обучающихся, так   развития  ученика.

Список используемых литературных источников:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., Народное образование, 2005. 556с.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.192с.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2000. 88с.

4. Суворова С.Б., Кузнецова Л.В.

Математика - 5 - 6 класс - Книга для учителя

5. Логовская Татьяна Романовна http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/02/11/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii

6. Гузик Николай Петрович http://www.studfiles.ru/preview/6175519/page:20/

[a]После фундаментальных утверждений необходимо в квадратных скобках указать номер источника, из которого взята эта мысль

[b]Желательно добавить после аббревиатуры какое-то слово, конкретизирующее тип ФГОС. Например, ФГОС основного общего образования

[c]Добавить кавычки перед словом

[d]Далее идет слово «обучающегося», поэтому лучше использовать другой термин, не однокоренное слово

[e]Задание не по биологии, лучше убрать или заменить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.

Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Тема: «Системно - деятельностный подход на уроках биологии. Урок – Портфолио»

Предлагаю технологическую карту одного урока биологии в 10 классе на тему:« Генетика – наука о наследственности ».  В системе уроков он является  первым  по счету в этом  разделе...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...