Тема: «Системно - деятельностный подход на уроках биологии. Урок – Портфолио»
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме

Закрой Наталья Евгеньевна

Предлагаю технологическую карту одного урока биологии в 10 классе на тему:

« Генетика – наука о наследственности ».  В системе уроков он является  первым  по счету в этом  разделе  курса, на который отводится 14 часов. Это  урок   формирования  новых знаний, форма – урок – презентация с элементами  проектирования  Портфолио.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhn._karta.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – Порфолио  по биологии «Генетика- наука о наследственности» в 10 классе. (Закрой Н.Е, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей» р.п.Степное Советского района Саратовской области).

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

Организация начала занятия

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

звучит музыка: «Прощальный вальс»

слайд № 1

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя  на работу и сотрудничество. Создание эмоционального настроя через беседу:

- Ребята, какие чувства, мысли вызывает у вас эта мелодия?

- А что ценного вы возьмете с собой из школы  во взрослую жизнь?

- А как теперь, на современном языке  мы называем этот багаж достижений, знаний ученика?

Приветсвуют учителя, настраиваются на работу.

- Сотрудничество с учителем

2.

Мотивация, целеполагание

Постановка целей и задач урока

музыка «Семейный альбом, слайды  презентации

 № 2, 3-14, 15

Слайд презентации № 16

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию цели  и задач урока через просмотр слайдов «Семейный альбом» и работу по оформлению титульного листа Портфолио урока.

Участвуют в беседе.

Формулируют задачи урока: рассмотреть следующие вопросы:

1.История зарождения генетической науки

2.Основные понятия генетики

3.Генетические символы

4.Наука и жизнь

- Умение самостоятельно выделять и формулировать цели и задачи урока, определять последовательность промежуточных целей, составлять план действий, слушать учителя, одноклассников, вступать в диалог.

4.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов

Слайд № 17,18

Карточка ресурса:  «Основные понятия генетики» из единой коллекции ЦОР

Слайды презентации № 19-31

Слайды презентации № 32,33

Постановка проблемы: Какие события XIX столетия привели  к рождению этой науки?

Организует работу в парах по исследованию текста информационного листа, учебника. Предлагает составить историческую справку на странице Портфолио, завершив следующие предложения:

  1. «Отцом» генетики  является…
  2. Г. Мендель опубликовал результаты своих исследований  в ….  году.
  3. Официальная дата рождения генетики – …. (почему такие расхождения в датах? Что это была за драма в развитии генетики?)
  4. Переоткрыли законы Менделя - …
  5.  Мендель ввел понятие о наследственном факторе, именуемом теперь  ….
  6. Объект генетических исследований Менделя …. (работу вел в течение 8 лет, изучив 10000 растений)
  7. Основной метод генетики ………..
  8.  Термин генетика принадлежит ……..

Организует  обсуждение результатов работы в парах, комментирует работу учащихся. Организует беседу с учащимися о личностных качествах Г.Менделя. Предлагает продолжить исследование биографии Г.Менделя самостоятельно.

Предлагает обыграть небольшую ситуацию. Представьте: встретились два друга.

  1. «Привет друг! Я увидел твое родословное древо. Да, ну ты фенотип! А сколько в твоей родословной гомозигот и гетерозигот! Это просто удивительно, как хорошо  ты знаешь свою наследственность!».
  2. «Да и твое древо впечатляет, сколько  в твоей родословной аллелей. Фенотипы твоих родственников вроде бы одинаковые, а генотипы разные. А еще я был удивлен, что у твоих предков был редкий  рецессивный ген»

Постановка проблемы: почему друзья не поняли друг друга? Как разрешить проблему?  Предлагает посмотреть видео-ролик и работать на странице Портфолио: выписывайте  генетические  понятия  в 2 колонки:

 « Я знаю это»;                    «Я узнал  сейчас»:

Организует работу по основным генетическим понятиям с помощью презентации: что узнали на уроке?

Задает вопрос: Ребята, а как вы на уроках математики, физики, химии  делаете  записи?

Предлагает  перевести генетические понятия   (родители,  потомство, гибриды первого поколения,  скрещивание, мужская особь, женская особь, доминантный признак (ген), рецессивный признак (ген),  гомозигота по доминанте,  гомозигота по рецессиву,  гетерозигота) в язык символов, поработав с учебником  (в парах).

 Организует беседу по данной работе с помощью презентации, аппликации на магнитной доске.

Добывают и выделяют необходимую информацию с помощью информационного листа, учебника,  делают выводы; работают в группах, парах, сотрудничают с учителем и одноклассниками. Заносят информацию в Портфолио на страницу «Историческая справка».

Сличают свой результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Разыгрывают ситуацию «Встреча друзей»

Ищут решение проблемы, просматривают видео - ролик, работают на странице Портфолио «Основные понятия генетики», завершают схему « Я знаю это»;                    «Я узнал  сейчас»,

работают со слайдами презентации.

Участвуют в коллективном обсуждении новых генетических понятий.


Предлагают символы, знаки, формулы.

Работают с учебником, знакомятся с генетической символикой, сверяют с образцом на презентации.

Слушают объяснение учителя

- Поиск и выделение нужной информации;

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

 - умение взаимодействовать; - умение определять последовательность действий при работе, умение структурировать знания.

Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Извлечение необходимой информации из просмотренного материала, анализ увиденного с целью выделения знакомых и незнакомых терминов.

Умение достаточно полно излагать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование знако – символических действий.

Умение слушать учителя, подведение под понятие.

5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и  осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Предлагает применить знания генетических понятий и их символов на практике: собраться в группу, соответствующую тому символу, который достался ученику ( «А», «Вв», «с» и т.д.)

Предлагает показать друг другу карточки, задает вопросы:

-  Не ошиблись ли с  выбором места?

- Почему  ты  решил   пройти  к этой группе? 

Делают самостоятельный выбор группы соответственно карточке с символом, объясняют свой выбор, корректируют знания.

- Обнаружение отклонений;

- Коррекция.

6.

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий.

Слайды презентации № 34

Слайды презентации № 35-40

Слайды презентации № 41,42

 Предлагает выполнить два задания. Одно из части А,  другое – из части В, со звездочками. Тест*

Найди пару

  1. Ген                                                                                                                  
  1. Рецессивный ген
  1. Доминантный ген
  1. Основной метод генетики
  1. Изменчивость
  1. Генотип
  1. Фенотип
  1. Наследственность

А. совокупность внешних и внутренних признаков организма

Б. гибридологический

В. способность организма изменяться

Г. подавляемый ген (а)

Д. совокупность всех генов организма

Е.способность организма сохранять признаки в ряду поколений

Ж. участок молекулы ДНК, определяющий признак организма

З. преобладающий ген (А)

 Право выбора за учащимися. А тот, кто справится с  заданием  В, прибавит  себе 1 балл при экспертизе  Портфолио. 

Предлагает провести  по заданию самопроверку

Зачитывает четверостишье:

Ученым можешь  ты не быть,

Генетиком же, быть  обязан!

Весь  быстротечный жизни круг,

С генетикою прочно связан.

Беседует с учащимися по вопросам:

- Почему генетика в последнее время стала такой популярной и особенно медицинская генетика?

- Как генетика может помочь практике сельского хозяйства?

- Ребята, вы уже определились с выбором профессии? 

Беседа сопровождается показом слайдов, иллюстрирующими значение генетики и рекламу биологических профессий.

Выполняют задания по выбору. Проводят самопроверку по слайду.

Участвуют в беседе, высказывают свои мнения.

- Оценка, самооценка, взаимооценка.

Личностное, профессиональное самоопределение.

7.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Слайды презентации № 43, 44

Предлагает приступить  к экспертизе Портфолио по критериям.

Организует обсуждение результатов экспертизы Портфолио.

 Дарит стихотворение на память:

Мы в этом мире не случайно,  

Заброшенные ветром жизни.

Мы отголоски вечной тайны

И в наших генах предков нити.

Шагаем поступью отцовскою,

На мир глядим глазами матери.

И через сотни поколений

Их лучших качеств не растратили

Мы отпечаток поколений

Их производная и образ.

И для ученых нет сомнений

Наш генный код – по жизни компас!

С генетикою не поспоришь.

Но воля бьется с ленью в схватке,

Ведь лишь от нас одних зависит

Талантом станут ли задатки!

Пусть рост, и стать и красота

Наследуются, несомненно.

Моя заветная мечта –

Чтоб доброты открыли гены!

 Ребята, если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне, друг другу!

Проводят экспертизу Портфолио. Считают баллы по критериям и переводят их в оценку за урок.

Самооценка работы на уроке.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 - умение осознавать качество и уровень усвоения материала на уроке

8.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Слайды презентации № 45, 46

Дает задания:

  1. Учебник  параграф 38; стр.140-143.
  2. творческое задание по выбору:

« История развития генетики в России», «Интересные факты современной генетики»

Записывают варианты домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...

Системно-деятельностный подход реализации ФГОС на уроках биологии и экологии

Построение урока по новым стандартам, и план урока....

Системно-деятельностный подход реализации ФГОС на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС)- принципиально новый для отечественной школы документ. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государств...

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в соответствии с ФГОС"

Представлена система работы по активизации деятельности учащихся на разных этапах урока  биологии в 5-11 классах. Описаны конкретные формы работы....

Доклад на тему «Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания»

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Применение системно-деятельностного подхода в организации современого урока биологии

Данная статья посвещена реализации системно-деятельного подхода  с помощь ю технологии проблемного обучения .Приведены примеры  различных вариантов создания проблемных ситуаций и заданий....

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...