Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения
презентация к уроку по биологии на тему

Минизанова Фарида Махмутовна

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistemno_bio_him.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения Что такое деятельность человека? Инновационное обучение в школе – системно - деятельностный подход; Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении.

Слайд 2

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г.Белинский

Слайд 3

Три подхода к разработке стандартов: Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Компетентностный – использование знаний в действии. Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)

Слайд 4

Системно-деятельностный подход Основа c тандарта нового поколения

Слайд 6

ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Слайд 7

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Слайд 8

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологий образования

Слайд 9

Развитие личности школьника через формирование УУД Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать средства и способы достижения, оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности « научить учиться»; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 10

Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода) 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Слайд 11

Учитель задает себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Слайд 12

Урок с позиций системно-деятельностного подхода

Слайд 13

Линии учебников биологии (5-9 кл.), рекомендованных к использованию в 201 4 / 201 5 учебном году Основное общее образование (5-9 классы) Учебники, соответствующие ФГОС: 1 . Пономарева И.Н. линия Биосфера концентрическая структура (Вентана-Граф) 2. Сухорукова Л.Н. линия Сферы (Просвещение) 3 . Вахрушев А.А. (Баллас) 4. Никишов А.И. (Владос) 5. Пасечник В.В . (Дрофа) 6. Пасечник В.В . Линия жизни (Просвещение) 7. Трайтак Д.И. (Мнемозина) 8. Сонин Н.И. концентрическая структура (Дрофа) 9. Романова Н.И. линия Ракурс (Русское слово) 10. Романова Н.И. линия Вектор (Русское слово) 11. Пономарева И.Н. линия Биосфера линейная структура (Вентана-Граф) 12. Сонин Н.И . линейная структура (Дрофа) 13. Сивоглазов В.И. линия Навигатор (Дрофа)

Слайд 14

Сравнительные характеристики традиционной и инновационной систем обучения ФГОС 1.Цели и задачи формирует сам ученик. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие 3.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки 4.Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи 5.Учитель планирует коммуникативные задачи урока. Традиционная система 1.Цели урока задаются только учителем. 2.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3.Контроль и оценку осуществляет сам учитель 4.В оценке знаний ученика не учитываются минимальные индивидуальные продвижения, нет поощрений. 5.Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Слайд 15

Сравнительные характеристики традиционной и инновационной систем обучения Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 16

Как построить урок? Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.

Слайд 17

Проектирование урока Четвертый этап : Рефлексия Синквейн Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах. Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы. Правила написания синквейна: 1. Название. Тема (существительное) - 1 слово 2. Описание (прилагательное) - 2 слова 3. Действие или состав - 3-4 слова 4. Отношение к теме - 2-3 слова 5. Синоним темы - 1-2 слова

Слайд 18

Рефлексия. Продолжить предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 19

Современные технологии проектное обучение проблемное обучение коллективная система обучения дифференцированное обучение развитие критического мышления модульное обучение игровая деятельность

Слайд 20

Действие учителя Действие ученика 1 этап : актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Слайд 21

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» А. Дистервег, Х I Х век

Слайд 22

Притча не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Слайд 23

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...

Игровые технологии на уроках истории, биологии, географии, обществознания в условиях реализации стандартов второго поколения

    Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.  Следовательно, целью применения игровой технол...

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...