Игровые технологии на уроках истории, биологии, географии, обществознания в условиях реализации стандартов второго поколения
статья на тему

      Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.  Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrovye_tehnologii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках в условиях реализации

стандартов второго поколения

Л.В.Туркина, МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»

Колпнянского района

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология - на науке.

С искусства всё начинается, технологией заканчивается,

чтобы затем всё началось сначала.

В.П.Беспалько  

      В основе Стандарта лежит системно–деятельностный подход, связанный с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Это не случайно. Педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три: игровую, учебную и трудовую. На практике их интеграция в сотрудничестве меня, как учителя и ученика позволяет преобразовывать учебный материал в познавательную «ситуацию развития».

      К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека, определяющая для его жизненного самоопределения. В  трудах Л.С. Выгодского говорится: «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

      Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.  Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.

       Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности.

     Роль игровой деятельности в решении образовательных задач связана с пониманием того, что преобразование игровой деятельности в технологию становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм контроля его достижений.      

       Используя игровую деятельность как технологию применяю критерии результативности (целеполагание, результативность), воспроизводимости (использование на многих предметах), транслируемости (возможности передачи опыта в виде знаний). Именно поэтому дословный перевод понятия «технология» с греческого – наука о мастерстве.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра даёт возможность не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,  требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Предлагаю использовать на уроках обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие настольные игры. Я их использую на своих уроках истории, обществознания, географии, биологии. Они подходят практически для каждого предмета. Учителю придётся составить лишь вопросы и можно начинать игру.

Предложенные игры авторские. В основу конструкции настольных игр положены компьютерные автофигуры, диаграммы, схемы.

Приложение

Трафареты настольных игр

Правила игры

Игра "Шифрограмма". Каждой букве алфавита соответствует цифра. Учитель  или обучающиеся шифруют любой текст, а затем находят соответствие между цифрой и  буквой.

Игра "Ступени". В игре принимают участие 4 человека. Ведущий задаёт вопрос. Правильный ответ даёт право спускаться по ступеням. Получит приз тот, кто первый спустится вниз.

Игра "Радужная". Условия игры такие, как и в "Ступенях", только можно участвовать неограниченное число игроков.

Игра "Мишень". Участников игры неограниченно. Им задаются вопросы, кто первый ответит, передвигает дротик  ближе к центру. Победит тот, кто попадет в 10.

Условия игры такие же для игры "Покорение Эвереста". Победит тот, кто первый дойдет до цели.

Игра "Кросс-вопрос". Трое игроков отвечают на 15 вопросов. Если ответит игрок на 5 вопросов, получает 3 место - оценку «3». Если ответит на 10 - получает 2 место (оценку «4»). И победитель тот, кто ответит на 15 вопросов и придёт первым к финишу (оценка «5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Игровые технологии на уроках истории и обществознания

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Известно, что учебный материал прини...

Игровые технологии на уроках истории и обществознания.

Применение игровых технологий на уроках истории. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.А.М Горький. Многие педагоги, психологи, ученые...

ДОКЛАД «Развитие критического мышления и игровые технологии на уроках истории и обществознания»

Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпим...

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка знакомит с  рядом игровых технологий, содержит фрагменты игр: Брейн-ринг  по теме "Дворцовые перевороты", Историческая  дуэль (по этой же теме), Интелл...