Мастер-класс "Игровые технологии на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории (8, 9 класс)

Валов Алексей Сергеевич

Методическая разработка знакомит с  рядом игровых технологий, содержит фрагменты игр: Брейн-ринг  по теме "Дворцовые перевороты", Историческая  дуэль (по этой же теме), Интеллектуальный аквариум (по теме "Политические режимы")

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Игровые технологии на уроках истории и обществознания» Учитель МАОУ СОШ №31 Валов Алексей Сергеевич высшая категория 01.03.2019 г.

Слайд 2

Игра - активный вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика своим личностно-оценочным поведением.

Слайд 3

Роль игровых технологий в процессе обучения В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса.

Слайд 4

Роль игровых технологий в процессе обучения Обучение становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к учебному материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся устанавливаются культурно-смысловые связи, позволяющие обрести личностный смысл при изучении предмета, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории и обществознания

Слайд 5

Функции игры 1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. 2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. 3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности , толерантности .

Слайд 6

Цели и задачи игровых технологий Развитие интереса к предмету; Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися; Активация познавательной деятельности; Создание условий для самовыражения личности; Повышение творческого потенциала учащихся; Здоровьесбережение благодаря снижению усталости; Развитие навыков коммуникации, чувства коллективизма, доброжелательности.

Слайд 7

Виды игр по структурным элементам урока Игры для изучения нового материала; Игры для закрепления; Игры для проверки знаний; Обобщающие игры; Релаксационные игры-паузы.

Слайд 8

Классификация игр на уроках истории

Слайд 10

Когда и для чего применяется Применяется для углубления и обобщения знаний учащихся по изученной теме, развивает интерес к предмету, отрабатывает навык работы в команде, позволяет проверить знания учащихся по большому разделу, сформировать и развить все виды УУД

Слайд 11

Что требуется Подготавливаются вопросы для Брейн-ринга , которые оформляются в виде презентации. Можно выделить несколько раундов по 5-7 боёв. Определяется состав от 2 до 5 команд по 4-7 игроков (можно случайным образом, по карточкам). Сдвигаются столы, формируется игровое пространство (по числу команд) Выбирается жюри, ведущее подсчёт баллов и следящее за тем, кто первым подготовил ответ.

Слайд 12

Как проводится После того, как вопрос задан и прозвучал сигнал, командам даётся время на обсуждение (на слайдах презентации вставлены звуки начала и окончания времени обсуждения с интервалом 30 секунд). Команда, подготовившая ответ досрочно, поднимает карточку и получает возможность ответить. Если ответ верный, ей присуждается балл (возможны разноуровневые вопросы с разным количеством баллов). Если ответ неверный или неполный, обсуждение продолжается (время продолжается или отсчитывается заново) и другая команда получает право ответа и получения балла. Если ответов нет, балл переходит на следующий раунд, плюсуясь к баллам следующего вопроса.

Слайд 13

Фрагмент БРЕЙН-РИНГА «Эпоха дворцовых переворотов»

Слайд 14

Вопрос 1 Кто из правителей эпохи дворцовых переворотов меньше всего по времени находился в статусе официального правителя?

Слайд 15

Ответ 1 Эрнст Бирон. Он был назначен регентом при малолетнем Иване Антоновиче 17 (28) октября 1740 г., а был свергнут 9 (20) ноября, то есть находился на официальной должности чуть более 3 недель .

Слайд 16

Вопрос 2 Этот близкий друг Петра II , получивший почти неограниченное влияние на него во время болезни Меншикова, при Анне Ивановне был казнён. Во время мучительной казни этот гуляка и повеса неожиданно проявил необыкновенное мужество. Он не кричал, как все, от нестерпимой боли, а читал вслух молитвы.

Слайд 17

Ответ 2 Иван Долгоруков (Долгорукой). По одним данным был колесован, по другим четвертован в 1739 г.

Слайд 18

Вопрос 3 Последний из дворцовых переворотов в истории Российской империи не вошёл по времени в эпоху дворцовых переворотов, он стоит особняком. Когда он произошёл? Смена каких правителей произошла?

Слайд 19

Ответ 3 В ночь с 11 на 12 марта 1801 группой заговорщиков в Михайловском замке был свергнут и убит Павел I , а на престол вступил Александр I , его сын.

Слайд 20

Вопрос 4 Этот правитель эпохи дворцовых преворотов по свидетельству современников получил свой титул при очень интересных обстоятельствах. Фельдмаршал Ласси с несколькими полками отправился к нему на родину и заставил дворян выбрать его правителем с титулом герцога. А для того, чтобы сомневающиеся приняли правильное решение, Ласси поставил перед ними десятки снаряжённых дорожных повозок для возможной поездки в Сибирь. О ком речь?

Слайд 21

Ответ 4 События произошли в 1737 г. в Курляндии. Речь идёт об Эрнсте Иоганне Бироне.

Слайд 22

Вопрос 5 Последнее слово, сказанное умирающей императрицей Анной Иоанновной плачущему Бирону английский посланник Э. Финч , не очень хорошо знавший русский язык, по созвучию перевел ошибочно на английский как « Never fear » - «Никогда не бойся ». Это просторечное и сейчас довольно редко употребляющееся слово в толковом словаре определяется как «должно быть», «пожалуй», «вероятно», «возможно», «наверное», «есть шансы».

Слайд 23

Ответ 5 Императрица долго смотрела на своего фаворита Эрнста Бирона, которого оставляла регентом при малолетнем Иване Антоновиче, а потом проговорила: «Небось…»

Слайд 24

Вопрос 6 Этот царедворец, не смотря на участие в свержении и убийстве одного из государей в ходе дворцовых переворотов, за заслуги перед Отечеством и победу в Чесменской битве был изображён на памятнике «1000-летие России» в Новгороде.

Слайд 25

Ответ 6 Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Сподвижник Екатерины II , брат её фаворита Григория Орлова.

Слайд 26

Вопрос 7 В эпиграмме 1740 года этого правителя сравнивали с бодливым быком, которому обломали рога. О каком правителе идёт речь?

Слайд 27

Ответ 7 Эрнст Бирон. Он был свергнут 9 (20) ноября 1740 г.

Слайд 28

Вопрос 8 После смерти этой императрицы осталось более 15 тысяч платьев, которые она никогда не одевала дважды, меняя по несколько в день. При ней были учреждены Московский университет, академия художеств в Петербурге.

Слайд 29

Ответ 8 Это императрица Елизавета Петровна (1741-1761)

Слайд 30

Вопрос 9 Кого называли императрицей –невестой и почему?

Слайд 31

Ответ 9 Екатерина Алексеевна Долгорукова, невеста Петра II . Когда Пётр II заболел, родственники его невесты пытались сделать Екатерину наследницей престола, именно так назвав её в подготовленном на подпись указе. Но император умер, не подписав указа

Слайд 32

Вопрос 10 Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за ХХХХ год извещала читателей об охоте этой царствующей особы: «С 10 июля по 26 августа ее величеством застрелено: 9 оленей (с 24, 18 и 14 отростками на рогах), 16 диких коз, 4 кабана, 1 волк, 374 зайца, 68 диких уток и 16 больших морских птиц».

Слайд 33

Ответ 10 Анна Иоанновна была превосходным стрелком и страстным охотником.

Слайд 34

Вопрос 11 Этот император был одновременно внуком Петра Великого и внучатым племянником Карла XII и в своём первоначальном имени объединил этих двух противников в Северной Войне. Его правление продолжалось всего 186 дней, а смерть была насильственной.

Слайд 35

Ответ 11 Пётр III Фёдорович (Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский )

Слайд 36

Историческая дуэль

Слайд 37

Когда и для чего применяется Применяется для закрепления , углубления или обобщения знаний учащихся по изученной теме, отрабатывает умение находить и выделять важную информацию, формулировать вопросы и задания, систематизировать и классифицировать явления и процессы.

Слайд 38

Что требуется 1. Предупредить заранее детей о проведении игры и необходимости подготовить вопросы и задания по изученной теме. 2. Подготовить предметы (2 цилиндра или ковбойские шляпы, перчатка, изображения пистолетов и т.д.)

Слайд 39

Как проводится Выбираются «дуэлянты» (приблизительно равные по уровню) Они поочерёдно производят несколько (3-5) «выстрелов», задавая сопернику подготовленные вопросы. В зависимости от сложности вопроса на кону выставляется 1-3 балла (оценивает учитель). В зависимости от наличия ответа соперника, его полноты и правильности баллы присуждаются одному или обоим «дуэлянтам» Остальные учащиеся могут а)комментировать и оценивать ответы и вопросы или б) параллельно отвечать на приготовленных листочках, заворачивая их особым образом.

Слайд 40

Фрагмент Историческая дуэли по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов»

Слайд 41

Вопрос 1 Как назывался документ, который заставили подписать члены Верховного тайного совета Анну Иоанновну при вступлении на престол? 1 балл

Слайд 42

Вопрос 2 Когда вступил на престол Пётр III ? (Пётр II , Екатерина I , Екатерина II , Анна Иоанновна)? 1 балл

Слайд 43

Вопрос 3 Сколько женщин находилось у власти в эпоху дворцовых переворотов? Перечислить их. 2 балла

Слайд 44

Вопрос 4 Сколько правителей-мужчин находились у власти в эпоху дворцовых переворотов? Перечислите их. 2 балла

Слайд 45

Вопрос 5 В царствование какого правителя (правительницы) эпохи дворцовых переворотов Россия победила в войне со Швецией, сохранив завоёванное в Северной войне и присоединив ряд крепостей в Финляндии? 2 балла

Слайд 46

Вопрос 6 В ходе какой войны (в каком сражении) в эпоху дворцовых переворотов произошло следующее событие: прусские войска опрокинули русскую кавалерию и потеснили пехоту на правом фланге, но после четырёхчасового боя атака полков Румянцева привела к беспорядочному отступлению противника. 3 балла

Слайд 47

Вопрос 7 Назовите 3 причины дворцовых переворотов. 3 балла

Слайд 48

Вопрос 8 Почему А. Меншиков не смог удержаться у власти при Петре II ? 2 балла

Слайд 49

Вопрос 9 Кто формально возглавлял Верховный тайный совет при Екатерине II и кто фактически возглавил его? 2 балла

Слайд 50

Интеллектуальный аквариум

Слайд 51

Когда и для чего применяется Эта игра позволяет быстро проверить знания сразу больших групп учащихся (до 12-16 человек), но требует освобождения некоторого пространства внутри кабинета. Хотя её можно провести и в коридоре. Применяется в тех случаях, когда дети изучили виды каких-то одного рода явлений, событий, процессов и должны по каким-либо признакам уметь классифицировать их.

Слайд 52

Что требуется Разделить учащихся на несколько групп. Заранее приготовить описание ситуаций или признаков, таблички с изображением рыбок с одной стороны и названием разновидности общественных явлений, процессов с другой. Каждая группа – «особый вид рыбок» в «аквариуме», которым требуется своя разновидность корма. При оглашении ситуации («кормление рыбок») та группа, для которых она подходит, делает шаг вперёд, остальные – шаг назад. По расположению «рыбок» одного вида в конце игры определяется уровень знаний ребёнка

Слайд 53

Интеллектуальный аквариум «Политические режимы»

Слайд 54

Интеллектуальный аквариум На полу мелом обозначаются 5 линий. Все учащиеся, участвующие в игре, становятся в одну шеренгу на средней линии. Каждый получает табличку, на которой написано либо «Демократия», либо «Тоталитаризм». Прочитав надпись, участники прижимают табличку к груди так, чтобы окружающие не видели надписи. Затем они слушают ситуации. В случае, если ситуация соответствует обозначенному на их табличке политическому режиму, участник делает шаг вперёд на следующую линию, если не соответствует, то шаг назад. Число ситуаций по режимам должно в конце сравняться. Тогда все участники займут первоначальное положение. Это будет показатель отличных знаний. Остальные – сделали ошибки. Варьируя порядок заданий, можно рассчитать другое положение участников к моменту окончания игры.

Слайд 55

Ситуация 1 В республике Д. состоялись очередные выборы депутатов парламента. В результате мандаты депутатов поделили 4 партии разной идеологической направленности.

Слайд 56

Ситуация 2 В королевстве С. выборы проходят нерегулярно, в законодательном органе представлена лишь одна политическая партия, впрочем, других партий в этом государстве не существует.

Слайд 57

Ситуация 3 Гражданин Н. у себя дома выразил недовольство политикой правящей партии и её лидера. Услышавший это сосед по лестничной клетке (в доме плохая звукоизоляция) написал донос в службу госбезопасности, после чего Н. получил 5 лет лишения свободы.

Слайд 58

Ситуация 4 В унитарной республике Б. существует свобода слова и гласность, действия правящей партии и правительства широко освещается и обсуждается в государственных и частных СМИ.

Слайд 59

Ситуация 5 В стране Z . нет обязательной государственной идеологии, существуют партии разной идеологической направленности, конкурирующих в борьбе за власть.

Слайд 60

Ситуация 6 В ходе репрессий в стране Ч. тысячи людей попали за свои убеждения в тюрьмы, сотни казнены по надуманным обвинениям. Все СМИ принадлежат государству или находятся под его контролем.

Слайд 61

Ситуация 7 Провокация Гражданин Т. попытался на улице призвать к свержению власти, был арестован, а позже наказан.

Слайд 62

Подведём итоги Игра помогает решить множество дидактических и воспитательных задач, сформировать и развить практически все виды УУД. Однако абсолютизировать игровой метод не стоит, так как он хорош лишь при разумном пропорциональном сочетании с традиционными уроками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания

Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...