Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (5, 8, 10 класс) по теме

Титаренко Людмила Алексеевна

 Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. 

Я предлагаю Вашему вниманию серию уроков с использованием проблемно-поисковой технологии:

  • «Религия древних греков» (история 5 класс)

  • "Традиции чаепития" (история 5 класс)

  • «Мы в ответе за тех, кого приручили» (обществознание 8 класс)

  • "Права Человека" (обществознание 10 класс)

  • "Северная война" (история 10 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (обществознание 8 класс)

Цель: формировать ответственное отношение к братьям нашим меньшим.

Задачи:

-познакомить учащихся с законом РФ «О защите животных от жестокого обращения», об ответственности за жестокое обращение с животными; формировать умение рассуждать, понимать роль человека в сохранении окружающей среды.

 -развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки критического мышления.

-создать условия для самоопределения учащимися по нравственным проблемам социума, воспитывать любовь к животным; побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, опасно ли равнодушие, каким должен быть человек; подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, чуткость, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

Тип занятия – постановка и решение учебных задач.

Вид занятия – урок обществознания.

Технология -  проблемно-поисковая с элементами технологии развития критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

познавательная сфера: анализировать новую информацию.

ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам, связанных  с отношением к животным;

коммуникативная сфера: работать в группах; строить доказательный ответ на проблемный вопрос.

 Метапредметные:  принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач; находить нужную информацию; вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Ход урока.

  1.   Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя.

Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере.

К примеру .2015 г. был объявлен годом литературы, а 2016 г. посвящён российскому кино, не стал  исключением и 2017 г.

Ребята ,Годом чего объявлен 2017 год? (год экологии)

Президент РФ Путин В.В. издал указ « О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий».

Эту задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

А как мы с вами можем повлиять на улучшении экологической обстановки?(ответы учащихся)

Постановка проблемы 

А сформулировать тему нашего занятия нам помогут нарезки из мультфильмов:

(просмотр видеоролика):

  1. Карлсон
  2. Возвращение блудного попугая
  3. Весёлая карусель, выпуск № 8 «Консервная банка»
  4. Волшебное кольцо.

Итак, давайте сформулируем тему занятия, какая проблема затрагивается в видеоролике? (жестокое обращение с животными)

Тема: Защита животных от жестокого обращения.

  1. Актуализация знаний.

С каждым годом в России  отмечается рост бездомных животных.

Ребята, а каковы причины возникновения бездомных животных?

Составление кластера:

  • Безответственное владение животными
  • Отсутствие обучения владельцев правилам содержания животных
  • Отсутствие полного учёта животных. Находящихся во владении у населения и на предприятиях
  • Коммерческое использование животных
  • Недостаточна стерилизация
  • Отсутствие приютов

Какие  виды ответственности можно выделить  за жестокое обращение с животными ? (слайд)

  1. Моральная
  2. Юридическая - УК РФ, Статья 245. Жестокое обращение с животными

(1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

 2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

                           (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа в группах

1 группа - определяет область применения Федерального Закона – в форме кластера:

- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;

- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;

- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;

- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;

- служебное собаководство;

- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;

- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;

- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;

- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;

- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;

- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.

 2 группа – определяет требования к обращению с  животными, исключающие жестокость – в форме кластера:

1. При обращении с животными не допускается:

- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;

- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;

- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.

2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.

3. Не допускается:

- разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;

- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;

- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

3 группа – рисует плакат  с призывом в защиту животных.

  1. Защита проектов учащимися
  2. Рефлексия – составление синквейна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель урока:ü показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;ü узнать (биографию) историю семьи, о ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

"Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы"

Этот материал может помочь учителю-словеснику в подготовке к урокам...

Мастер-класс для учителей на тему «Использование проблемно-поисковых технологий на уроках французского языка».

Цель мастер-класса: показать, как можно использовать проблемно-поисковые методы на уроках французского языка....