Главные вкладки

    Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ
    методическая разработка (6 класс) на тему

    Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lopatina_g.v._samoobrazovanie.odt22.79 КБ
    Файл lopatina_g.v._samoobrazovanie.odt22.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

                                                                     ЛопатинаГ.В., учитель ОГА ОУ «Центр                                    

                                        образования «Ступени»

                                                           Ребенок не хочет брать готовые знания и

                                                             будет избегать того, кто силой вдалбливает

                                                             их ему в голову. Но зато он охотно пойдет

                                                                за своим наставником искать эти же самые

                                знания...  

                                                           Шалва Амонашвили

          Задача воспитания активной, смелой, решительной личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартной ситуации, не нова. Не является новым и проблемный подход к обучению. Изучив теоретический материал по указанной выше теме, я убедилась в том, что проблемное обучение - это системная целенаправленная работа. Организовать свою деятельность по шаблону нельзя. В каждом конкретном случае любая технология приобретает черты неповторимости, тем более в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
    Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

    Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный.

    Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все  школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития, и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности, можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

    Если привычной и желанной формой деятельности для учащегося является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

    Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

            Педагогическое кредо каждого учителя можно свести к формуле: «Открывать знания вместе с детьми!». По сути дела это и есть сущность проблемно-поискового обучения. Сегодня под проблемно-поисковым обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемно-поисковых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.        

    Структура проблемно-поискового урока

    Цель урока

    Этапы урока

    Творческие звенья деятельности

    учащихся

    З

    Н

    А

    Н

    И

    Е

    Введение

    Постановка учебной проблемы

    -формирование вопроса

    или темы урока

    Поиск решения

        - открытие субъективно

          нового знания

    Воспроизведение

    Выражение решения

        - выражение нового знания в    

          доступной форме

    Реализация продукта

        - представление продукта

          учителю и классу

            Для себя определила порядок использования проблемно-поисковых ситуаций и распределила их по этапам:

    Действия учителя

    Действия ученика

    1. Создает проблемную ситуацию.
    2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
    3. Организует поиск гипотезы -предположительного объяснения противоречий в материале, ситуации
    4. Организует проверку гипотезы.
    5. Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение. Рефлексия.

    1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
    2. Формулирует проблему.
    3. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления.
    4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
    5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

        Организуя работу по формированию познавательной деятельности,  часто использую исследовательский метод обучения. При этом опираюсь на следующие дидактические положения: постоянная актуализация знаний по предмету; высокая мотивация к решению выбранных познавательных задач; необходимость создания механизмов саморазвития личности, включая развитие самопознания, саморегуляции, самоопределения, самообразования, самоорганизации, самореализации. В учебном процессе сочетаю групповые и индивидуальные формы исследовательской деятельности.

    Приведу конкретные примеры из опыта работы.   

    На уроках часто использую задание, которое нравится учащимся, — составление синквейна. Написание его является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса способствует  более эффективному выражению своей мысли.                                Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

      Во всех классах на уроках литературы мои учащиеся составляют синквейны к литературным героям. Например,в  10 классе при рассмотрении романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» ребята составляют синквейны к образам Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова и др. героев.

    Приведу примеры составления учащимися некоторых синквейнов.

                Ростова.

    Непосредственная, чистая.

    Любит, верит, живет.

    Стремление к счастью будит силы.

    Героиня.                                                                                                                                         

    Большое внимание уделяю урокам, на которых использую проблемно-поисковый метод, проводя уроки-исследования.

    К примеру, в 6 классе провела урок-исследование по культуре речевого этикета «Учимся благодарить», к которому группа учащихся отправилась в творческую командировку с заданием: понаблюдать, как используются слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры и т.д.) в окружающей нас жизни.

    1ый ученик – общественный транспорт; 2 -ой ученик – школа; 3 ученик – магазины.

    Результаты исследования.

    Объекты исследования;количество исследуемых; количество людей, использующих «волшебные слова»

    Общественный транспорт:20 — 11; Школа: 25-15; Магазины :25-14.

    Вывод урока: сегодня мы учились благодарить, старались пополнить свой словарный запас формулами благодарности, и очень жаль, что среди нас есть люди, которые разучились это делать, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.

        На уроках литературы  часто использую исследовательский метод , так как анализ текста - всегда исследование. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина даю задание: - Сколько вы знаете значений слова блестеть? У А.С.Пушкина их 14. Найдите их.

    Использование исследовательского метода ставит учащихся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемого учителем. На уроках русского языка и литературы систематически проводится лингвистический анализ текста, что способствует развитию творческих способностей учащихся, подготовке к ЕГЭ. Большое значение имеет работа учащихся над проектами и исследовательская деятельность, выполняемая во внеурочное время, которые я включаю в структуру урока. Такая работа способствует формированию  познавательной деятельности, коммуникативных качеств детей, самостоятельности, умению работать с различными информационными источниками.

    Например, исследовательские работы «История нашего города», «История нашей школы» включены в структуру урока «Имя числительное», «Почему наклонения  так называются?» - в структуру урока «Глагол» и т.д.

    Учащиеся  старших классов выступают с презентациями своих исследовательских работ на школьных научно-практических конференциях.   Например, исследовательские работы  «Жаргонизмы как средство общения», «Культура речи биробиджанцев», »Язык — путь цивилизации и культуры»  способствуют повышению познавательной активности, формированию навыков исследовательской, творческой деятельности, бережному отношению к русскому языку.

    Использование проектного метода способствует развитию критического мышления. В основе его – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    Ребятами разработаны проекты «Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока матери» (образ Матери в творчестве современных  и русских поэтов), литературно-музыкальная композиция «Будущее нации — в руках матери»;  литературная гостиная «Мы за Родину пали — но она спасена».

     Эта работа способствует повышению познавательной активности, формированию нового типа учащегося, обладавшего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего приемами интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству.

    В своей работе применяю кластеры. Это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам фиксируются слова, рисунки, как-то с ним связанные.

    Например, тема: «Художественное своеобразие рассказа Шолохова  «Судьба человека»».

    Цель: развивать познавательную активность учащихся, показать своеобразие стиля рассказа Шолохова, составить кластер .

    Учащиеся составляют кластер , то есть заполняют его конкретными примерами из рассказа «Судьба человека». Эта работа активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает и развивает познавательные интересы, обеспечивает достижение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

    Интересен в работе с живописью метод рамки. Проводила урок в 6 классе на тему: «Описание картины  Н.П.Крымова «Зимний вечер»

    Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать знания о роли деталей в художественном описании, с помощью рамки сконцентрировать внимание детей на конкретном фрагменте картины, показать её художественное совершенство.

    Учитель: подготовить рамки, с помощью которых учащиеся описывают отдельные фрагменты картины.

    Вывод: работа с рамкой повысила мотивацию, познавательную активность, интерес к предмету.

    Полноценное  образование немыслимо без разнообразных методов обратной связи. В своей работе я использую следующие методы:

    - интервью после урока;

    - викторина в начале урока по домашнему заданию;

    - конспект лекции учителя;

    - поэтическая разминка на уроке (чтение стихов наизусть);

    - творческий проект (реклама прочитанной книги, обложка, плакат и др.);

    - ролевые игры;

    - выразительное чтение текстов;

    - инсценировки;

    - конкурс на лучшее...

    Главным приемом обратной связи, конечно же, является сочинение, которое позволяет контролировать формирование умения ясно излагать свои мысли, усвоения норм литературного языка, способность композиционно -логически, грамматически правильно строить свою письменную речь.

    Стараюсь давать интересные, нетрадиционные темы сочинений.

     Я считаю, что любая самостоятельно выполненная творческая работа   направлена  на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни. А главная моя задача как педагога – создать условия для свободного развития духовных и физических сил учащихся. Сегодня я помогаю им раскрыть в себе все самое ценное, чтобы они смогли в дальнейшем  реализовать свой творческий потенциал.    

    Таким образом, технология проблемно - поискового обучения  в работе с детьми с ОВЗ способствует формированию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина. Она повышает учебную мотивацию. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Совершив открытие, у ребёнка появляется возможность почувствовать свою значимость в учебном процессе.        

                             Список используемой литературы

      1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого       саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

    1.       2.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.
    1. 3. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций. /Л.С. Выготский.  Собрание сочинений в 6 томах. Том 3.- М: 1983.- 512с.

    4. Гальперин, П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. / Гальперин,  П.Я. //"Вопросы психологии". – М., 1969, № 1.

    5. Леонтьев, А. Н..Проблемы развития психики./А. Н.Леонтьев, - М,, 1959, с. 431—445



    Предварительный просмотр:

    Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

                                                                     ЛопатинаГ.В., учитель ОГА ОУ «Центр                                    

                                        образования «Ступени»

                                                           Ребенок не хочет брать готовые знания и

                                                             будет избегать того, кто силой вдалбливает

                                                             их ему в голову. Но зато он охотно пойдет

                                                                за своим наставником искать эти же самые

                                знания...  

                                                           Шалва Амонашвили

          Задача воспитания активной, смелой, решительной личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартной ситуации, не нова. Не является новым и проблемный подход к обучению. Изучив теоретический материал по указанной выше теме, я убедилась в том, что проблемное обучение - это системная целенаправленная работа. Организовать свою деятельность по шаблону нельзя. В каждом конкретном случае любая технология приобретает черты неповторимости, тем более в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
    Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

    Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный.

    Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все  школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития, и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности, можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

    Если привычной и желанной формой деятельности для учащегося является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

    Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

            Педагогическое кредо каждого учителя можно свести к формуле: «Открывать знания вместе с детьми!». По сути дела это и есть сущность проблемно-поискового обучения. Сегодня под проблемно-поисковым обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемно-поисковых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.        

    Структура проблемно-поискового урока

    Цель урока

    Этапы урока

    Творческие звенья деятельности

    учащихся

    З

    Н

    А

    Н

    И

    Е

    Введение

    Постановка учебной проблемы

    -формирование вопроса

    или темы урока

    Поиск решения

        - открытие субъективно

          нового знания

    Воспроизведение

    Выражение решения

        - выражение нового знания в    

          доступной форме

    Реализация продукта

        - представление продукта

          учителю и классу

            Для себя определила порядок использования проблемно-поисковых ситуаций и распределила их по этапам:

    Действия учителя

    Действия ученика

    1. Создает проблемную ситуацию.
    2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
    3. Организует поиск гипотезы -предположительного объяснения противоречий в материале, ситуации
    4. Организует проверку гипотезы.
    5. Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение. Рефлексия.

    1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
    2. Формулирует проблему.
    3. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления.
    4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
    5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

        Организуя работу по формированию познавательной деятельности,  часто использую исследовательский метод обучения. При этом опираюсь на следующие дидактические положения: постоянная актуализация знаний по предмету; высокая мотивация к решению выбранных познавательных задач; необходимость создания механизмов саморазвития личности, включая развитие самопознания, саморегуляции, самоопределения, самообразования, самоорганизации, самореализации. В учебном процессе сочетаю групповые и индивидуальные формы исследовательской деятельности.

    Приведу конкретные примеры из опыта работы.   

    На уроках часто использую задание, которое нравится учащимся, — составление синквейна. Написание его является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса способствует  более эффективному выражению своей мысли.                                Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

      Во всех классах на уроках литературы мои учащиеся составляют синквейны к литературным героям. Например,в  10 классе при рассмотрении романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» ребята составляют синквейны к образам Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова и др. героев.

    Приведу примеры составления учащимися некоторых синквейнов.

                Ростова.

    Непосредственная, чистая.

    Любит, верит, живет.

    Стремление к счастью будит силы.

    Героиня.                                                                                                                                         

    Большое внимание уделяю урокам, на которых использую проблемно-поисковый метод, проводя уроки-исследования.

    К примеру, в 6 классе провела урок-исследование по культуре речевого этикета «Учимся благодарить», к которому группа учащихся отправилась в творческую командировку с заданием: понаблюдать, как используются слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры и т.д.) в окружающей нас жизни.

    1ый ученик – общественный транспорт; 2 -ой ученик – школа; 3 ученик – магазины.

    Результаты исследования.

    Объекты исследования;количество исследуемых; количество людей, использующих «волшебные слова»

    Общественный транспорт:20 — 11; Школа: 25-15; Магазины :25-14.

    Вывод урока: сегодня мы учились благодарить, старались пополнить свой словарный запас формулами благодарности, и очень жаль, что среди нас есть люди, которые разучились это делать, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.

        На уроках литературы  часто использую исследовательский метод , так как анализ текста - всегда исследование. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина даю задание: - Сколько вы знаете значений слова блестеть? У А.С.Пушкина их 14. Найдите их.

    Использование исследовательского метода ставит учащихся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемого учителем. На уроках русского языка и литературы систематически проводится лингвистический анализ текста, что способствует развитию творческих способностей учащихся, подготовке к ЕГЭ. Большое значение имеет работа учащихся над проектами и исследовательская деятельность, выполняемая во внеурочное время, которые я включаю в структуру урока. Такая работа способствует формированию  познавательной деятельности, коммуникативных качеств детей, самостоятельности, умению работать с различными информационными источниками.

    Например, исследовательские работы «История нашего города», «История нашей школы» включены в структуру урока «Имя числительное», «Почему наклонения  так называются?» - в структуру урока «Глагол» и т.д.

    Учащиеся  старших классов выступают с презентациями своих исследовательских работ на школьных научно-практических конференциях.   Например, исследовательские работы  «Жаргонизмы как средство общения», «Культура речи биробиджанцев», »Язык — путь цивилизации и культуры»  способствуют повышению познавательной активности, формированию навыков исследовательской, творческой деятельности, бережному отношению к русскому языку.

    Использование проектного метода способствует развитию критического мышления. В основе его – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    Ребятами разработаны проекты «Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока матери» (образ Матери в творчестве современных  и русских поэтов), литературно-музыкальная композиция «Будущее нации — в руках матери»;  литературная гостиная «Мы за Родину пали — но она спасена».

     Эта работа способствует повышению познавательной активности, формированию нового типа учащегося, обладавшего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего приемами интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству.

    В своей работе применяю кластеры. Это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам фиксируются слова, рисунки, как-то с ним связанные.

    Например, тема: «Художественное своеобразие рассказа Шолохова  «Судьба человека»».

    Цель: развивать познавательную активность учащихся, показать своеобразие стиля рассказа Шолохова, составить кластер .

    Учащиеся составляют кластер , то есть заполняют его конкретными примерами из рассказа «Судьба человека». Эта работа активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает и развивает познавательные интересы, обеспечивает достижение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

    Интересен в работе с живописью метод рамки. Проводила урок в 6 классе на тему: «Описание картины  Н.П.Крымова «Зимний вечер»

    Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать знания о роли деталей в художественном описании, с помощью рамки сконцентрировать внимание детей на конкретном фрагменте картины, показать её художественное совершенство.

    Учитель: подготовить рамки, с помощью которых учащиеся описывают отдельные фрагменты картины.

    Вывод: работа с рамкой повысила мотивацию, познавательную активность, интерес к предмету.

    Полноценное  образование немыслимо без разнообразных методов обратной связи. В своей работе я использую следующие методы:

    - интервью после урока;

    - викторина в начале урока по домашнему заданию;

    - конспект лекции учителя;

    - поэтическая разминка на уроке (чтение стихов наизусть);

    - творческий проект (реклама прочитанной книги, обложка, плакат и др.);

    - ролевые игры;

    - выразительное чтение текстов;

    - инсценировки;

    - конкурс на лучшее...

    Главным приемом обратной связи, конечно же, является сочинение, которое позволяет контролировать формирование умения ясно излагать свои мысли, усвоения норм литературного языка, способность композиционно -логически, грамматически правильно строить свою письменную речь.

    Стараюсь давать интересные, нетрадиционные темы сочинений.

     Я считаю, что любая самостоятельно выполненная творческая работа   направлена  на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни. А главная моя задача как педагога – создать условия для свободного развития духовных и физических сил учащихся. Сегодня я помогаю им раскрыть в себе все самое ценное, чтобы они смогли в дальнейшем  реализовать свой творческий потенциал.    

    Таким образом, технология проблемно - поискового обучения  в работе с детьми с ОВЗ способствует формированию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина. Она повышает учебную мотивацию. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Совершив открытие, у ребёнка появляется возможность почувствовать свою значимость в учебном процессе.        

                             Список используемой литературы

      1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого       саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

    1.       2.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.
    1. 3. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций. /Л.С. Выготский.  Собрание сочинений в 6 томах. Том 3.- М: 1983.- 512с.

    4. Гальперин, П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. / Гальперин,  П.Я. //"Вопросы психологии". – М., 1969, № 1.

    5. Леонтьев, А. Н..Проблемы развития психики./А. Н.Леонтьев, - М,, 1959, с. 431—445


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

    Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

    В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

    В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...

    Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

    Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

    Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

    Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"

    Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"...

    Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

    laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...