Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
статья по технологии (9 класс) на тему

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МБОУ «ООШ п.Анисовский»

 Ребро Любови Вячеславов

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

ны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_metod_kak_povyshenie_motivatsii.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И  ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МБОУ «ООШ п.Анисовский»

 Ребро Любови Вячеславовны.

Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс - технологии. Кейс-технология впервые заявила о себе в США и активно использовалась в западном бизнес - образовании. Важнейшей характеристикой кейс - технологии является умение пользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Привлекает и такой аспект, как развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. работать с информацией. Выделяют два типа кейс - технологий: так называемые, «полевые», основанные на реальном фактическом материале, и «кабинетные», т.е. Придуманные.

Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

Цели кейс–метода заключаются в:

-активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;

-повышении мотивации к учебному процессу;

-отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

-умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

-приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

подробное описание спорных ситуаций;

сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

режим работы с кейсом;

критерии оценки работы по этапам.

Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы

А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и

навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). такие умения можно развивать, используя кейс-метод.

Кейс – многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации.

Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими в процессе обсуждения проблемы.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. Это может быть «мозговой штурм» на уроке литературы по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», когда обучающиеся получают задание проанализировать за определенное время представленные учителем посторонние материалы и выявить их общность с романом, или метод классификации, во время которого происходит генерирование идей относительно ситуации, например, работа с шуточным текстом доверенности К.Чуковского, когда нужно быстро обсудить текст, найти в нем ошибки и представить свой вариант. Это могут быть игровые методы, например, представление вариантов поведения героев ситуации на уроке русского языка в 7 классе, когда семеро смелых семиклассников опоздали на урок, или урок-суд над Родионом Раскольниковым, позволивший старшеклассникам почувствовать себя в роли профессионалов, решающих судьбу человека. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего, скрытую динамику. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроке русского языка в 9 классе: «Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Вам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах. Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить? Или в 10 классе учащиеся получают домашнее задание: «Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации

В последнее время кейс-технология проникает и в Российскую школу, где широкое применение получили такие методы обучения, как игровое проектирование, при котором участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом; мастер-класс преподавателя, когда обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы; ролевые ситуации (инсценировки). К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа;
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

В настоящей статье рассматривается применение на уроках русского языка при подготовке к ГИА – 9 (обучение написанию сочинения на лингвистическую тему) метода ситуационного анализа. Целями данного метода являются развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Обучающиеся должны уметь как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию, сортировать информацию для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.

Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций классического типа, т.е. глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Разновидностью этого метода являются ситуационное упражнение и ситуационный анализ, которые на уроке русского языка можно применить следующим образом.

Обучающиеся получают комплект из семи текстов (см. Приложение) типологии С 2.1 и два заголовка: «Как написать обоснованный ответ на поставленный вопрос (С1К1)» и «Примеры-аргументы (С1К2) в сочинении на лингвистическую тему». Ставится ситуационная задача: сгруппировать тексты в соответствии с заголовками так, чтобы тексты отвечали критериям С1К1 и С1К2. В ходе ситуационной задачи обучающиеся должны прийти к рациональному выводу, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. Анализ выбора и доказательства правильности своего решения обязательны. Так, критерию С1.К1 наилучшим образом соответствуют тексты под номерами 1 и 2, потому что фактических ошибок, связанных с пониманием исходного тезиса, нет, прокомментированы слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают», хотя комментарий в тексте №2 дан в конце, что не делает сочинение хуже. Критерию С1К2 наиболее соответствуют тексты №6 и №7, потому что объяснена роль одного лексического и одного грамматического явления, доказанная правильно отобранными для иллюстрации примерами. Недостатком текста №6 является подмена восклицания как грамматического явления термином «восклицательный знак»,а в тексте №7 приведен только один пример-аргумент, иллюстрирующий лексическое явление. Полученные в результате отбора тексты предлагается вклеить в папку с учебными материалами (кейс), подчеркнув в данных текстах ключевые слова с целью их дальнейшего использования для самостоятельного написания сочинения на лингвистическую тему.

В результате применения метода анализа ситуации происходит

  • развитие навыков анализа и критического мышления;
  • соединение теории и практики;
  • формирование экспертных умений и навыков;
  • представление примеров принимаемых решений;
  • демонстрация различных позиций и точек зрения;
  • формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В заключение хотелось бы добавить, что кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, что дает возможность использовать временные рамки урока, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений по использованию теории, обращенной к фактическому материалу.

Приложение.

Текст №1

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждает известный лингвист Г.Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых, чтобы назвать предмет и описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек.

Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получить связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли.

Текст №2.

Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Степанов был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово.Человек не останавливается в своем стремлении найти более точное название всему, что представляет для него интерес. Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использование синтаксических конструкций, в которых должны будут «вложены» нужные слова.

Текст №3.

Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С.Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С.Пушкина составил более двадцати тысяч слов.

Текст №4.

«Словарь свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» - так считает известный лингвист Г.Степанов. Просмотрев данный текст, я согласился с мнением этого человека. Для подтверждения нужно обратиться к словам книги «Страницы жизни Ландау».

Текст №5.

Г.Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует, о чем говорят люди, а грамматика - как они думают».

Я согласен с выражением автора, потому что при общении с человеком он раскрывает себя как личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.

Текст №6.

Авторское отношение к ситуации… помогают понять многие лексические средства. Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Используемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше считал недостижимым, и показывает нам восклицание.

Текст №7.

«Вначале это его чрезвычайно угнетало», - так пишет М.Бессараб об отношении Ландау к тому, что он оказался самым молодым в институте первокурсником. Обратим внимание на выбор слова «угнетало». Используя это слово, М.Бессараб хотела показать, как мучительно Ландау переживал тот факт, что его тяготило. Именно об этом она размышляла, поэтому и употребила не только этот яркий глагол, а еще и наречие «чрезвычайно».

Автор текста мыслит ясно. Точно. Это обнаруживается в умении использовать грамматические средства, позволяющие точно, кратко и одновременно емко эти мысли выражать.

Использованные материалы.

  1. Газета «Русский язык» №01,2012,с.6-8. ИД «Первое сентября».
  2. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  3. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  4. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  5. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/
  6. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся

В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов....

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...