«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
статья по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;

Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;

Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.

Основные формы и методы работы

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.

 

Основное назначение метода объяснительно- иллюстративного обучения состоит в организации усвоения информации учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;

Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;

Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.

Основные формы и методы работы

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.

Основное назначение метода объяснительно- иллюстративного обучения состоит в организации усвоения  информации учащимися.

Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии, экспонаты музея), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Использование мультимедийных технологий на уроке  является основным   объяснительно-иллюстративным методом обучения и средством повышения эффективности обучения истории и обществознанию. Одна из основных целей, которую ставят перед собой педагоги при использовании мультимедийных презентаций - решение проблемы наглядности на уроках истории. Разнообразный иллюстративный материал позволяет сделать занятия более интересными, наглядными и продуктивными. А уроки с использованием мультимедийных презентаций проходят ярко и динамично.

В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты, исторические карты, схемы);

 • возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений (тестирование);

 • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

 • возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным. 

Содержание мультимедийной презентации зависит от цели ее использования:

1. Целью является акцентирование учебного материала

В презентации представляется фактологический материал, ключевые моменты темы, этапы ее изучения.

Например, при изучении темы «Россия в 1905-1917 гг.» учащимся можно продемонстрировать какие революции произошли, а затем разобрать каждую отдельно. На слайде помещается название революции и ключевые события.

2. Целью является сопровождение объяснения учителя на этапе усвоения знаний

Информация на экране подтверждает, дополняет, иллюстрирует, систематизирует рассказ учителя.

Учащимся при помощи презентации можно демонстрировать портреты основных персоналий, выдержки из документов, определения основных понятий.

3. Целью является контроль знаний

Вопросы и ответы выводятся на экран. Можно применять при изучении практически любой темы.

4. Целью является проведение урока с использованием проблемно-поисковых методов и проектной технологии.

Презентация используется не столько как демонстрация чего-либо, сколько как проблемное поле. На экране демонстрируются проблемные вопросы, высказывания исторических деятелей, фрагменты исторических документов.

Например, при изучении темы «Превращение США в мировую державу» учащимся можно продемонстрировать следующие вопросы:

· Рабство - это тормоз или альтернативный путь развития?

· Американский дух - выдумка или реальный фактор успеха США?

· Связь железнодорожного строительства с развитием страны.

5. Целью является изучение темы по культуре

Презентация содержит иллюстративный материал: фотографии художественных произведений, архитектурные элементы, портреты деятелей культуры, определения понятий, художественные стили и их характеристики.

Например, при изучении темы «Изобразительное искусство, архитектура, музыка» учащимся можно продемонстрировать портреты основных деятелей, изображения их основных произведений, дать определение основным стилям.

На различных ступенях обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, использование презентации эффективно на разных этапах урока:

· для 5-8 классов - на этапе мотивации и актуализации знаний используются яркие исторические образы. Наряду с задачами мотивации и актуализации знаний презентация является средством формирования исторических представлений, которые являются опорными сигналами, позволяющими восстановить исторический факт, дать его характеристику. Приемы и методы, которые используются для формирования исторических представлений, очень многообразны. Для формирования исторических фактов можно использовать фотогалерею, видеофрагменты, высказывание исторического деятеля, схемы, синквейн, историческую азбуку, приемы «Узнай деятеля эпохи», «Найди отличия». Для формирования представлений об историческом времени может использоваться задание «Найди недостаюшие элементы». Представления об историческом пространстве создаются при помощи анимационной картины.

· для 9-11 классов - на этапе изучения нового материала презентация выступает как инструмент управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Проблемные вопросы, задания по поиску информации или формированию выводов, по заполнению пробелов в отношении исторических понятий, приемы «Найди ошибку», «Ключевое слово» целесообразно использовать в эвристических или исследовательских презентациях. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Кроме того, следует учитывать, что законы памяти для разных возрастных категорий разные: для 5-8 классов: закон интереса, закон действия, закон контекста, закон повторения; для 9-11 классов: закон осмысления, закон установки, закон действия, закон незавершенности.

Таким образом, существует тесная взаимосвязь между целью урока, видом презентации, возрастом учащихся, информацией на слайде, законами памяти и действующими видами памяти. Мультимедийная презентация помогает учителю более полно и разнообразно представить материал учащимся и привлечь их внимание. Однако презентация - это всего лишь вспомогательное средство, и она не должна заменять учителя.

В условиях технологизации и информатизации образования возрастает необходимость создания условий для развития творчески активных учащихся, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе 21 века. Именно, проблема «Формирование опыта творческой деятельности учащихся на уроках истории» явилась первоочередной и первым этапом в становлении педагогической темы самообразования  объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках истории и обществознания. Так, в 2005 уч.году учащиеся 7 А класса заняли 1-е место в викторине, посвященной 75-и летию Республики Мордовия. Команда учащихся представляла конкурсное домашнее задание «Рисунок. Достопримечательности РМ», «Кроссворд», стен.газета, отгадывали вопросы викторины. Показателем творческой деятельности учителя является участие в городском конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб» в номинации «Сценарии».

Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к истории, в моей системе работы есть и такие направления, как:

•        Творческие задания;

•        Проектно-исследовательская деятельность.

Несомненна ценность ученической научно-исследовательской работы: дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, реферировать и анализировать  исторические  источники, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета. Результатом  исследовательской работы учащихся  может быть проект- создание мультимедийной презентации. А это и есть иллюстративный метод обучения.  На мой взгляд, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности.

Работая поступательно, в системе над каждой своей темой самообразования я пришла к выводу: не может одна тема самообразования  завершаться внезапно и также случайно появиться новая. Каждый новый опыт- это результат предыдущего опыта.

В результате такой деятельности усиливается  активность детей на уроках, наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности, ученики с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях.

Я считаю, что средства- формы и методы работы над данной темой самообразования  определены верно, т.к. в деятельности обучающихся наблюдаются позитивные результаты. (см. Приложение)

Метод проектно- исследовательской деятельности в моей работе становиться следующей темой самообразования.



Предварительный просмотр:

Участие обучающихся в научно – практических конференциях.

Дата

Название

Количество участников

Проект

Победители и призёры

20.01.2015

«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее…»

 Забиякин  А.

«Всегда в строю…Кондратьев А.И.- ветеран УМВД по РМ»

I место

Веселова С.

«Живу и помню…Биография Веселова В.В.- ветерана ВОВ»

I место

Гузнаева Е.

«Живая легенда Мордовии… Биография Моисеевой Н.Ф.- ветерана ВОВ»

призёр

11.03.2016

«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее…»

1

«Время собирать камни… Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм»

I место Киселёва П.-

5 Г класс

11.03.2016

«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее…»

1

«Православие. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Республике Мордовия»

I место Денисенко А.- 7 А класс

11.03.2016

«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее…»

1

«Помни, что ты человек… Сохранение исторической памяти о Холокосте»

I место Саушина А.- 10 А класс

11.03.2016

«Школьники- науке- XXI века. Шаг в будущее…»

1

«Олимпийские игры в древности и современность»

призёр Нечайкина Д. -5 Г класс

20.12.2016 г.

«Ярмарка идей»

1

«Время собирать камни…

Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм»

Киселёва Полина- участник

Мои учащиеся ежегодно являются участниками окружных олимпиад, конкурсов, игр по истории, краеведению, праву, показывая хорошие знания по предмету:

Олимпиады:

Дата

Название

Количество участников

Победители и призёры

11.12.2014

Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории

4

-------

24.11.2014

Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию

4

-------

20.02.2015

III Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам на базе МГПИ имени М.Е. Евсевьева - история

6

-------

21.02.2015

III Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам на базе МГПИ имени М.Е. Евсевьева - обществознание

8

Уханова И.- 11 «А» класс

Храмов А.-11 «А» класс

29.04.2015

Дистанционная олимпиада по истории

9

Аношкин Д.-6 «Б» класс- I место

Федонин А.-6 «В» класс- II место

Галишников И.-8 «А» класс- I место

Грунин А.- 8 «Б» класс-

I место

Данилова П.- 8 «Б» класс- II место

Корочкин А.- 8 «Б» класс- I место

Кузьмина Н. - 8 «Б» класс- I место

Малкина К. - 8 «Б» класс-III место

Могина Ю.- 8 «Б» класс-

I место

29.04.2015

Дистанционная олимпиада по обществознанию

11

Забиякин А.- 6 «В» класс- II место

Галишников И.- III место

Ладошкина Т.- 8 «В» класс- III место

Могина Ю.- 8 «Б» класс- III место

27.02.2015

Городская олимпиада по школьному краеведению«Историко-культурное и природное наследие родного края».

3

Веселова С.- 11 «А» класс- II  место

Гузнаева Л.-11 «А» класс- III место

14.05.2015

Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых учёных «51-е Евсевьевски е чтения», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2

--------

Конкурсы:

Дата

Название

Количество участников

Победители и призёры

20.03.2015

VII  Всероссийская  научно- практическая конференция «Живая культура: традиции и современность», посвящённая 70-и летию Великой Победы и году литературы.

2- Веселова С., Гузнаева Л.

Веселова С.- 11 «А» класс-

II место

24.02.2015

Конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»

17

Зубанова К.- 6 «А» класс-I место, Арзамасова А.- 6 «Б»- класс-

I место, Косолапова О.- 11 «А» класс-  I место

12.05.2015

Всероссийский дистанционный конкурс «Золотая рыбка»

1

Трубников С.- 3 «В» класс-

II место

Олимпиады:

Дата

Название

Количество участников

Победители и призёры

Ноябрь, 2015 г.

Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию

1

Призёр- Ладошкина Т.

02 февраля 2016 г.

Республиканский тур Всероссийской олимпиады по обществознанию

1

       ____________

Зимняя сессия 2015 г.

Дистанционная олимпиада по истории «Пятёрочка»

12

I место- Нечайкин А.- 5 Г класс;

II место- Баландина В.- 7 Б класс, Сюваткин Д.- 5 Г класс;

III место- Девяткина Е.- 5 Г класс, Корочкин А.- 9 Б класс.

Зимняя сессия 2015 г.

Дистанционная олимпиада по обществознанию «Пятёрочка»

2

II место- Макушкина Т.- 9 А класс

25 февраля 2016 г.

Городская олимпиада по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края».

3

II место- Киселёва П.- 5 Г класс;

III место- Саушина А.- 10 А класс

23 сентября 2015 г.

Школьный тур олимпиады  по Основам православной культуры "Русь Святая, храни веру Православную!"

14

I место- Маршев С., Бородулина Д.- 5 Г класс; Иванова Н., Зубова Е., Борисов В., Торговкина Н, Зубанова К, Денисенко А.- 7 А класс, Забиякин А.- 7 В класс; Синютин

Д., Синютин К.- 7 Б класс;

II место- Федонин А., Акопян Ю.,Аношкин Д.- 7 Б класс.

2017, октябрь

Исторический квест «Ф.Ф. Ушаков»

5

Команда-призеры- Киселёва П.- 7  Г, Федотова М.- 7 Б класс

Дата

Название

Количество участников

Победители и призёры

22 декабря 2015 г.

Конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей», «НПК».

2- Забиякин  А- 7 В класс, Саушина А.-    10 А класс

__________

__________

26-29 февраля 2016 г.

Конкурс по истории мировой художественной  культуры «Золотое руно»

18

I место- Нечайкин А., Бородулина Д., Нечайкина Д. -5 Г класс; Торговкина Н.- 7 А класс; Коннова Д.- 9 В класс.

II место- Зубова Е.- 7 А класс.

III место- Забиякин А.- 7 В класс

20 апреля- 15 мая 2016 г.

IV Всероссийский конкурс юношеских учебно-  исследовательских  работ «Юный архивист» (республиканский этап)

  1. Саушина А.- 10 А класс

__________

2017, октябрь

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Первый шаг к успеху»

4

Киселёва П.- 7 Г класс- победитель, Баринова А., Киселева П.

Олимпиады:

Дата

Название

Количество участников

Победители и призёры

2016

Муниципальный тур олимпиады по обществознанию

Муниципальный тур олимпиады по основам православной культуры

6

1

Забиякин Александр- 8 В,

Гладкова Дарья- 10 Б,

Ладошкина Т.- 10 Б,

Могина Юлия- 10 Б,

Вашуркина  Дарья- 10 Б,

Денисенко Александр- 8 А

2017, октябрь

ОВИО «Наше наследие»

4

Сергомасова Я.-11 А-3-е место, Ладошкина Т.- 2-е место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

  Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...