Тема самообразования: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по истории на тему


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".

                                                                (М. Горький)

1. Обоснование выбора темы

     "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина.

     В настоящее время в условиях реализации ФГОС главными задачами учителя   является развитие у детей индивидуальных способностейключевых компетенцийумения видеть перспективу.

     Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

     Главная роль игры - чтобы она помогла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существовавшие и существующие в жизни.

      Следовательно, игра - это:

1) деятельность,

2) отсутствие принуждения,

3) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский.)

4) развитие способностей,

5) "учение с увлечением" (С.Л.Соловейчик).

2. Актуальность темы

     Данная тема весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в школе. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого, через положительную мотивацию к предмету. Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются игровые технологии.

     Цель работы: Повышение мотивации учащихся на уроках истории и обществознания с применением игровых технологий в обучении.

     Чтобы достичь цели были поставлены задачи: 

• позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;

• развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;

• позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;

• развивать логическое мышление;

• развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

     Я с интересом изучаю игры, применяю их в своей работе. На мой взгляд, тема очень актуальна.

     Посмотрим на учащихся сегодня:

– низкая мотивация учения;

– нет активности обучения;

– нет потребности, усваивать знания и умения.

     Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

     В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (КТД и др.)

     Дидактическая игра может быть проведена как повторительно- обобщающий итоговый урок, неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия.

     Игру можно разбить на несколько этапов:

1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.

2. Правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.

3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.

4. Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.

5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.

6. Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи.

      Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.

     Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли.

     

              3. Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории: 

     Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

     Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

     Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

     Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ)

4. Условия и возможности применения данного опыта.

Данный опыт работы могут применять не только учителя истории и обществознания, но и других предметов.

5. Результативность опыта

Игровые технологии я использую на уроках обществознания и истории уже 2  года, но уже можно судить о том, какие результаты приносит эта методика.

  • ЕГЭ в 2015, 2016 г.г. – успеваемость 100%;
  • Повышение количества результативного участия в различных предметных олимпиадах, НОУ;
  • позитивная динамика степени обученности;
  • повышается интерес к изученной теме;
  • способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
  • повышается уровень мотивации к изучению истории и обществознания;
  • психологический комфорт на уроке
  • дружеская атмосфера, взаимовыручка и взаимопомощь.

Заключение

     Применение игровых технологий на уроках истории способствуют развитию у обучающихся исторического мышления, формирования понимания исторического прошлого, воспитание современного исторического сознания, развитию умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяния и поступков людей.

     Игра помогает ребятам понять законы общественного развития. «Проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно- ценностного содержания, должно являться главным смыслом в постижении истории.

     В процессе обучения через игру, являющуюся средством формирования и развития исторического мышления, отношения « учитель – ученик» строятся через освоение содержания ролей, принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.

     У обучающихся заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения; а также, изменяется микроклимат в классном коллективе – появляется взаимопонимание внимательное отношение к мнению одноклассников; часто ребята обсуждают проблемы исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.

     Историческая игра – это не только игра в прошлое, но и оценка настоящего, и надежда на будущее.

Вывод

     Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

     Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории и обществознания, я пришла к следующим выводам:

1. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

2. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

3. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

4. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

5. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)

     В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:

     Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль.

     Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к предмету.

Используемая литература:

1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.

10. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагог...

Тема: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознанияв условиях реализации ФГОС.Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя,...