Применение системно-деятельностного подхода в организации современого урока биологии
статья по биологии на тему

Данная статья посвещена реализации системно-деятельного подхода  с помощь ю технологии проблемного обучения .Приведены примеры  различных вариантов создания проблемных ситуаций и заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА БИОЛОГИИ

Вавилина Нина Алексеевна

учитель  биологии  

высшей категории

МОУ «СОШ №76»

г.Саратов

        

        Саратов 2016

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА БИОЛОГИИ

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит : «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» .

                      В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.

                Для того,  чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

         При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология разноуровневого обучения.
  • Технология проектного обучения 
  • Исследовательский метод.
  • Компьютерные технологии.
  • Технологии проблемного обучения -  это использование таких вопросов, задач  и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой, мыслительной, творческой деятельности. Задача  или  вопрос становятся проблемными при наличии противоречия между знанием  и  незнанием, когда содержание указывает направление  поиска  и  есть  достаточно  опорных знаний для решения проблемы

          В  своей практике  использую следующие типы задач:

Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление. - Какие из них кажутся наиболее вероятными?

Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов.
Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.

- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?

Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача 1. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.

Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задачи, способствующие развитию логического мышления.

Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие годы
наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела.
Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?

       Проблемный вопрос  может  входить  в  структуру  проблемной  задачи  и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма  мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного  тем,  что он  ориентирован  на  противоречивую   ситуацию   и   побуждает   к   поиску  неизвестного, нового знания.

Например, на уроках  я  использую  следующие вопросы:

- В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

- Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса?

-Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

-Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?

-Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или левшой?

      - Почему люди не могут летать так, как птицы? Как знание о строении птиц помогло человеку осуществить его вековую мечту в полетах в небе?

       Проблемная ситуация - характеризуется  таким психическим состоянием, возникающим у учащегося  при  выполнении им задания, которое требует найти (открыть  или  усвоить)  новые,  ранее  неизвестные ему знания или способы действия.

  Способы создания проблемной ситуации могут быть самыми разнообразными.     Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

1.Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»

            Или  в начале урока «Орган слуха» ставлю перед учащимися вопрос:  - Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

- Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!» Ш. Перро «Красная

шапочка»  .Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем все-таки нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная Шапочка.                                                             

2.Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока  и   проблемное изложение учителем нового материала.

        Например, в начале урока «Свёртывание и переливание крови» учитель ставит перед учащимися ряд связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свёртывается и перестаёт течь. А почему кровь не свёртывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт из раны не свёртываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свёртывается?».

3.Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из  вопросов содержания и её разрешение в процессе коллективной поисковой беседы.

       Урок «Внутренняя среда организма» ,учитель ставит проблемный вопрос: «Мы знаем, что наш организм состоит из тканей. А что такое кровь? Это ткань или нет?».

4.Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путём самостоятельной  работы с учебником.

        Например, на уроке «Строение и работа сердца» учитель рассказал по модели о строении сердца. Из курса зоологии учащиеся имели представление о связях  между строением и функциями сердца млекопитающих. Учитель предлагает учащимся  выдвинуть предположения о возможных функциях каждого отдела сердца, а затем найти в учебнике правильный ответ, проверить свои предположения, после чего в коллективной беседе обсудить результаты самостоятельной работы.  

5.Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

 Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

6.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.

Рассудите спор: Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. 1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов». 2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление». Кто прав в споре?

7.Предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее  к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

     Например, к уроку «Видоизмененные побеги» задаю учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставлю вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы в ходе наблюдения.

8.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений. Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в
Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна К.
Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

9.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. Например, такой вопрос «Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её.
Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?»

«Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?»

10.Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским учёным А.С.Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зелёные клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

 Таким образом, осуществляя системно- деятельностный подход  на уроках, биологии через использование метода проблемного обучения у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности, формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи. При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

        

Список литературы


1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю. В. Громыко. -- М. : Московская академия 3. Зинченко, А. П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
5. Лобок А. М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru
6. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
10. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. -- М.: Школьные технологии, 1998. - №
11. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
12. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы     //  Педагогика и психология. 1991 г.,- № 4- с. 201.

13.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М., 1971.- 370 с.

14.Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974 г.- 267 с.

15.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.:  Педагогика, 1975.- 368 с.

        2016г.



        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Презентация "Системно-деятельностный подход в организации современного урока биологии"

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть ур...

Системно -деятельностный подход в организации современного урока ОДНКНР, ИКБ

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»...

Статья "Новый подход в организации современного урока"

Статья "Новый подход в организации современного урока"...