Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС
статья на тему

Грезнева Ольга Васильевна

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы к организация современного урока русского языка

 в условиях перехода к ФГОС

Известный русский филосов Александр пятигорский как-то сказал: «Человек достигнет результата, только что-то делает сам».  И эти слова актуальны сегодня как никогда.  

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

ФГОС предполагают, что новые знания не даются детям в готовом виде. Они «открывают» их сами, становясь маленькими учеными. Задача учителя - организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. То есть, надо не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, саморазвиваться.

Этому, на мой взгляд, способствует компетентностный подход, предполагающий  развитие у учащихся самостоятельности, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективным методом при этом является групповая форма работы. Именно  при групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

Я пока не работаю по ФГОС, но уже сейчас в работе использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Именно в групповой работе  каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.

Конечно, для меня, как учителя, объём работы увеличивается, но она качественно изменяется. При этом важно, чтобы был не только  подготовлен специальный материал  к уроку, но и решалась  психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Моя работа заключается в следующем:

1.                Контроль хода работы в группе.

2.                Ответы  на возникшие вопросы.

3.                Регулирование споров и порядка работы.

4.                Помощь отдельным учащимся или всей группе (в крайнем случае).

Как я подбираю группы? Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, учитываю и характер взаимоотношений учащихся друг с другом.

Как выбираю консультанта? С этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники. Заповедь консультанта мы повторяем на каждом уроке:

  • слушать каждого члена группы;
  • высказывать все свои мысли;
  • не приписывать себе успех.

Всю работу я разделяю на отдельные этапы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:
    а/ постановка задачи;
    б /инструктаж о последовательности работы;
    в/ раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:
а/ знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б/ распределение заданий внутри группы;
в/ индивидуальное выполнение задания;
г/ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д/ подведение итогов группового задания.

3.    Заключительная часть:
а/ сообщение о результатах работы в группах;
б/ анализ познавательной задачи, рефлексия;
в/ общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.

  Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность.

Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».  

На   уроке в 7 классе  ввожу элементы групповой работы. Например, при изучении темы «Обособленные определения, выраженные причастными  оборотами», раздаю группе карточки, на которых они должны отметить определения, которые обособляются и которые не обособляются.  В 6 классе часто провожу  игру «Кто больше и быстрее» (назвать однокоренные слова, вспомнить фразеологизмы). Ученики,  чья фамилия начинается на одну букву, должны построиться по алфавиту.
 Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т. д.   Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д.      Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее («пол»  «оса»,     «яр»  «марка» ).    Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое  («боб» + «уста» = суббота,    «ива» + «карп» = крапива).

Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяем тему: «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась : ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д.  Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше привести примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.                    Благодатный материал для групповых игр дают «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды.  

Ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос.

Очень часто провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7 классе преобладает сочинение-описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания.  

 На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т. к. именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке.

И во время  внеклассной работы невозможно так же обойтись без групповых форм работы: викторины, брейн-ринги (класс делю на 2 команды).  Здесь тоже  очень важно уметь слушать товарищей, обсуждать варианты ответов, прийти к единому мнению.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это, конечно, проблемно – диалогический урок. А для этого необходимо строго соблюдать правила 6-ти шагов во время работы в группах:

1. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. 

3. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло».

4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики.

5. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. 

Хочу сказать, что бояться групповой работы не надо. У неё есть огромный ряд преимуществ:

1.  Ответственность каждого члена группы перед своим коллективом.

2.   Навыки настоящей трудовой дисциплины.

3.   Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.

4.   Достижение высокого уровня усвоения содержания.        

Конечно, возникают определённые трудности  организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС

Данная работа является итоговой по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС». Раскрывает структуру современного урока, метод...

Презентация "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС".

Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС...

Статья "Новый подход в организации современного урока"

Статья "Новый подход в организации современного урока"...

современный урок химии в условиях перехода на ФГОС

Идет модернизация образования.  Принятие нового ФГОС общего образования- основа для построения содержания, форм и методов образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный ст...