Кровеносная система
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Чтобы знания, полученные в ходе изучения темы, применялись в повседневной жизни, важно использовать практические работы  на выявление кислородного голодания, измерение пульса и определение скорости кровотока в сосудах, оказанию первой доврачебной помощи, изучению аннотаций лекарственных препаратов, анализа крови. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krovenosnaya_sistema1.pptx593.71 КБ
Файл krov_i_krovoobrashchenie.docx16.43 КБ
Microsoft Office document icon dvizhenie_krovi_v_organizme.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кровеносная система

Слайд 2

План Учёные Клетки крови Иммунитет Группы крови и резус фактор Кровеносные сосуды Строение сердца и его работа Круги кровообращения Давление в сосудах, скорость движения крови Виды кровотечения, оказание помощи Интерактивный тест

Слайд 3

Учёные Клавдий Гален (античность) Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются "средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности". Сделал вывод, что "без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства". Перерезав спинной мозг поперек, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не "пневма", как считалось ранее.

Слайд 4

Учёные Андреа Чезальпино ( XVI век) Некоторые учёные считают Чезальпино первым, открывшим кровообращение – он описал большой круг кровообращения. Сердце он рассматривал в качестве центра движения крови и указал на центростремительный ток крови в венах. Он подробно описал клапаны сердца, малый круг кровообращения, отметил различия в структуре лёгочных артерий и вен, аналогичные различиям в структуре системных артерий и вен, но у него ещё не было ясного представления о большом круге кровообращения. Чезальпино обнаружил соединение между воротной и нижней полой венами, описал связь между расширением артерий и сокращением сердца и обратил внимание на вопрос возможного наличия сообщения между артериями и венами.

Слайд 5

Учёные Уильям Гарвей ( XVII век) Самое значительное его сочинение, «О венозных клапанах» (De venarum osteolis), вышло в свет в 1578году. Хотя учёный сам показал, что входы в них всегда открыты в направлении сердца, он не увидел в этом факте связи с кровообращением.

Слайд 6

Учёные Марчелло Мальпиги ( XVII век) В своих исследованиях Мальпиги одним из первых использовал микроскоп, дававший увеличение до 180 раз. Впервые наблюдал капилляры в лёгких и открыл связь между артериями и венами, что не удалось Уильяму Гарвею, описавшему большой и малый круги кровообращения. Именем Мальпиги названы некоторые открытые им органы и структуры: мальпигиевы тельца (в почках и селезёнке), мальпигиев слой (в коже), мальпигиевы сосуды (у паукообразных, многоножек и насекомых).

Слайд 7

Учёные Август Крог ( XX век) Он писал: «Система кровообращения человека и позвоночных животных состоит из нескольких отделов, которые легко отличаются друг от друга анатомически и функционально. В качестве насоса действует сердце, орган распределения — артериальная система, орган для обмена веществ между кровью и тканями — капилляры и орган для собирания и отведения крови обратно к сердцу — система венозная. Ясно, что органы нагнетания, распределения и отведения являются только помощниками в процессах обмена, которые протекают в капиллярах, и хотя, естественно, каждый орган совершенно необходим в общей экономии организма, все же главная роль во всей системе кровообращения неоспоримо принадлежит капиллярам».

Слайд 8

Клетки крови КРОВЬ Плазма (межклеточное вещество) форменные элементы эритроциты лейкоциты тромбоциты

Слайд 9

Форменные элементы крови Л. У. К К М лейкоциты 2…4дня тромбоциты 5..7дней 60000…80000 защитная, иммунитет С 200000…400000 свёртывание крови эритроциты 100…120суток Я гемоглобин белок-глобин гема Fe 2+ ККМ – красный костный мозг С – селезёнка Л.У. – лимфатические узлы Я - ядро до 5 млн

Слайд 10

Эритроциты Fe 2+ - CO 2 гемоглобин +O 2 оксигемоглобин газообмен Fe 3+ ткань - O 2 +CO 2

Слайд 11

Иммунитет Иммунитет - это защитная реакция организма в ответ на внедрение инфекционных и других чужеродных агентов. ИММУНИТЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ Врождённый (с рождения) Приобретённый (после болезни) Под действием вакцины (активный) Под действием лечебной сыворотки (пассивный)

Слайд 12

Факторы, снижающие иммунитет человека: Плохая экология Стресс Неправильное питание Вредные привычки (спиртное и курение) Бесконтрольный прием антимикробных и антигрибковых препаратов. Переутомление и недосыпание

Слайд 13

Симптомы ослабленного иммунитета 1) Слабость, недомогание, ознобы, быстрая утомляемость, сонливость или, наоборот, бессонница, головная боль, ломота в мышцах и суставах. 2) Бесконечные "болячки", мимо не проходит ни одна инфекция, ни один вирус. Герпес на губах означает, что в организме есть сбой и нужно принимать срочные меры. Причем лечить нужно не только очередной насморк или ранку на губе, а принимать целый комплекс мер. 3) Целый набор хронических болезней и осложнений. Для людей с пониженным иммунитетом характерны шелушащаяся потрескавшаяся кожа, землистый цвет лица, тусклые секущиеся волосы, ломкие слоящиеся ногти.

Слайд 14

Группы крови Группа крови — это признак, который передается по наследству. Группа крови является индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, называющихся групповыми антигенами. Группа крови остается неизменной в течение всей жизни. Группа крови не зависит от расы, половой принадлежности и возраста. Выделяется четыре группы крови.

Слайд 15

Переливание крови I I II II III III IV IV

Слайд 16

Резус фактор Резус-фактор – это антиген, содержащийся в эритроцитах крови. Резус-фактор (белок) находится на поверхности эритроцитов, красных кровяных телец. Его наличие или отсутствие обуславливает принадлежность их к резус-положительной (около 85% населения), или резус-отрицательной группе (10-15% населения).

Слайд 17

Свертывание крови Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови. РАНА ТРОМБОЦИТЫ разрушаются ТРОМБОПЛАСТИН СОЛИ Са 2 ТРОМБИН (в плазме) Ферменты плазмы (глобулины) ПРОТРОМБИН (в печени) ФИБРИНОГЕН (растворимый) ФИБРИН (в виде нитей, нерастворимых) КЛЕТКИ КРОВИ ТРОМБ Система противосвертывания: Гепарин (в легких и печени) – препятствует свертыванию Фибринолизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин

Слайд 18

Лимфатическая система Лимфатическая система представляет собой систему сосудов, которые способствуют удалению избытка находящейся в органах тканевой жидкости. Лимфатическая система Лимфатические капилляры с мешочками на концах Лимфатические сосуды Лимфатические узлы Осуществляют дренаж тканей – всасывание из тканей воды и коллоидных белков, обломков клеток и микробов Перенос лимфы к лимфатическим узлам и крупным лимфатическим протокам, впадающим в подключичные вены Вырабатывают лимфоциты и антитела. Вырабатывают барьерно-фильтрационную и иммунную функцию

Слайд 19

Лимфатическая система Начало лимфатических капилляров. Стрелками показано направление веществ из крови к клеткам и из них в лимфу. Клетки крови Капилляр Клетки тела Тканевая жидкость Начало лимфатических капилляров Лимфа по сосудам движется, благодаря наличию клапанов в виде кармашков, только в одном направлении. Движению лимфы способствует сокращение стенок лимфатических сосудов, дыхание, работа и ходьба, а также нейрогуморальное воздействие на организм.

Слайд 20

Кровеносные сосуды

Слайд 21

Артерии и артериолы Артерии - сосуды, по которым кровь движется от сердца. Артериолы – мелкие артерии, по току крови непосредственно предшествующие капиллярам.

Слайд 22

Капилляры Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку. Скорость движения в капиллярах 0,5 мм /c .

Слайд 23

Вены и венулы Вены - это сосуды, по которым кровь движется к сердцу. Венулы - мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие в большом круге отток крови из капилляров в вены.

Слайд 24

Сравнение артерии с веной наружная оболочка средняя клапан соединительная ткань эндотелий внутренней оболочки

Слайд 25

Строение сердца

Слайд 26

Работа сердца Сердце можно сравнить с насосом, обеспечивающим непрерывное движение крови в организме. Его работа идеально приспособлена к меняющимся потребностям клеток, тканей и органов в притоке крови. В течение одного года у взрослого оно перекачивает более 3000 тонн крови! Такая интенсивная и непрерывная работа требует обильного снабжения сердечной мышцы питательными веществами.

Слайд 27

Круги кровообращения Система кровообращения Большой круг кровообращения Функция: кровоснабжение всех органов организма человека, в том числе легких. Малый круг кровообращения Функция: газообмен, теплоотдача (не питает легочную ткань).

Слайд 28

Малый круг (лёгочный) Правый желудочек Венозная кровь Артерия Венозная кровь Лёгкие Артериальная кровь Газообмен CO O 2 2 Левое предсердие Вены Артериальная кровь

Слайд 29

Большой круг (общий) Левый желудочек Артериальная кровь Аорта Артериальная кровь Органы и ткани Венозная кровь Вены Венозная кровь Правое предсердие

Слайд 30

Давление в сосудах Давление крови в артериальной части кровеносной системы зависит: 1) от работы сердца как насоса, т. е. от силы сердечных сокращений; 2) от сопротивления сосудистого русла, которое создается в основном в артериолах за счет сокращения циркуляторных мышц. При их сужении кровь с трудом проходит в капилляры, и ее давление в артериях увеличивается. Сердцу становится труднее работать, так как для того, чтобы протолкнуть кровь в аорту, нужно преодолеть сопротивление находящейся там крови.

Слайд 31

Скорость движения крови Аорта v = 500 мм / с p = 150 мм рт. ст. Артерия v = 250 мм / с p = 120 мм рт. ст. Капиляры v = 0 ,5мм / с p = 20 мм рт. ст. Полые вены p = 2-5мм рт. ст. Вена v = 200мм / с p = 10мм рт. ст.

Слайд 32

Давление в сосудах 1) в артериолах - 30 - 40 мм; 2) в капиллярах - сильно колеблется, так как находится в зависимости от состояния артериол (когда артериолы открыты, давление в капиллярах возрастает); 3) в небольших венах - приблизительно такое же, как и в капиллярах. 4) в крупных венах , расположенных в грудной полости, - тесно связано с изменением внутригрудного давления во время дыхания. При вдохе - понижается и становится отрицательным (т. е. ниже атмосферного), при обычном выдохе - повышается до 2-5 мм рт. ст.

Слайд 33

Кровотечение Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов, наступающее в результате повреждения. Кровотечения Травматические (вызванные повреждением сосудов) Нетравматические (вызванные разрушением сосудов патологическим процессом)

Слайд 34

Виды кровотечений Кровотечение Наружное Внутреннее Капилярное Венозное Артериальное Смешанное

Слайд 35

Оказание помощи При внешнем: 1) тугая повязка; 2) жгут (зимой — не более чем на 1 час, летом — не более чем на 2 часа); 3) пальцевое сжимание; 4) максимальное сгибание. При внутреннем: прикладывание льда.



Предварительный просмотр:

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ.

Изучение темы следует начинать с актуализации знаний о строении и функции кровеносной системы позвоночных животных и ее эволюции.

Чтобы знания, полученные в ходе изучения темы, применялись в повседневной жизни, важно использовать практические работы  на выявление кислородного голодания, измерение пульса и определение скорости кровотока в сосудах, оказанию первой доврачебной помощи, изучению аннотаций лекарственных препаратов, анализа крови.

Решению данной задачи будут способствовать организация самонаблюдений, заслушивание сообщений учащихся о причинах и профилактики заболеваний кровеносной системы

ИНТЕГРАЦИОННОЕ   ПРОСТРАНСТВО

Естественные науки:

Свойства углекислого газа и кислорода.

Диффузия. Физико-химическая основа процессов переноса газов гемоглобином, свертывания крови, иммунитета. Влияние химических, физических, космических факторов на состав крови человека.

Математические методы измерения, статистическая обработка результатов.

Рефлекс как ответная  реакция на воздействия факторов среды.

Гуманитарные науки:

История изучения организма человека. Картина мира с точки зрения мыслителей древности. История открытия кровообращения.

Ценностно-нормативное знание:

Целостность организма, взаимодействие составляющих его компонентов – основа здоровья. Физическая культура, значение физических упражнений для систем жизнеобеспечения.


ЦЕЛИ

Образовательные:

  • Убедить, что организм представляет собой целостную систему взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов
  • Раскрыть объединяющее значение внутренней среды организма, сердечного цикла, причин неутомляемости сердца, особенности процессов движения крови по сосудам
  • Продолжить развитие понятий о рефлекторной и гуморальной регуляции кровообращения.

Развивающие:

  • Сформировать умения:  сравнивать, устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток крови, органов, всех компонентов кровеносной системы
  • Продолжить развитие познавательного интереса на основе использования лабораторных и практических работ, самонаблюдений и заданий, требующих применение в повседневной жизни
  • Овладеть приемами оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях.

Воспитательные:

  • Обосновать необходимость прививок – использования сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями
  • Показать важность соблюдения правил личной гигиены, пагубность вредных привычек, нравственных норм взаимоотношения полов с целью предупреждения инфекционных заболеваний
  • Раскрыть необходимость полноценного питания и режима дня с целью повышения защитных сил организма, профилактики малокровия, других заболеваний, физической культуры – для работы и тренировки сердца, сосудов.
  • Продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с работами отечественных ученых в области физиологии и медицины.


ВИДЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельная работа с рубриками учебника, тренажером, электронным приложением, микроскопической техникой, раздаточным материалом, учебными таблицами и рисунками. Эффективным методическим приемом, как для формирования научных понятий, так и для проверки сформированности их является графическое изображение, рисование схем.

ФОРМЫ   ОРГАНИЗАЦИИ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Фронтальная работа

РЕСУРСЫ

  • Учебник
  • Сухорукова Л.Н. Биология. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос. акад. Наук, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009.
  • Интернет ресурсы


Предварительный просмотр:

Движение крови в организме. Органы кровообращения.

Большой и малый круги кровообращения.

Инструктивная карточка.

  1. Из дополнительной литературы узнать, кто открыл малый круг кровообращения.
  2. Кто из ученых впервые узнал, что сердце является двигателем крови?
  3. Что открыл А.Левенгук и М.Мальпиги? опишите наблюдения А.Левенгука.
  4. Какое значение имеет кровообращение для организма? Чем представлена кровеносная система?
  5. Внимательно рассмотрите схему кровообращения и вспомните, какая кровь называется артериальной, а какая венозной?
  6. На рисунках, схемах, таблицах найдите месторасположения (топографию) сердца в организме человека. Назовите слои стенки сердца, какими клетками они образованы.
  7. Заполните таблицу. «Взаимосвязь строения и функций органов кровеносной системы»

органы

функции

соответствие строения функции

Предсердие

Левый желудочек

Правый желудочек

Аорта

Капилляры

Вены большого круга кровообращения

  1. Почему кровь движется только в одном направлении? В каком? Ответ обоснуйте и научитесь правильно по таблице показывать строение сердца.
  2. Составьте таблицу по кровеносным сосудам.

Виды сосудов

Характеристика сосуда

Схематический рисунок

Артерии

Вены

Капилляры

  1. Внимательно рассмотрите схему малого круга кровообращения и, прочитав текст учебника, составьте словесную схему «Малый круг кровообращения»
  2. Внимательно рассмотрите схему большого круга кровообращения и, прочитав текст учебника, составьте словесную схему «Большой круг кровообращения»
  3. Пользуясь учебником, заполните сравнительную таблицу. «Круги кровообращения».

Вопросы для сравнения

Большой круг

Малый круг

Где начинается?

Где кончается?

Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу?

Где проходят капилляры?

Как изменяется состав крови?

Какого время одного оборота крови?

  1. Вспомните из курса зоологии и объясните: из скольких отделов состоит сердце у рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. С какой кровеносной системой можно сравнить кровеносную систему человека?
  2. Подготовить 4 интересных вопроса классу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Кровеносная система"

Работа выполнена в формате ЕГЭ, содержит материал базисного и углубленного уровня....

Урок по теме "Кровеносная система животных. "

Тема: Кровеносная система животных. Кровь. Цели:познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформиро...

Презентация по теме: "Кровеносная система"

Эту презентацию можно использовать на итоговом уроке по теме: "Кровеносная система" 8 класс....

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

тесты по анатомии кровь кровеносная система

Тесты для 8 класса кровь кровеносная система...

Презентация:"Эволюция кровеносной системы животных".

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в качестве демонстрационного материала....

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"...