Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Шевцова Светлана Федоровна

Рабочая программа по биологии 8 класс, базовый уровень разработана в соответствии с авторскойй программой В. В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Петропавловский муниципальный район

Воронежская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Песковская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:

Заместитель директора школы по УВР

__________ Н. А. Курочкина

Утверждаю

Директор школы

_________ В. П. Индюков

Пр. № 48/1от « 24 » 08. 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для 8 класса

Базовый уровень

     

Шевцова Светлана Федоровна

Учитель химии и биологии

МКОУ Песковская СОШ

1КК

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основании:

  • ФЗ «Об образовании в РФ»,
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования,
  • приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от  27  июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
  • образовательной программы учреждения,
  • Учебного плана МКОУ Песковская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена  в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии, авторской Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) Москва, Дрофа. 2011 г.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   Задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки  в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов                   и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы  о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма  и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности:

  • На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.
  • На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения  о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике.
  • На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды,  личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и  полового воспитания школьников.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе.

           Для  приобретения  практических  навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены   лабораторные  работы,  которые  являются  этапами  комбинированных  уроков и  оцениваются по усмотрению учителя.

Используется учебно-методический  комплект В. В. Пасечника.

Место предмета в Учебном плане школы

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии в  8 классе выделено 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА  (3 ч)

  Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА  (57 часов)

ТЕМА 2.1.   Общий обзор организма    (1  час)

  Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.                         

ТЕМА  2.2.   Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

   Лабораторная  работа                                                                                Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.        

                        

ТЕМА 2.3.  Опорно-двигательная система  (7  часов)

   Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

   Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты                 и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

    Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение                  и исправление.

    Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

    Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

   Лабораторные работы

Микроскопическое строение костей.

 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической  работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявления плоскостопия  (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Т Е М А  2.4.  Рефлекторная  регуляция органов и систем организма  (1 час)

  Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые  и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы.

Самонаблюдения мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

ТЕМА 2.5.   Внутренняя среда организма   (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).                Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина  K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

  Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер                              и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-  и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

ТЕМА  2.6.   Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных                 и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости  кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.

ТЕМА  2.7.   Дыхательная система  (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приймов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких;  приемов искусственного дыхания.

Лабораторные  работы

 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

ТЕМА 2. 8.    Пищеварительная   система    (6  часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа

Действие слюны на крахмал.

ТЕМА  2.9.   Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии –  основное свойство всех живых существ. Пластический                        и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые             и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.

Лабораторные  работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатом функциональной  пробы  с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.                                  

ТЕМА  2.10.  Покровные органы. Теплорегуляция  (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи  в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход  за кожей,  ногтями  и волосами   в    зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.  

ТЕМА  2.11.    Выделительная система  (1 час)

З        начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная             и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

  ТЕМА 2.12.  Нервная система  (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг –  центральная нервная система; нервы и нервные узлы  –  периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста                           и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

         Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная  работа

Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

ТЕМА 2.13.  Анализаторы  (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,            их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

ТЕМА  2.14.  Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика  (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.                             И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-                     торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы.  Сон  и  бодрствование.  Стадии  сна.  Сновидения.  Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей                       и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя                      и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия                       и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

ТЕМА  2.15.  Эндокринная система  (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

          Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

         РАЗДЕЛ 3.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА  (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование                       и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля –  Мюллера               и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов                   и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени – 4 часа.

Контроль реализации программы

Дата

Тема

1.

03.10.2016г

Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани (зачет)

2.

28.10.2016г

Опорно-двигательная система (зачет)

3.

12.12.2016г

Кровь. Кровообращение (зачет)

4.

11.02.2017г

Пищеварительная система. Обмен веществ (зачет)

5.

04.04.2017г

Нервная система, органы чувств (зачет)

6.

22.05.2017г

Эндокринная система. Индивидуальное развитие (зачет)

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В результате изучения биологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных;  место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов  организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;
  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых  и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Колесов Д. В.   Биология Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва Дрофа – 2013г.
  2. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.   Биология. Человек 8 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику, Москва Дрофа – 2007г.
  3. Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) Москва, Дрофа. 2011г.
  5. Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н.  Биология. Человек. 7 класс рабочая тетрадь, Москва, Дрофа – 2013г.

Приложения:

Календарно-тематическое планирование

Приложение к Рабочей программе

по биологии для 8 класса

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Факти

чески

Введение (1 час).

1

Науки, изучающие организм человека.

1

03.09.2016г

Раздел 1. Происхождение человека (3 часа).

2

Систематическое положение человека.

1

05.09.2016г

3

Историческое прошлое человека.

1

10.09.2016г

4

Расы человека.

1

12.09.2016г

Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов).

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час).

5

Общий обзор организма.

1

17.09.2016г

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов).

6

Клеточное строение организма.

1

19.09.2016г

7

Органоиды клетки.

1

24.09.2016г

8

Деление клетки.

1

26.09.2016г

9

Ткани животных и человека.

1

01.10.2016г

10

Зачет по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани».

1

03.10.2016г

Тема 2.3. Опорно-двигательная система (7 часов).

11

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

08.10.2016г

12

Скелет головы и скелет туловища.

1

10.10.2016г

13

Скелет конечностей.

1

15.10.2016г

14

Мышцы человека. Работа мышц.

1

17.10.2016г

15

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

22.10.2016г

16

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

1

24.10.2016г

17

Зачет по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани».

1

28.10.2016г

Тема 2.4. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час).

18

Нервная регуляция.

1

12.11.2016г

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа).

19

Внутренняя среда, ее значение и состав.

1

14.11.2016г

20

Иммунитет.

1

19.11.2016г

21

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

21.11.2016г

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов).

22

Органы кровеносной и лимфатической систем.

1

26.11.2016г

23

Круги кровообращения.

1

28.11.2016г

24

Строение и работа сердца.

1

03.12.2016г

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

1

05.12.2016г

26

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

10.12.2016г

27

Зачет по темам «Кровь. Кровообращение».

1

12.12.2016г

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа).

28

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

17.12.2016г

29

Газообмен в легких и тканях.

1

19.12.2016г

30

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

24.12.2016г

31

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

26.12.2016г

Тема 2.8. Пищеварительная система (6часов).

32

Питание и пищеварение.

1

14.01.2017г

33

Пищеварение в ротовой полости.

1

16.01.2017г

34

Пищеварение в желудке.

1

21.01.2017г

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

23.01.2017г

36

Регуляция пищеварения.

1

28.01.2017г

37

Гигиена органов  питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

30.01.2017г

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа).

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.

1

04.02.2017г

39

 Витамины. Нормы питания.

1

06.02.2017г

40

Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

1

11.02.2017г

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа).

05.02.2016г

41

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1

13.02.2017г

42

Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви.

1

18.02.2017г

43

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

20.02.2017г

Тема 2.11. Выделение (1 час).

44

Выделение.

1

25.02.2017г

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов).

45

Значение и строение нервной системы.

1

27.02.2017г

46

Строение и функции спинного мозга.

1

04.03.2017г

47

Продолговатый, средний мозг и мозжечок

1

06.03.2017г

48

Передний мозг.

1

11.03.2017г

49

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

13.03.2017г

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов).

50

Анализаторы.

1

18.03.2017г

51

Орган зрения, заболевания и повреждения глаз.

1

20.03.2017г

52

Органы слуха и равновесия.

1

25.03.2017г

53

Органы обоняния, осязания, вкуса и их анализаторы.

1

03.04.2017г

54

Зачет по темам «Нервная система, органы чувств».

1

08.04.2017г

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика (5 часов).

55

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

10.04.2017г

56

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

15.04.2017г

57

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

17.04.2017г

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

22.04.2017г

59

Воля и эмоции. Внимание.

1

24.04.2017г

Тема 2.15. Эндокринная система (2 часа).

60

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

29.04.2017г

61

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

06.05.2017г

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов).

62

Половая система человека.

1

08.05.2017г

63

Внутриутробное развитие.

13.05.2017г

64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

15.05.2017г

65

Личность и ее особенности.

1

20.05.2017г

66

Зачет по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие».

1

22.05.2017г

67

68

Личность и ее особенности.

2

27.05.2017г

29.05.2017г

69

70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...