Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 класс, базовый уровень разработана в соответствии с авторскойй программой В. В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Петропавловский муниципальный район
Воронежская область
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Песковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Заместитель директора школы по УВР __________ Н. А. Курочкина | Утверждаю Директор школы _________ В. П. Индюков Пр. № 48/1от « 24 » 08. 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 8 класса
Базовый уровень
Шевцова Светлана Федоровна
Учитель химии и биологии
МКОУ Песковская СОШ
1КК
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основании:
- ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования,
- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- образовательной программы учреждения,
- Учебного плана МКОУ Песковская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии, авторской Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) Москва, Дрофа. 2011 г.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности:
- На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.
- На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике.
- На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Используется учебно-методический комплект В. В. Пасечника.
Место предмета в Учебном плане школы
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 8 классе выделено 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 часов)
ТЕМА 2.1. Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
ТЕМА 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
ТЕМА 2.3. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение костей.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявления плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Т Е М А 2.4. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы.
Самонаблюдения мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
ТЕМА 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
ТЕМА 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.
ТЕМА 2.7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приймов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
ТЕМА 2. 8. Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа
Действие слюны на крахмал.
ТЕМА 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатом функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
ТЕМА 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
ТЕМА 2.11. Выделительная система (1 час)
З начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
ТЕМА 2.12. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторная работа
Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
ТЕМА 2.13. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
ТЕМА 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
ТЕМА 2.15. Эндокринная система (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Резерв времени – 4 часа.
Контроль реализации программы
№ | Дата | Тема |
1. | 03.10.2016г | Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани (зачет) |
2. | 28.10.2016г | Опорно-двигательная система (зачет) |
3. | 12.12.2016г | Кровь. Кровообращение (зачет) |
4. | 11.02.2017г | Пищеварительная система. Обмен веществ (зачет) |
5. | 04.04.2017г | Нервная система, органы чувств (зачет) |
6. | 22.05.2017г | Эндокринная система. Индивидуальное развитие (зачет) |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В результате изучения биологии учащиеся должны:
знать/понимать:
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
- определять положение человека в системе органического мира (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации;
- находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Колесов Д. В. Биология Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва Дрофа – 2013г.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек 8 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику, Москва Дрофа – 2007г.
- Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы.
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) Москва, Дрофа. 2011г.
- Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 7 класс рабочая тетрадь, Москва, Дрофа – 2013г.
Приложения:
Календарно-тематическое планирование
Приложение к Рабочей программе
по биологии для 8 класса
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | ||||||
По плану | Факти чески | |||||||||
Введение (1 час). | ||||||||||
1 | Науки, изучающие организм человека. | 1 | 03.09.2016г | |||||||
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа). | ||||||||||
2 | Систематическое положение человека. | 1 | 05.09.2016г | |||||||
3 | Историческое прошлое человека. | 1 | 10.09.2016г | |||||||
4 | Расы человека. | 1 | 12.09.2016г | |||||||
Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов). | ||||||||||
Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час). | ||||||||||
5 | Общий обзор организма. | 1 | 17.09.2016г | |||||||
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов). | ||||||||||
6 | Клеточное строение организма. | 1 | 19.09.2016г | |||||||
7 | Органоиды клетки. | 1 | 24.09.2016г | |||||||
8 | Деление клетки. | 1 | 26.09.2016г | |||||||
9 | Ткани животных и человека. | 1 | 01.10.2016г | |||||||
10 | Зачет по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани». | 1 | 03.10.2016г | |||||||
Тема 2.3. Опорно-двигательная система (7 часов). | ||||||||||
11 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 | 08.10.2016г | |||||||
12 | Скелет головы и скелет туловища. | 1 | 10.10.2016г | |||||||
13 | Скелет конечностей. | 1 | 15.10.2016г | |||||||
14 | Мышцы человека. Работа мышц. | 1 | 17.10.2016г | |||||||
15 | Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 | 22.10.2016г | |||||||
16 | Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | 1 | 24.10.2016г | |||||||
17 | Зачет по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани». | 1 | 28.10.2016г | |||||||
Тема 2.4. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час). | ||||||||||
18 | Нервная регуляция. | 1 | 12.11.2016г | |||||||
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа). | ||||||||||
19 | Внутренняя среда, ее значение и состав. | 1 | 14.11.2016г | |||||||
20 | Иммунитет. | 1 | 19.11.2016г | |||||||
21 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | 21.11.2016г | |||||||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов). | ||||||||||
22 | Органы кровеносной и лимфатической систем. | 1 | 26.11.2016г | |||||||
23 | Круги кровообращения. | 1 | 28.11.2016г | |||||||
24 | Строение и работа сердца. | 1 | 03.12.2016г | |||||||
25 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. | 1 | 05.12.2016г | |||||||
26 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 10.12.2016г | |||||||
27 | Зачет по темам «Кровь. Кровообращение». | 1 | 12.12.2016г | |||||||
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа). | ||||||||||
28 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | 17.12.2016г | |||||||
29 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | 19.12.2016г | |||||||
30 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 1 | 24.12.2016г | |||||||
31 | Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | 26.12.2016г | |||||||
Тема 2.8. Пищеварительная система (6часов). | ||||||||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | 14.01.2017г | |||||||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | 16.01.2017г | |||||||
34 | Пищеварение в желудке. | 1 | 21.01.2017г | |||||||
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 23.01.2017г | |||||||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | 28.01.2017г | |||||||
37 | Гигиена органов питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | 30.01.2017г | |||||||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа). | ||||||||||
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | 1 | 04.02.2017г | |||||||
39 | Витамины. Нормы питания. | 1 | 06.02.2017г | |||||||
40 | Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». | 1 | 11.02.2017г | |||||||
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа). | 05.02.2016г | |||||||||
41 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 1 | 13.02.2017г | |||||||
42 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. | 1 | 18.02.2017г | |||||||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | 20.02.2017г | |||||||
Тема 2.11. Выделение (1 час). | ||||||||||
44 | Выделение. | 1 | 25.02.2017г | |||||||
Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов). | ||||||||||
45 | Значение и строение нервной системы. | 1 | 27.02.2017г | |||||||
46 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | 04.03.2017г | |||||||
47 | Продолговатый, средний мозг и мозжечок | 1 | 06.03.2017г | |||||||
48 | Передний мозг. | 1 | 11.03.2017г | |||||||
49 | Вегетативная нервная система, строение и функции. | 1 | 13.03.2017г | |||||||
Тема 2.13. Анализаторы (5 часов). | ||||||||||
50 | Анализаторы. | 1 | 18.03.2017г | |||||||
51 | Орган зрения, заболевания и повреждения глаз. | 1 | 20.03.2017г | |||||||
52 | Органы слуха и равновесия. | 1 | 25.03.2017г | |||||||
53 | Органы обоняния, осязания, вкуса и их анализаторы. | 1 | 03.04.2017г | |||||||
54 | Зачет по темам «Нервная система, органы чувств». | 1 | 08.04.2017г | |||||||
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов). | ||||||||||
55 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 | 10.04.2017г | |||||||
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | 15.04.2017г | |||||||
57 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | 17.04.2017г | |||||||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 | 22.04.2017г | |||||||
59 | Воля и эмоции. Внимание. | 1 | 24.04.2017г | |||||||
Тема 2.15. Эндокринная система (2 часа). | ||||||||||
60 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | 29.04.2017г | |||||||
61 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | 06.05.2017г | |||||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов). | ||||||||||
62 | Половая система человека. | 1 | 08.05.2017г | |||||||
63 | Внутриутробное развитие. | 13.05.2017г | ||||||||
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | 15.05.2017г | |||||||
65 | Личность и ее особенности. | 1 | 20.05.2017г | |||||||
66 | Зачет по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие». | 1 | 22.05.2017г | |||||||
67 68 | Личность и ее особенности. | 2 | 27.05.2017г 29.05.2017г | |||||||
69 70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...