Рабочая программа 5 класс. Биология
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Санданова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа создана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику  «Биология», авторов В.В. Пасечники ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.  

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

·         Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 
·         Конвенции о правах ребенка, 
·          приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577     

·         Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция  и содержание реализуется в соответствующих  учебниках.

·         Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи 
 
Планируемые результаты.
 

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами

- овладение составляющими исследовательской  деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,  давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы ,  объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

 - приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами и вирусами.

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растений,растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,  рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.Требования к уровню подготовки

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

·           индивидуальная (консультации);

·           групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);

·           фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

·           парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • беседа

·         домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач  разной сложности);

·         практикум,

·         рассказ.

 

Система контроля

Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Содержание учебного предмета:

Раздел 1. Введение Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
  • Строение клеток кожицы чешуи лука.
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Лабораторные и практические работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация.

Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.

Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники.

 

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.  Лишайники.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Раздел 6. Многообразие растительного мира.

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Лабораторные и практические работы:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветка.

Раздел 7. Многообразие животного мира.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 8.Эволюция растений и животных.

Как развивалась жизнь на Земле.

Раздел 9 .Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Раздел 10 . Человек на Земле.

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Тематическое планирование.

Темы

Количество часов

Тема проектов и исследовательских работ

                                                         Введение 6 часов

1

Биология – наука о живой природе.

              1

 

2

Методы исследования в биологии

              1

 

3

Разнообразие живой природы. Царства живыхорганизмов.

              1

 

4

Среды обитания живых организмов.

              1

 

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

              1

«Все,что влияет на живое»

6

Обобщающий урок

              1

 

                                           Клеточное строение организмов 6 часов

7

Устройство увеличительных приборов

1

 

8

Строение клетки. Лабораторная работа№1

1

 

9

Химический состав клетки

1

 

10

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

1

«Развитие клетки»

11

Ткани

1

 

12

 Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмоа»

1

 

                                                     Царство Бактерии 3 часа

13

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

«Самые удивительные существа – бактерии»

14

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

 

15

Обобщающий урок

1

 

                                                       Царство Грибы     5 часов

16

Общая характеристика грибов

1

 

17

Шляпочные грибы

1

«Грибы нашего леса»

18

Плесневые грибы и дрожжи

1

 

19

Грибы-паразиты

1

«Загадочная плесень»

20

Контрольная работа по теме: Царство Грибы

1

 

                                                        Царство Растения  13 часов

21

Ботаника - наука о растениях

1

 

22

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

 

23

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1

 

24

Лишайники

1

«В мире лишайников»

25

Мхи

1

 

26

Плауны.хвощи. Папоротники

1

 

27

Голосеменные растения

1

«Вечнозеленое дерево»

28

Покрытосеменные или цветковык растения

1

«Полынь- трава кочевников»

29-30

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

            2

«Растения в легендах и приданиях»

31

Обобщающий урок

1

 

32

Итоговая контрольнаяработа

1

 

33-34

Летние задания

2

 

 

 

 

 

Учебно-методический  комплект.

 

  • 1  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения».5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2014 г
  • Литература:

·         1.         Г.М. Свешникова   «Рекомендации по использованию наглядных пособий» в 5- 9 классах- М.: Просвещение, 2013 – 192с

  • 2.         И.Б. Морзунова РАН – учителю. «Актуальные проблемы биологии» Сборник 1, М.: Просвещение, 2014 – 204с.

·         3.  Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, Т.А Дмитриева, С.И.Гуллеков,  С.В. Суматохин.- :Дрофа, 2015-432с.

·         4Е.Л. Жеребцова «. Биология в схемах и таблицах»- СПб.: Тригон,2012.-18с.

·         5.М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 -11 классах, - Волгоград: Учитель, 2014.- 80с.

·         6. М.Е.Сергеева «Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности». – Волгоград: Учитель,2013 – 94с.

·         7А.А. Каменский, Н.А. Соколова « Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. – М.:Издательство «Экзамен», 2015 – 448с

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику  «Биология», авторов В.В. Пасечники ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.  

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Конвенции о правах ребенка,
  •  приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577     
  • Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция  и содержание реализуется в соответствующих  учебниках.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами

- овладение составляющими исследовательской  деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,  давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы ,  объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

 - приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами и вирусами.

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растений,растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,  рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.Требования к уровню подготовки

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • беседа
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач  разной сложности);
  • практикум,
  • рассказ.

Система контроля

Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Содержание учебного предмета:

Раздел 1. Введение Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
  • Строение клеток кожицы чешуи лука.
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Лабораторные и практические работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация.

Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.

Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники.

 

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.  Лишайники.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Раздел 6. Многообразие растительного мира. 

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Лабораторные и практические работы:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветка.

Раздел 7. Многообразие животного мира.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 8.Эволюция растений и животных.

Как развивалась жизнь на Земле.

Раздел 9 .Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Раздел 10 . Человек на Земле.

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Тематическое планирование.

Темы

Количество часов

Тема проектов и исследовательских работ

                                                         Введение 6 часов

1

Биология – наука о живой природе.

              1

2

Методы исследования в биологии

              1

3

Разнообразие живой природы. Царства живыхорганизмов.

              1

4

Среды обитания живых организмов.

              1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

              1

«Все,что влияет на живое»

6

Обобщающий урок

              1

                                           Клеточное строение организмов 6 часов

7

Устройство увеличительных приборов

1

8

Строение клетки. Лабораторная работа№1

1

9

Химический состав клетки

1

10

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

1

«Развитие клетки»

11

Ткани

1

12

 Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмоа»

1

                                                     Царство Бактерии 3 часа

13

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

«Самые удивительные существа – бактерии»

14

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

15

Обобщающий урок

1

                                                       Царство Грибы     5 часов

16

Общая характеристика грибов

1

17

Шляпочные грибы

1

«Грибы нашего леса»

18

Плесневые грибы и дрожжи

1

19

Грибы-паразиты

1

«Загадочная плесень»

20

Контрольная работа по теме: Царство Грибы

1

                                                        Царство Растения  13 часов

21

Ботаника - наука о растениях

1

22

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

23

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1

24

Лишайники

1

«В мире лишайников»

25

Мхи

1

26

Плауны.хвощи. Папоротники

1

27

Голосеменные растения

1

«Вечнозеленое дерево»

28

Покрытосеменные или цветковык растения

1

«Полынь- трава кочевников»

29-30

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

            2

«Растения в легендах и приданиях»

31

Обобщающий урок

1

32

Итоговая контрольнаяработа

1

33-34

Летние задания

2

Учебно-методический  комплект.

  • 1  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения».5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2014 г
  • Литература:
  • 1.        Г.М. Свешникова   «Рекомендации по использованию наглядных пособий» в 5- 9 классах- М.: Просвещение, 2013 – 192с
  • 2.        И.Б. Морзунова РАН – учителю. «Актуальные проблемы биологии» Сборник 1, М.: Просвещение, 2014 – 204с.
  • 3.  Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, Т.А Дмитриева, С.И.Гуллеков,  С.В. Суматохин.- :Дрофа, 2015-432с.
  • 4Е.Л. Жеребцова «. Биология в схемах и таблицах»- СПб.: Тригон,2012.-18с.
  • 5.М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 -11 классах, - Волгоград: Учитель, 2014.- 80с.
  • 6. М.Е.Сергеева «Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности». – Волгоград: Учитель,2013 – 94с.
  • 7А.А. Каменский, Н.А. Соколова « Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. – М.:Издательство «Экзамен», 2015 – 448с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...