Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Санданова Наталья Владимировна

                               Пояснительная записка

 

Рабочая программа создана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику  «Биология», авторов  Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2016 – 304 с. (,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.  

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

·         Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 
·         Конвенции о правах ребенка, 
·          приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577     

·         Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2015г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция  и содержание реализуется в соответствующих  учебниках.

·         Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты  освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·         классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

·         объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

·         различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

·         сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

·         овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

                                       СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ  (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ I.  УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)

ТЕМА 1.1.  Молекулярный уровень  (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.  

ТЕМА 1.2.  Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

·         Лабораторная  работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

·          Лабораторная работа №2.  Выявление изменчивости организмов

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

·         Лабораторная работа №3.  Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

·         Экскурсия в биогеоценоз.

 ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволю­ции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

·         Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая ис­тория развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

·         Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

·         Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 Тема

Количество часов

 

                                                            Введение 2 часа

1

Биология – наука о жизни.

1

 

2

Методы исследования в биологии

1

 

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

 

                                              Молекулярный уровень 10 часов

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

 

5

Углеводы

1

 

6

Липиды

1

 

7

 Состав и строение белков

1

 

8

 Функции белков

1

 

9

 Нуклеиновые кислоты

1

 

10

 АТФ и другие органические соединения клетки

1

 

11

 Биологические катализаторы.

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

1

 

12

Вирусы

1

«Наиболее опасные вирусы человека»

13

Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

 

                                                     Клеточный уровень 14 часов

14

Основные положения клеточной теории.

Лабораторная работа № 2  «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

 

15

Общие сведения о клетках.

Клеточная мембрана.

1

 

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

 

17

 Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

 

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

 

19

 Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

20

 Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

 

21

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

 

22

 Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

1

«Классические генетические эксперименты»

23

 Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1

 

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

 

25

 Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

 

26

Деление клетки (митоз).

 

1

 

27

 Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

 

 Организменный уровень (14 ч.)

 

28

 Бесполое и половое размножение организмов.

1

 

29

Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

 

30

 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

 

31

 Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

«Генетика и человек»

32

 Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

 

33

 Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

 

34

Дигибридное скрещивание.

1

 

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

 

36

 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

 

37

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа № 3

«Выявление изменчивости организмов».

1

 

38

Закономерности из­менчивости. Мутационная изменчивость

1

«Вредные и полезные мутации»

39

 Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

 

40

 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

«Научные и этические проблемы клонирования»

41

 Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

 

 Популяционно-видовой уровень (4 ч.)

 

42

Вид его критерии. Структура вида.  

Лабораторная работа № 4

«Изучение морфологического критерия вида»

1

 

43

Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация

1

 

44

 Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды.

 

1

 

45

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Лабораторная работа №.5

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)»

1

 

Экосистемный уровень (6 ч.)

 

46

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

 

 

 

 

1

 

47

 Состав и структура сообщества.

1

 

48

 Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

 

1

«Русская школа генетики»

49

 Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы

Лабораторная работа№7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

 

1

 

50

 Экологи­ческая сукцессия. Сукцессионные измене­ния. Значение сукцессии.

 

1

 

51

Экскурсия 1. В биогеоценоз.

Лабораторная работа № 8

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

 

1

 

                                                    Биосферный уровень (4 ч.)

52

 Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности.

1

 

53

 Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

 

54

Эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу. Экологические кризисы.  Рациональное природопользование.

 

1

«Последствия влияния факторов окружающей среды на генотип человека»

55

Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

1

 

                                              Эволюция органического мира. (7 ч.)

56

Развитие эволюционного учения.

1

 

57

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции.

1

 

58

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

 

59

 Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

1

 

60

  Образование видов — мик­роэволюция.

 

1

 

61

 Макроэволюция

1

 

62

Основные закономерности эволюции

1

 

Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)

 

63

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

 

64

Современные гипотезы происхождения жизни

1

 

65

Основные этапы развития жизни на земле

1

 

66

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

«Откуда мы?»

67

Развитие жизни в мезозое

 

1

 

68

Развитие жизни в кайнозое

1

 

69

Итоговая контрольная работа

1

 

 

Учебно – методический комплект:

Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2016. - 303 с.

Методические пособия для учителя:

1. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в об­щую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2016. - 126 с;

2. О.А. Попеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки. Москва Вако. 2014

3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2013;

1.        Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 293с.

2.        Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2013.

Литература для учащихся:

1.В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2015.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. - 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта+, 20012. - 704 с: ил.;

2.Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2014. - 464 с: ил.;

3.Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2014. - 400 с: ил.;

4.МУЛЬТИМЕДИА-поддержка курса «Биология. Животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику  «Биология», авторов  Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2016 – 304 с. (,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.  

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Конвенции о правах ребенка,
  •  приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577     
  • Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2015г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция  и содержание реализуется в соответствующих  учебниках.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты  освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

                                       СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ  (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 

РАЗДЕЛ I.  УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)

ТЕМА 1.1.  Молекулярный уровень  (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.  

ТЕМА 1.2.  Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

  • Лабораторная  работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

  •  Лабораторная работа №2.  Выявление изменчивости организмов 

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа №3.  Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

  • Экскурсия в биогеоценоз.

 ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

  • Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

  • Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
  • Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).

Тематическое планирование.

 Тема

Количество часов

                                                            Введение 2 часа

1

Биология – наука о жизни.

1

2

Методы исследования в биологии

1

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

                                              Молекулярный уровень 10 часов

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

5

Углеводы

1

6

Липиды

1

7

 Состав и строение белков

1

8

 Функции белков

1

9

 Нуклеиновые кислоты

1

10

 АТФ и другие органические соединения клетки

1

11

 Биологические катализаторы.

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

1

12

Вирусы

1

«Наиболее опасные вирусы человека»

13

Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

                                                     Клеточный уровень 14 часов

14

Основные положения клеточной теории.

Лабораторная работа № 2  «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

15

Общие сведения о клетках. 

Клеточная мембрана.

1

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

17

 Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

19

 Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

1

20

 Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

21

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

22

 Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

1

«Классические генетические эксперименты»

23

 Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

25

 Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

26

Деление клетки (митоз).

1

27

 Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

 Организменный уровень (14 ч.)

28

 Бесполое и половое размножение организмов.

1

29

Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

30

 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

31

 Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

«Генетика и человек»

32

 Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

33

 Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

34

Дигибридное скрещивание.

1

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

36

 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

37

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа № 3

«Выявление изменчивости организмов».

1

38

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

1

«Вредные и полезные мутации»

39

 Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

40

 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

«Научные и этические проблемы клонирования»

41

 Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

 Популяционно-видовой уровень (4 ч.)

42

Вид его критерии. Структура вида.  

Лабораторная работа № 4

«Изучение морфологического критерия вида»

1

43

Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация

1

44

 Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды.

1

45

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Лабораторная работа №.5 

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)»

1

Экосистемный уровень (6 ч.)

46

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. 

1

47

 Состав и структура сообщества.

1

48

 Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

1

«Русская школа генетики»

49

 Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы

Лабораторная работа№7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

50

 Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

1

51

Экскурсия 1. В биогеоценоз.

Лабораторная работа № 8

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

                                                    Биосферный уровень (4 ч.)

52

 Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

1

53

 Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

54

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы.  Рациональное природопользование.

1

«Последствия влияния факторов окружающей среды на генотип человека»

55

Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

1

                                              Эволюция органического мира. (7 ч.)

56

Развитие эволюционного учения.

1

57

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции.

1

58

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

59

 Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

1

60

  Образование видов — микроэволюция.

1

61

 Макроэволюция

1

62

Основные закономерности эволюции

1

Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)

63

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

64

Современные гипотезы происхождения жизни

1

65

Основные этапы развития жизни на земле

1

66

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

«Откуда мы?»

67

Развитие жизни в мезозое

1

68

Развитие жизни в кайнозое

1

69

Итоговая контрольная работа

1

Учебно – методический комплект:

Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2016. - 303 с.

Методические пособия для учителя:

1. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2016. - 126 с;

2. О.А. Попеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки. Москва Вако. 2014

3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2013;

  1. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 293с.
  2. Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2013.

Литература для учащихся:

1.В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2015.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. - 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта+, 20012. - 704 с: ил.;

2.Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2014. - 464 с: ил.;

3.Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2014. - 400 с: ил.;

4.МУЛЬТИМЕДИА-поддержка курса «Биология. Животные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...