Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:
    Транспортная система организма

    Лоскутова Светлана Александровна

    Изучение строения органов кровобращения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл transportnye_sistemy_organizma.docx17.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Транспортные системы организма.

     

    Цели Урока:

    • изучение строения органов кровообращения, понятий пульс и кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения.

    Задачи Урока:


    •    Повторение ранее полученных знаний (путём проверки и разъяснения домашнего задания)
    •    Усвоение новых знаний
    •    Сформировать у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения
    •    Развивать коммуникативные способности учащихся
    •    Формирование новых умений и навыков (путём работы с иллюстрациями, таблицами и видеоматериалами)
    •    Систематизация знаний учащихся.

    Основные термины:

    • Кровообращение человека — замкнутый сосудистый путь, обеспечивающий непрерывный ток крови, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислоту и продукты метаболизма. Состоит из двух последовательно соединённых кругов (петель), начинающихся желудочками сердца и впадающих в предсердии: большой круг начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии, малый круг начинается в правом желудочке и оканчивается в левом предсердии.
    • Кровь - жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных; обеспечивает жизнедеятельность клеток и тканей и выполнение ими различных физиологических функций.
    • Лимфатическая система — часть сосудистой системы млекопитающих, дополняющая сердечно сосудистую систему. Она играет важную роль в обмене веществ, очищении клеток и тканей организма.

      ХОД УРОКА

    1.Изучение нового материала.

    Транспортные системы организма

    К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.  
    слайд  2. Кровеносная система

    слайд 3. Лимфатическая система

    И в артериях, и в венах на кровь действуют одинаковые силы. Как же кровь в венах преодолевает силу всемирного тяготения
    слайд 4.Большой и малый круги кровообращения
    слайд 5.. Структура и функции крови
    слайд 6.. Клетки крови

    Самостоятельно по учебнику заполнить таблицу

    Строение  сосудов

    артерии

    капилляры

    вены

    лимфатические сосуды



    Расширение вен – приобретенный или передающийся по наследству дефект развития клапанного аппарата вен, проявляющийся извитостью сосудов и недостаточностью клапанов, что приводит к нарушению кровопотока.
    Л.Р. Функция венозных клапанов.
    Одну руку вверх, другую вниз. Через 1-2 минуты мы видим, что опущенная рука на белом листе бумаги более ярко окрашена, т.к. венозные клапаны не позволили крови стечь.

    Капиляры

    Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием питанием организма, вся сложнейшая химия организма, тесно связанная с диффузными явлениями.
    Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным количеством капиллярных трубочек (корневая система,
    почва – сеть трубочек).
    Площадь коренного сечения аорты – 8 см, а общая площадь всех капилляров примерно равна 3200 см, т.е.больше в 400 раз. Отсюда, падает скорость кровопотока от 20 см/сек. в начале аорты до 0,05 см/сек. в капилляре. Диаметр капилляра больше в 50 раз диаметра волоса, а длина равна 0,5 мм. В теле взрослого человека примерно 160 млрд капилляров. Общая длина примерно равна 60–80 тыс.км.
    Капилляры имеются и в лимфатической системе.

    Лимфатическая и кровеносная системы тесно связаны между собой.
    К тканям жидкость поступает только по артерии (артериям) в составе крови, а оттекает по 2-м направлениям: по венам и лимфатическим сосудам в виде лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются. Так функционируют транспортные системы организма.

    Выводы урока

    • К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
    • Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая – представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфой узлами.
    • Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а  через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся  в ней продукты жизнедеятельности тканей.

    3.Закрепление.

    1)    Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?
    2)    Какой признак незамкнутой кровеносной системы беспозвоночных проявился у хордовых, в виде чего?
    3)    В чем выражается взаимосвязь строение и функции кровеносных сосудов?

    Домашнее задание: 20 вопросы Р.Т. №80-82

    Задача

    При 50 км/ч  пульс -73 удара в минуту,
    при 70 км/ч – 79 ударов в минуту,
    при 80 км/ч -  85 ударов в минуту,
    при 100 км/ч - 97 ударов в минуту
    Почему?

    Интересно знать что…


    Скорость движения крови в сосудах человеческого организма достигает 15—20 сантиметров в секунду в аорте и замедляется до 0,5 миллиметра в секунду в капиллярах.
    Полный кругооборот крови, в течение которого частица ее, выйдя в аорту, вновь возвращается в капилляры тела, равняется 20—24 секундам. При тяжелой физической работе кругооборот крови увеличивается в 4—5 раз.
    Через просвет капилляра — мельчайшего сосудика, равного (по наименьшему диаметру) 0,008 миллиметра, может пройти только одно кровяное тельце — эритроцит. Капилляр в 50 раз тоньше человеческого волоса. Этими сосудиками усеяно все человеческое тело, и если их вытянуть в одну линию, то общая длина у взрослого человека составит 100 тысяч километров? Это при длине каждого капилляра 0,5 миллиметра.
    Диаметр эритроцита равен всего 0,007 миллиметра. В одном кубическом миллиметре крови насчитывается 4,5—5 миллионов эритроцитов, а в 5 литрах крови, содержащихся в человеческом организме,— около 25 триллионов.
     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тема урока: Транспортные системы организма.

    подробный конспект урока с предложенными заданиями....

    Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

    Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

    Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

    Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

    Тест - Транспортные системы организма. Кровь

    Тест - Транспортные системы организма. Кровь...

    Презентация к уроку биологии в 8 классе "транспортные системы организма"

    В презентации к уроку биологии 8 класса "Транспортные системы организма" показаны состав  и особенности передвижения крови, а так же образование и движение лимфы....

    Транспортные системы организма

    Тема урока. Транспортные системы организма. Цели Урока: изучение строения органов кровообращения, понятий пульс и кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения.Задачи Урока: •...

    План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

    Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...