Транспортная система организма
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Лоскутова Светлана Александровна

Изучение строения органов кровобращения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transportnye_sistemy_organizma.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Транспортные системы организма.

 

Цели Урока:

  • изучение строения органов кровообращения, понятий пульс и кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения.

Задачи Урока:


•    Повторение ранее полученных знаний (путём проверки и разъяснения домашнего задания)
•    Усвоение новых знаний
•    Сформировать у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения
•    Развивать коммуникативные способности учащихся
•    Формирование новых умений и навыков (путём работы с иллюстрациями, таблицами и видеоматериалами)
•    Систематизация знаний учащихся.

Основные термины:

  • Кровообращение человека — замкнутый сосудистый путь, обеспечивающий непрерывный ток крови, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислоту и продукты метаболизма. Состоит из двух последовательно соединённых кругов (петель), начинающихся желудочками сердца и впадающих в предсердии: большой круг начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии, малый круг начинается в правом желудочке и оканчивается в левом предсердии.
  • Кровь - жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных; обеспечивает жизнедеятельность клеток и тканей и выполнение ими различных физиологических функций.
  • Лимфатическая система — часть сосудистой системы млекопитающих, дополняющая сердечно сосудистую систему. Она играет важную роль в обмене веществ, очищении клеток и тканей организма.

    ХОД УРОКА

1.Изучение нового материала.

Транспортные системы организма

К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.  
слайд  2. Кровеносная система

слайд 3. Лимфатическая система

И в артериях, и в венах на кровь действуют одинаковые силы. Как же кровь в венах преодолевает силу всемирного тяготения
слайд 4.Большой и малый круги кровообращения
слайд 5.. Структура и функции крови
слайд 6.. Клетки крови

Самостоятельно по учебнику заполнить таблицу

Строение  сосудов

артерии

капилляры

вены

лимфатические сосуды



Расширение вен – приобретенный или передающийся по наследству дефект развития клапанного аппарата вен, проявляющийся извитостью сосудов и недостаточностью клапанов, что приводит к нарушению кровопотока.
Л.Р. Функция венозных клапанов.
Одну руку вверх, другую вниз. Через 1-2 минуты мы видим, что опущенная рука на белом листе бумаги более ярко окрашена, т.к. венозные клапаны не позволили крови стечь.

Капиляры

Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием питанием организма, вся сложнейшая химия организма, тесно связанная с диффузными явлениями.
Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным количеством капиллярных трубочек (корневая система,
почва – сеть трубочек).
Площадь коренного сечения аорты – 8 см, а общая площадь всех капилляров примерно равна 3200 см, т.е.больше в 400 раз. Отсюда, падает скорость кровопотока от 20 см/сек. в начале аорты до 0,05 см/сек. в капилляре. Диаметр капилляра больше в 50 раз диаметра волоса, а длина равна 0,5 мм. В теле взрослого человека примерно 160 млрд капилляров. Общая длина примерно равна 60–80 тыс.км.
Капилляры имеются и в лимфатической системе.

Лимфатическая и кровеносная системы тесно связаны между собой.
К тканям жидкость поступает только по артерии (артериям) в составе крови, а оттекает по 2-м направлениям: по венам и лимфатическим сосудам в виде лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются. Так функционируют транспортные системы организма.

Выводы урока

  • К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
  • Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая – представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфой узлами.
  • Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а  через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся  в ней продукты жизнедеятельности тканей.

3.Закрепление.

1)    Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?
2)    Какой признак незамкнутой кровеносной системы беспозвоночных проявился у хордовых, в виде чего?
3)    В чем выражается взаимосвязь строение и функции кровеносных сосудов?

Домашнее задание: 20 вопросы Р.Т. №80-82

Задача

При 50 км/ч  пульс -73 удара в минуту,
при 70 км/ч – 79 ударов в минуту,
при 80 км/ч -  85 ударов в минуту,
при 100 км/ч - 97 ударов в минуту
Почему?

Интересно знать что…


Скорость движения крови в сосудах человеческого организма достигает 15—20 сантиметров в секунду в аорте и замедляется до 0,5 миллиметра в секунду в капиллярах.
Полный кругооборот крови, в течение которого частица ее, выйдя в аорту, вновь возвращается в капилляры тела, равняется 20—24 секундам. При тяжелой физической работе кругооборот крови увеличивается в 4—5 раз.
Через просвет капилляра — мельчайшего сосудика, равного (по наименьшему диаметру) 0,008 миллиметра, может пройти только одно кровяное тельце — эритроцит. Капилляр в 50 раз тоньше человеческого волоса. Этими сосудиками усеяно все человеческое тело, и если их вытянуть в одну линию, то общая длина у взрослого человека составит 100 тысяч километров? Это при длине каждого капилляра 0,5 миллиметра.
Диаметр эритроцита равен всего 0,007 миллиметра. В одном кубическом миллиметре крови насчитывается 4,5—5 миллионов эритроцитов, а в 5 литрах крови, содержащихся в человеческом организме,— около 25 триллионов.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: Транспортные системы организма.

подробный конспект урока с предложенными заданиями....

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Тест - Транспортные системы организма. Кровь

Тест - Транспортные системы организма. Кровь...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "транспортные системы организма"

В презентации к уроку биологии 8 класса "Транспортные системы организма" показаны состав  и особенности передвижения крови, а так же образование и движение лимфы....

Транспортные системы организма

Тема урока. Транспортные системы организма. Цели Урока: изучение строения органов кровообращения, понятий пульс и кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения.Задачи Урока: •...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...