Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"
методическая разработка (8 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_transportnye_sistemy_organizma.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Бабич Е.В. МБОУ «Гимназия№3»г. Брянск

Тема «Транспортные системы организма»

Основные понятия: кровообращение, круги кровообращения, артерии, вены, капилляры, лимфатическая система, лимфатические узлы и протоки.

Умения:

  1. формулировать понятие «кровообращение» (обобщение и систематизация)
  2. показывать на схеме путь крови по кругам кровообращения (анализ – синтез)
  3. соотносить строение вен и артерий и установить отличия, выяснить как это влияет на их функции  (сравнение)
  4. уметь объяснять, как строение капилляров обуславливает их функцию (анализ – синтез)
  5. находить сходства и отличия малого и большого круга кровообращения (анализ – синтез)

Технологическая карта воспитания

Знания на уровне истины

Ф  – факт; Я  – явление; З   – закономерность

Отношения на уровне идеи

Ф – факт; Я – явление; З –  закономерность

Принципы воспитания

С – принцип субъектности; Ц – принцип ценности;  А  – принцип амплификации; ЗиС – принцип «здесь и сейчас»

Урок по теме «Транспортные системы организма»

Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.

Задачи:

  1. Образовательная: организовать изучение и закрепление знаний об особенностях  строения и функционирования органов кровообращения. Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению предмета и профессиональному выбору, формированию социально-значимых ключевых компетенций.
  2. Развивающая: развивать навыки выполнения индивидуальных заданий,  навыки самостоятельной работы с заданиями, литературой. Научить выбирать главное, обобщать, делать выводы, правильно оформлять работы, ставить цели и анализировать степень достижения этих целей. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Воспитательная: Формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся. Актуализировать знания о важности сбережения здоровья человека.

Тип урока – изучение нового материала с использованием  компьютерной презентации.

Ход занятия:

МП

СУ

Организационный момент

Вводная беседа


А

1. Здравствуйте ребята. Садитесь. 

Я рада приветствовать вас на занятии, темой которого является «Транспортные системы организма».

2. ? Как вы думаете, что сегодня на уроке мы можем узнать?

    ? Почему эта тема является для нас актуальной?

Факт статистики: Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущими среди причин заболеваемости, инвалидизации и смертности как в нашей стране, так и за рубежом. Одним из наиболее распространенных заболеваний является хроническая сердечная недостаточность. Основным проявлением сердечной недостаточности является уменьшение доставки крови к органам и тканям, а следовательно, кислорода и питательных веществ. Также нарушается отток крови из тканей, что приводит к накоплению токсичных веществ, застойным явлениям.

В последние годы наблюдается возрастание частоты встречаемости хронической сердечной недостаточности. Так, в начале 2000 г. в мире регистрировалось в среднем 2–2,5% пациентов с хронической сердечной недостаточностью среди всех больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, однако прогноз предполагает увеличение их доли до 9–10% к 2020 г..

3. Давайте попробуем поставить цели нашего урока:

  1. познакомиться с понятиями «кровообращение» и «лимфообращение»,
  2. выяснить, как изменялась кровеносная система в типе Хордовые,
  3. изучить строение органов кровеносной и лимфатической систем в связи с их функцией,
  4. изучить круги кровообращения.

Рефлексия


Работа с листом самооценки


С и Ц

На столах перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Знаете ли вы , что такое кровообращение?



2. Как изменялась в  ходе эволюции кровеносная система позвоночных животных?



3. Знаете ли вы как движется кровь в организме человека?



4. Можете ли вы рассказать  о функциях артерий, вен, капилляров, лимфатических сосудов?



5. Знаете ли вы строение и функции лимфатической системы?



6. Понравился ли вам наш урок?

----------------


7. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

----------------


Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

Актуализация знаний

Обобщающая беседа с использованием иллюстраций «Схемы кровообращения позвоночных животных»

Ф

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то:

как изменялось строение кровеносной системы в ряду позвоночных животных: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие, используя знания полученные при изучении раздела «Животные» и иллюстраций «Схемы кровообращения позвоночных животных».

Предполагаемый ответ: появление малого (легочного круга) кровообращения в связи с выходом животных на сушу,  у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – совершенствование кровеносной системы за счет преобразования сердца и магистральных сосудов при разделении потоков венозной и артериальной крови.

В чем принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?

Я


Вывод: эволюция позвоночных привела к совершенствованию механизма движения крови по сосудам; разделению артериального и венозного кровотоков, улучшению снабжения органов и тканей кислородом.

З

Все эти изменения привели к теплокровности и возможности быть животным активными круглый год.

Молодцы. Материалы, которые вы повторили, пригодятся вам при изучении нового материала.

Изучение нового материала

ЗиС


Самостоятельная работа с учебником  и учебной картой с проверкой у учителя





С








ЗиС








































С


ЗиС
















С

ЗиС








С

? Попробуйте сформулировать понятие «Кровообращение»

«Кровообращение» - непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов, за счет нагнетания крови в них сердцем.

«Строение и функции кровеносных сосудов»

Цель: выяснить особенности строения кровеносной системы в связи с выполняемыми ими функциями.

Прочитать статью (учебник Батуева, с 56 – 58, § 18) «Строение и функции кровеносных сосудов».

1. Ответьте на вопросы:

? какие кровеносные сосуды вы знаете?

? чем отличаются артерии и вены по строению? (рисунок 34)

? в чем особенности строения капилляров, для каких процессов это имеет значение?

Выполните задания учебной карты. Если вы сделаете свое задание раньше, чем остальные ребята – проверьте свою работу у учителя.

Учебная карта

Задание

Ориентировочные

признаки

Алгоритм

действия

Форма записи

Сравните внутреннее строение и функции кровеносных сосудов человека

Внутреннее строение кровеносных сосудов



1) Рассмотрите на рисунке строение сосудов

2) Установите самое общее сходство всех типов сосудов

3) На основе анализа выделите характерные признаки каждого типа сосудов

4) Выделите сходные признаки.

5) Выделите признаки различия.

6) На основе сравнения сформулируйте вывод.

Сравнительная характеристика сосудов

Признаки для

сравнения

Артерии

Вены

Капилляры

Толщина стенки




Количество слоёв




Виды тканей






Функции







Вывод:

Предполагаемый ответ:

Сосуды

Строение стенки сосуда

Функции сосуда

Артерии

Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови

Кровь течет от сердца

Вены

Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы

Кровь течет к сердцу

Капилляры

Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия

Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями

«Большой и малый круги кровообращения »

Цель: получить знания о большом и малом кругах кровообращения, назвать сосуды, относящиеся к большому и малому кругам кровообращения.

Прочитать статью «Большой и малый круги кровообращения » (страницы 58 – 60)

  1. На рисунке 33 найдите большой круг кровообращения и ответьте на вопросы:

? В каком отделе сердца он начинается?

? Куда кровь поступает из левого желудочка?

? Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?

? По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

? В каких сосудах происходит газообмен?

? По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

  1. На рисунке 33 найдите малый круг кровообращения и ответьте на вопросы:

? Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?

? Какая кровь (артериальная или венозная) течет  в этом сосуде?

? Что происходит с легочной артерией в легких?

? Где происходит превращение венозной крови в артериальную?

? По какому сосуду, и  в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?

  1. На основании проделанной работы в тетради заполните таблицу «Круги  кровообращения»

Вопрос

Большой круг

Малый круг

1. Где начинается?



2. Где заканчивается?



3. Как называются кровеносные сосуды этого круга?



4. Где проходят капилляры?



5. Как изменяется состав крови?



6. Какая кровь течет в венах?



7. Какая кровь течет  в артериях?



8. Каково время оборота крови по данному кругу?



«Лимфатическая система»

Цель: выяснить особенности строения и значения второй транспортной системы человека.

Прочитать статью «Лимфатическая система» на странице 60.

Рассмотрите рисунок 37 учебника на стр. 59, найдите лимфатические узлы и капилляры. Ответьте на вопросы:

? Чем отличается лимфа от крови по составу?

? Какая основная функция лимфатической системы?

? Куда впадает грудной проток?

? Каким образом обеспечивается движение лимфы?

Оцените свою работу:

«5»  - выполнил все задания, ответил на все вопросы

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался

«3» - часто ошибался, выполнил только половину

«2» и «1» - почти не выполнил задания.

Рефлексия

Ц

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонке «конец урока».

? По вашему мнению, достигли ли мы поставленных нами целей.

? Понравился ли вам наш урок?

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Домашнее задание

  1. § 18

На дополнительную оценку:

2. Изготовьте дидактические материалы (карточки, тесты, кроссворды) по теме урока  (можно использовать материалы и прошлых уроков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по совершенствованию грамматических навыков говорения. Грамматическая тема:видо-временная система глагола.

Форма урока-нетрадиционная. Интегрированный урок (русский и английский) с использованием ИКТ. Цель: найти сходства и отличия в видовременных системах глаголов русского и английского языков. ...

Методическая разработка занятия "Формы размножения организмов"

Материал представляет собой методическую разработку занятия "Формы размножения организмов" по дисциплине "Биология" для специальностей среднего профессионального образования. Методическую разработку м...

Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие организма"

Методическая разработка урока. 8 класс.Биология....

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка занятия "Изучай свой организм"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».

laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...