Рабочая программа по биологии для 7 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Авторская линия Н.И. Сонина. 2 часа в неделю. 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._biologiya_7_kl_2016-2017.docx105.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 594
Агафонова Н.В.

Приказ №______ от _____.2016 г.

________________________

(подпись)

МП

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Павлюченкова В.В.

____________________________

(подпись)

«30» августа  2016 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

учителей  биологии, химии, географии

Протокол № __6___

от 19  мая  2016г.

Руководитель МО

______Кириллова Т.В._____

___________________

(подпись)

ПРИНЯТО


на заседании

Педагогического совета
ГБОУ школы № 594

Протокол № 7от  20 мая  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «БИОЛОГИЯ»

                класс  7

количество часов по учебному плану 68

2016-2017 учебный год

                                                                                  Ф.И.О. учителя:  Кириллова Т.В.

                                                                                  Категория:  первая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                      Нормативно-правовые документы:

   Рабочая программа по  биологии 7 класса составлено на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.

Биология 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2015г.

Образовательная программа ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2015 г.

Учебный план  ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2015-2016 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина

   Программа является продолжением линии Н.И.Сонина  На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Биология. Введение в биологию.» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и предполагает блочный принцип построения курса.

Цель:

Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности, систематическом положении изучаемых царств живой природы.

Задачи:

- обеспечить понимание общей характеристики рассматриваемой систематической группы, разнообразия видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

-    осуществлять экологическое образование и воспитание.

-   формировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации органического мира.

 Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.

 Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

 • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

 • овладение научным подходом к решению различных задач;

 • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

 • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии для 7 класса включает в себя

следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место  учебного предмета в учебном плане

В 7 классе на изучение биологии отводиться 2 часа в неделю, 70 часов в год.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Тип программы: концентрическая, базового уровня.

Структура программы

Программа включает 5 разделов:

1.Царство Прокариоты

2.Царство Грибы

3.Царство Растения

4.Царство животные

5.Вирусы.

  Учебник: Сонина Н. И., Захаров В. Б. «Биология. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2013 г.

Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г.

Автор программы: Захаров В.Б., Сонин Н.И., Захарова Е.Т.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.

Результаты учебного предмета изучения.

Освоение курса «Многообразие  живых организмов» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

   • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

   • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;                

   знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

   сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

   эстетического отношения к живым объектам;

   формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

   • освоение социальных норм и правил поведения;

   • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

   • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

   формирование понимания ценности безопасного образа жизни;

   • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

 Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

   • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  

  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

   • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Познавательные УУД:

   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),

анализировать и оценивать информацию;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД:

   • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:

   усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

   формирование первоначальных систематизированных

представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

   приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

 объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;

 

 формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и

глобальных экологических проблем;

 

  ознакомление с  приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■   Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

■        Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (1 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения (3 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■        Лабораторная работа

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.

■        Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

■        Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4

Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

■        Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■        Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■        Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

•   Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■   Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■        Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■        Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■        Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.

■   Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

•   Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Резервное время — 2 часа.

                                                                       

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

3

Тема 1. Царство Прокариоты

1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

Всего

3

Тема 2. Царство Грибы

2.1. Общая характеристика грибов

3

2.2. Лишайники

1

Всего

4

Тема 3. Царство Растения

  3.1. Общая характеристика растений

1

3.2. Низшие растения

3

3.3. Высшие растения

4

3.4. Отдел Голосеменные растения

2

3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

Всего

16

Тема 4. Царство Животные

4.1. Общая характеристика животных

1

4.2. Подцарство Одноклеточные

2

4.3. Подцарство Многоклеточные

1

4.4. Тип Кишечнополостные

3

4.5. Тип Плоские черви

2

 4.6. Тип Круглые черви

1

4.7. Тип Кольчатые черви

3

 4.8. Тип Моллюски

2

4.9. Тип Членистоногие

7

4.10. Тип Иглокожие

 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

4.13. Класс Земноводные

2

а 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

4.15. Класс Птицы

4

4.16. Класс Млекопитающие

4

Всего

37

Тема 5. Царство Вирусы

2

Заключение

1

ИТОГО

66 + 2 резерв

        

Учебно - методический комплект:

1.Примерные  программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

2.Учебник В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М: Дрофа, 2013 – 255с

4. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов».

5.Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006

6. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.6

7. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.

Электронные образовательные ресурсы.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурс

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

особенности жизни как формы существования материи;

фундаментальные понятия биологии;

о существовании эволюционной теории;

основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

особенности жизни как формы существования материи;

фундаментальные понятия биологии;

о существовании эволюционной теории;

основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.

                                     Критерии оценки.

  Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

-  научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно или работа не была выполнена.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

-  научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.  

Для учащихся:

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2013.

        Для учителя:

1.Примерные  программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

2. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов».

3.Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006

4. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.6

5.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

6.Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

7.Биологический энциклопедический  словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

8.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.:Просвещение, 1992.

9.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

Электронные образовательные ресурсы.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурс


Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Средства

наглядности

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ( 25 ч )

 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ ( 3 ч )

1

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого

1

вводный

Царства живых организмов: бактерии, грибы. растения, животные. Классификация организмов

Называть основные царства живых организмов

Перечислять факторы

Объяснять значение классификации живых организмов

 П

ПСЗ

Таблицы, плакаты

2

Ч.Дарвин о происхождении видов

1

ИНМ

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Иметь представления о Ч.Дарвине и происхождении видов

Знать определения темы;

Уметь работать и рисунками учебника

УО

Т

Таблицы, плакаты

3

Что такое систематика

1

К

Вид, Популяция. биоценоз

Уметь классифицировать понятия

УО

Т

Справочные

Материалы,

портреты ученых

Глава 2. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ ( 4 ч)

4

Царство  Прокариоты. Подцарство настоящие бактерии

1

ИНМ

Строение бактериальной клетки: оболочка. Цитоплазма, ядерное вещество. включения

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий

ФО

ПСЗ

Таблицы, плакаты,

презентации

5

Подцарство Архебактерии

1

К

Питание, размножение, Образование спор

Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности  царства бактерии

Уметь работать с рисунками учебника

УО

СР

Таблицы, плакаты

6

Подцарство Оксифотобактерии

1

К

Значение в природе и в жизни человека. Бактерии разложения и гниения

 Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности  царства бактерии

Уметь работать с рисунками учебника

УО

Т

Таблицы, плакаты

7

Обобщение по теме:

« Царство Прокариоты»

1

СР

Т

Отвечают на вопросы, записывают определения

Особенности строения бактериальной клетки

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

                                                                         Глава 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ ( 4 ч)

8

Царство Грибы. Общая характеристика

1

ИНМ

Признаки царства грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки

ПСЗ

Таблицы, плакаты

9

Отдел настоящие Грибы. Л\Р: « Строение плесневого гриба мукора»

1

К

Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты

Называть способы питания многоклеточных грибов

Сравнивать грибы с растениями и животными

УО

ПСЗ

ЛР

Микроскопы,

оборудование для л.р.

10

Отдел Оомицеты. Л\Р:

« Строение шляпочных грибов»

1

К

Особенности строение плесневых грибов, мицелий. микориза

Иметь представления о многообразии грибов:

Знать определения темы урока;

Уметь работать с  муляжами и рисунками, составлять презентацию

ФО

СР

ЛР

Микроскопы,

оборудование для л.р.

11

Отдел Лишайники

1

К

Лишайники - симбиоз гриба и

водорослей.

Условия жизни.

Значение.

Питание, размножение

Иметь представление об отделе лишайники

Знать определения темы урока;

Уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника

УО

СР

Таблицы, плакаты

РАЗДЕЛ. 2. МНОГООБРАЗИЕ И  ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ( 62 ч)

Глава 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 19 ч)

12

Общая характеристика растений

1

ИНМ

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений

Называть признаки царства растения

Распознавать отделы растений;

Различать и описывать низшие и высшие растения

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

13

Подцарство низшие растения Группа отделов Водоросли

1

ИНМ

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение

Давать определение термину: низшие растения;

Распознавать и описывать строение водорослей;

Называть отделы водорослей и места обитания

ФО

СР

Таблицы, плакаты

14

Отдел Зеленые водоросли

1

К

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Давать определение термину: низшие растения;

Распознавать и описывать строение водорослей;

Называть отделы водорослей и места обитания

ФО

Т

Таблицы, плакаты

15

Отдел Красные и Бурые

водоросли

1

К

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Давать определение термину: низшие растения;

Распознавать и описывать строение водорослей;

Называть отделы водорослей и места обитания

ФО

Т

Таблицы, плакаты

16

Подцарство Высшие растения

Общая характеристика подцарства Высшие растения

1

ИНМ

Признаки царства растения. Высшие и низшие растения.

Давать определение термину: высшие споровые растения;

Распознавать и описывать высших растений

УО

П

ПСЗ

Таблицы, плакаты

17

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Л\Р: « Строение кукушкиного льна»

1

ИНМ

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей

Распознавать растения отдела Моховидные;

Выявлять приспособления растений  в связи с выходом на сушу

УО

ПСЗ

ЛР

Микроскопы,

оборудование для л.р.

18

Отделы Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности

1

ИНМ

Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.

Значение в природе и в жизни

человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни

Распознавать растения отделов Плауновидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Сравнивать плауны с мхами;

ФО

СР

Таблицы, плакаты

19

Отдел Хвощевидные, особенности их строения и жизнедеятельности

Л\Р: « Строение хвоща»

1

ИНМ

Питание, дыхание, места обитания

Распознавать растения отделов Хвощевидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Сравнивать плауны с хвощами;

ФО

СР

ЛР

Оборудование для л.р.

20

Отдел папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности

Л\Р: « Строение папоротника»

1

ИНМ

Места обитания и условия жизни, основные признаки папоротников. Размножение, значение в природе и  в жизни человека

Распознавать растения отделов Папоротниковидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Сравнивать папоротники с хвощами;

ФО

СР

ЛР

Оборудование для л.р.

21

Роль папоротников в природе и практическое значение

1

К

Места обитания и условия жизни, основные признаки папоротников. Размножение, значение в природе и  в жизни человека

Распознавать растения отделов Папоротниковидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Называть места обитания

УО

СР

Справочные

Материалы,

портреты ученых

22

Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности

1

ИНМ

Места обитания и условия жизни, строение голосеменных растений

Давать определение термину голосеменные растения;

Распознавать растения отдела Голосеменные растения;

Выделять особенности Голосеменных растений

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

23

Практическое значение и роль голосеменных

1

К

Виды растений, наиболее распространенные в РТ

Приводить примеры голосеменных растений;

Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

24

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

1

ИНМ

Особенности строения покрытосеменных растений. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ

Распознавать растения отдела Покрытосеменные  растения;

Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений;

УО

СР

Таблицы, плакаты

25

Размножение Покрытосеменных

1

К

Особенности размножения, вегетативное. корневище

Иметь представление о размножении покрытосеменных растений;

Знать определения темы;

Уметь работать с текстом и рисунками учебника, гербарным материалом

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

26

Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, Розоцветные

Л\Р: « Строение шиповника»

1

ИНМ

Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Двудольные

Знать основные признаки класса двудольные , семейства крестоцветные и Розоцветные.

Иметь представление о Классе двудольных

ФО

СР

ЛР

Оборудование для л.р.

27

Семейство пасленовые, Бобовые. Класс двудольные

1

ИНМ

Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Двудольные

Знать основные признаки , семейства к Пасленовые и Бобовые.

Иметь представление о Классе двудольных

ФО

СР

ЛР

Оборудование для л.р.

28

Класс Однодольные. Семейство Злаковые. Л\Р: « Строение злакового растения»

1

К

Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Двудольные

Знать основные признаки класса однодольные, семейства Злаковые

Иметь представление о классе однодольных , семейства злаковые

Уметь работать с гербарным материалом

ФО

СР

ЛР

Оборудование для л.р.

29

Класс однодольные. Семейство Лилейные

1

К

Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Двудольные

Знать основные признаки класса однодольные, семейства лилейные

Иметь представление о классе однодольных , семейства злаковые

Уметь работать с гербарным материалом

ФО

СР

Таблицы, плакаты

30

Обобщение по теме:

 « Растения»

1

СР Т

Обобщить и систематизировать знания по главе « растения»

УО

СР

Таблицы, плакаты

Глава 5.ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ( 38 ч)

31

Общая характеристика животных

1

ИНМ

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов

Приводить примеры животных с различным типом симметрии;

Выделять особенности животных;

Сравнивать царства: растения, Грибы, животные

УО

Ср

Таблицы, плакаты

32

Подцарство одноклеточные. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших.

Л\Р: « Строение инфузории туфельки»

1

ИНМ

Среда обитания и условия жизни. Тип Сарк жгутиконосцы, Инфузории

Называть процессы жизнедеятельности и их значение;

Определять принадлежность простейших к типам;

выделять особенности одноклеточных животных;

распознавать и описывать строение простейших

УО

СР ЛР

Оборудование для л.р.

33

Подцарство многоклеточные животные. Подцарство многоклеточные. Особенности организации. Губки как примитивные многоклеточные животные

1

ИНМ

Признаки многоклеточных животных

Называть признаки многоклеточных животных;

Объяснять происхождение многоклеточных животных;

УО

СР

ЛР

Таблицы, плакаты

34

Двухслойные животные. Тип кишечнополостных .особенности организации кишечнополостных

1

ИНМ

Признаки типа: лучевая симметрия. Наличие кишечной полости, стрекательные  клетки, двухслойный мешок

Распознавать и описывать строение кишечнополостных;

Описывать процессы жизнедеятельности;

Выделять особенности кишечнополостных;

ФО

СР

Таблицы, плакаты

35

Многообразие  кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

1

К

Признаки типа: лучевая симметрия. Наличие кишечной полости, стрекательные  клетки, двухслойный мешок

Распознавать особенности кишечнополостных;

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека;

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных

УО

СР Т

Таблицы, плакаты

36

Многообразие и распространение кишечнополостных

1

К

Признаки типа: лучевая симметрия. Наличие кишечной полости, стрекательные  клетки, двухслойный мешок

Распознавать особенности кишечнополостных;

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека;

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных

УО

СР

Таблицы, плакаты

37

Трехслойные животные. Тип плоские черви. Особенности организации плоских червей.

1

ИНМ

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции;

Распознавать животных типа Плоские черви;

УО

ПСЗ

Т

Таблицы, плакаты

38

Плоские черви-паразиты

1

К

Ленточные черви, сосальщик, среда обитания

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика;

Выделять особенности строения;

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой план арии;

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

39

Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний

1

К

Ленточные черви, сосальщик, среда обитания и образ жизни.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей;

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму;

УО

ПСЗ

Т

Справочные

Материалы,

портреты ученых

40

Первично полостные. Тип круглые черви. Тип круглые черви, особенности их организации

1

ИНМ

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение в природе и жизни человека

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви;

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика; объяснять меры профилактики заражения.

УО

СР

Справочные

Материалы,

портреты ученых

41

Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей

1

ИНМ

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость.

Распознавать и описывать строение кольчатых червей;

Выделять особенности строения Кольчатых червей;

УО

СР

Справочные

Материалы,

портреты ученых

42

Многообразие червей. Значение в биоценозах. Л\Р: « Внешнее строение дождевого червя»

1

К

Классы: малощетинковые, многощетинковые. Значение полихет в природе.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей;

Определять принадлежность кольчатых червей к классам;

УО

СР

Оборудование для л.р.

43

Класс многощетинковые и малощетинковые

1

К

Классы: малощетинковые, многощетинковые. Значение полихет в природе.

Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей;

Называть роль в природе4

Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

УО

СР

Т

Таблицы, плакаты

44

Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение

1

ИНМ

Среда обитания и образ жизни; особенности строения ( мантия, отделы тела). Строение раковины

Распознавать и описывать животных типа моллюсков;

Называть системы органов, органы и их функции;

УО

СР

Таблицы, плакаты

45

Многообразие моллюсков, значение их в природе

1

К

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения

Определять принадлежность моллюсков к классам;

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни

УО

ПСЗ

Т

Таблицы, плакаты

46

Тип Членистоногие. Класс ракообразные, особенности их строения. Л\Р:

« Внешнее строение речного рака»

1

ИНМ

Внешний скелет, отделы тела, смешанная полсть тела

Распознавать животных типа Членистоногие;

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих;

Объяснять происхождение членистоногих.

ФО

СР

ЛР

Таблицы, плакаты

47

Многообразие ракообразных, их значение в природе

1

К

Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств

Называть системы органов, органы и их функции;

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни;

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных

ФО

СР

Таблицы, плакаты

48

Класс Паукообразные

1

К

Восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела ( головогрудь, брюшко)

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека;

Называть системы органов, органы и их функции

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

49

Класс насекомые. Л\Р:

« Внешнее строение насекомого»

1

ИНМ

Три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа,

Распознавать и описывать строение насекомых;

Называть систему органов, органы и их функции;

ФО

СР

ЛР

Оборудов. для л.р.

50

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

1

К

Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще0сосущий, фильтрующий

Сравнивать представителей классов Членистоногих;

Приводить примеры насекомых с различными типами развития;

Объяснять роль насекомых в природе  и в жизни человека.

УО

СР

Таблицы, плакаты

51

Тип Хордовые.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа

1

ИНМ

Внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела

Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей;

Распознавать животных типа Хордовые; выделять признаки типа Хордовые

УО
ПСЗ

Таблицы, плакаты

52

Подтип Позвоночные. Надкласс рыбы.

Подтип Позвоночные. Надкласс рыбы.

1

ИНМ

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб;

Объяснять происхождение рыб;

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания

УО

СР

Таблицы, плакаты

53

Многообразие рыб, роль в природе, практическое значение

1

К

Наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей

Называть системы органов, органы и их функции;

Определять принадлежность костных рыб к отрядам;

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

ФО

СР

Таблицы, плакаты

54

Класс Земноводные. Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности

1

ИНМ

Внешнее строение. Приспособления к образу жизни.

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки;

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

УО

СР

Таблицы, плакаты

55

Размножение и развитие земноводных, многообразие, роль в природе

1

К

Отряды: хвостатые и бесхвостые, охрана земноводных

Объяснять происхождение земноводных на основе составления рыб и земноводных;

Определять принадлежность земноводных к отрядам

УО

ПСЗ

Т

Таблицы, плакаты

56

Класс Пресмыкающиеся. Класс  Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности  как первых настоящих наземных позвоночных

1

ИНМ

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно- воздушной среде; покровы тела. Наличие век. Отсутствие желез

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни;

Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение;

Сравнивать пресмыкающихся  и земноводных

УО

СР

Таблицы, плакаты

57

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, роль в природе. Практическое значение

1

К

Отряды: черепахи и чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни  человека

Распознавать по рисункам представителей классам пресмыкающиеся;

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

58

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных животных

1

ИНМ

Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц;

Выделять особенности строения птиц к полету;

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями

УО

ПСЗ

Т

Таблицы, плакаты

59

Внутреннее строение птиц

1

К

Особенности внутреннего строения птиц

Объяснять происхождение птиц;

Распознавать по рисункам птиц различных групп

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

60

Размножение птиц

1

К

Половое размножение птиц

Распознавать домашних птиц;

Приводить примеры домашних и промысловых птиц

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

61

Экологические группы птиц

1

К

Группы птиц по питанию: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные

Распознавать по рисункам птиц различных экологических  групп

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты

62

Класс млекопитающие или звери. Особенности строения и жизнедеятельности

Л\Р: « Строение скелета млекопитающего»

1

ИНМ

Признаки класса млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Строение кожи

Называть системы органов, органы и их функции;

Распознавать представителей класса Млекопитающие;

ФО

СР

ЛР

Таблицы, плакаты

63

Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и практическое значение

1

К

Особенности внутреннего строения. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих;

Выделять особенности строения млекопитающих;

УО

СР

Таблицы, плакаты,

презентации

64

Размножение и развитие млекопитающих

1

К

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития

Называть и описывать органы размножения;

Описывать развитие детеныша млекопитающих;

Объяснять особенности развития

УО

СР

Таблицы, плакаты,

презентации

65

Многообразие млекопитающих

1

К

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам;

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни

ФО

СР

Таблицы, плакаты,

презентации

66

Сумчатые и первозвери

1

К

Сумчатые и первозвери. Меры по охране млекопитающих

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам;

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни

УО

ПСЗ

Таблицы, плакаты,

презентации

67

Царство Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности

1

ИНМ

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.

Значение вирусов. Вирусные заболевания

Распозновать и описывать строение вируса;

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов;

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний

ФО

СР

Т

Таблицы, плакаты,

презентации

68

Срез знаний по теме

« Многообразие живых организмов»

1

СР Т

Скелет  внутренний и внешний, отряды. классы

Обобщить и систематизировать знания по главе 5. « Царство Животные»

Т

Таблицы, плакаты,

презентации

 ВСЕГО

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­ва...

рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина

·        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.

В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...

Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...