Тематическое планирование биология 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Гавричкова Людмила Васильевна

Тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:


— почему необходимо охранять местообитания животных и растений

 Учащиеся должны уметь: — приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы; — объяснять значение ярусности экосистем; — называть природные сообщества, типичные для родного края; — приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека; — приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Метапредметные результаты:

 Учащиеся должны уметь: 

— организовывать свою учебную деятельность

 — планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

 — составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

 — выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя; — осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; — работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

 — составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

 — работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

 Личностные результаты:

— Соблюдение правил поведения в природе;

 — осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование познавательного интереса к изучению предмета;

— развитие навыков обучения; формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам; — формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Содержание тем учебного курса

Реализуемое с помощью

учебника «биология.6 класс  Самкова. А., Рокотова Д. И.» (70 ч,2ч в неделю)

Содержание тем учебного предмета:

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (11ч)

 Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений. Демонстрация Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы Признаки живых организмов. Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Ткани животных организмов. Чечевички — образования покровной ткани.

Контрольная работа по теме «Общая характеристика живых организмов.»

Тема 2. Многообразие живых организмов (18ч)

 Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека. Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы. Демонстрация Представители разных царств живой природы. Лабораторные и практические работы Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Лабораторные и практические работы: Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка. Клубень — видоизмененный побег. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

 Контрольная работа по теме многообразие живых организмов.

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (24ч)

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма. Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Демонстрация Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых. Лабораторные и практические работы Питание комнатных растений. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). Образование и рост корней. контрольная работа по теме Основные жизненные функции организмов.

Тема 4. Организмы и окружающая среда (17ч) 

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: назем- но-воздушная, водная, почвенная, организменная. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ. Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 Контрольная работа по теме Организмы и окружающая среда.      

Экскурсия в парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование, 5 класс, ФГОС

Работать по новым стандартам нелегко, т.к. мало наработок, нет книг с планированием по ФГОС.Мне хотелось бы поделиться с коллегами...

Календарно-тематическое планирование 2 класс ФГОС (учебник Биболетовой М.З. и др.)

Содержит тематическое планирование и пояснительную записку....

Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС (учебник Биболетовой М.З. и др.)

Содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную записку....

Календарно-тематическое планирование 5 класс (ФГОС)

К-т планирование составлено на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко. Добавлена проектная деятельность уч-ся....

Тематическое планирование 5 класс ФГОС

Тематическое планирование с определением планируемых результатов 5 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование 6 класс (ФГОС) по русскому языку. Учебник Л.М. Рыбченковой.

Календарно- тематическое планирование по учебнику Л.М. Рыбченковой. 204часа. 6 класс. (6 часов в неделю)...

Календарно- тематическое планирование 6 класс (ФГОС) по русскому языку. Учебник Л.М. Рыбченковой.

Календарно- тематическое планирование по учебнику Л.М. Рыбченковой. 204часа. 6 класс. (6 часов в неделю)...