Рабочая программа по биологии 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                           «Согласовано»                                   «Утверждаю»

Руководитель МО                        Заместитель                                           Директор

________/С.А.Гатина/           директора по УВР                     МБОУ «Надеждинская ООШ»

                                           МБОУ «Надеждинская ООШ»          ________/А.Р.Зиганшин/

                                                   _________/ Н.А.Петрова/

Протокол № ___от                                                                                Приказ № ___от                                                        

«27» августа  2016 г                       «29» августа 2016 г                   « 29» августа 2016 г

 

                                                                     

Рабочая программа

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа

имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Петровой Надежды Анатольевны

высшей квалификационной  категории

по биологии в 9 классе

Рассмотрено на заседании

                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                        протокол №____от

                                                                                                         «29» августа 2016 г.

2016 -2017  учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса предназначена для изучения предмета «Биология. Введение в общую биологию и экологию», которая входит в образовательную область «Естествознание».

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта  основного общего образования (2004 г). Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В. В. Пасечником и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный Базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Региональный  Базисный учебный план общеобразовательных  учреждений РТ,  утвержденный  приказом МО и Н РТ  № 4154/12 от 9.07.2012, реализующий программы начального общего и основного общего образования;

- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», утвержденный на заседании педагогического совета школы 29 августа 2016 года.

Согласно действующему в школе учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9-м классе обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, всего – 68 часов.
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 9-х классах в нем реализуется базисный уровень.
Ведущие идеи курса – уровни организации живой природы, эволюция органического мира, возникновение и развитие жизни на Земле,  взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса.

Главная цель основного общего образования - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Цели обучения:

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций. 
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.

 Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающиеся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие
умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3
. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6.Использование для познания окружающего мира
различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7
определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире: 
4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие
умения и навыки, определяемые стандартами:
5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. И
спользование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (
текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5. Владение монологической и
диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4. Владение умениями совместной деятельности:
согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ВВЕДЕНИЕ

3 часа

РАЗДЕЛ 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ТЕМА 1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

8 часов

ТЕМА 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ.

15 часов

ТЕМА 1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ

15 часов

ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ

2 часа

ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ

6 часов

ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ

5 часов

РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ

6 часов

РАЗДЕЛ 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

7 часов

Резервное время

1 час

Итого:

68 часов

Содержание тем учебного курса

Введение – 3 часа

Биология как наука и методы её исследования.

Раздел 1. Уровни организации живой природы – 51час

Тема 1.1. Молекулярный уровень – 8 часов

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.  Клеточный уровень – 15 часов.

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.  Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Тема 1.3.  Организменный уровень – 15 часов.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Генетика. Основные закономерности передачи наследственной информации.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень – 2 часа.

 Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень – 6 часов.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Тема 1.6. Биосферный уровень.

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Раздел 2. Эволюция – 6 часов.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни – 7 часов.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Резервное время. Обобщение по курсу – 1 час.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

1.Оценка устного ответа:

«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;

«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности;

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 2.Оценка экспериментальных умений:

 «5» - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы);

 «4» - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществом и оборудованием;

 «3» - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя;

 «2» - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить по требованию учителя.

3.Оценка умений решать расчетные задачи:

 «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

 «4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;

 «3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах;

 «2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Класс   9

Учитель:  Петрова Надежда Анатольевна

Количество часов:

всего - 68,   в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 4  

Административных контрольных уроков _____

Учебно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В. В. Пасечником и др.

  Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник:  «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник,  М.: «Дрофа» 2009 г.

а также методических пособий для учителя:

  1. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова.  Поурочные разработки по общей биологии. М.: «Вако», 2006;
  2. Н.Ф.Реймерс. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1991 г.

для учащихся:

Учебник:  «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник,  М.: «Дрофа» 2009 г.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  • Биология. 1С Репетитор (электронное учебное издание), АОЗТ «1С», 1998-2001.
  • Интернет-ресурсы.


Учебно-тематическое планирование по биологии в 9 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

3

1

Введение. Биология – наука о жизни.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Давать определение термину «биология». Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности.

§1, с.4-5, вопр.1-3 (с.5).

2

Методы исследования.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Перечислять методы научного исследования. Описывать этапы научного исследования.

§2, с.6-9, вопр.1-6 (с.9).

3

Сущность жизни и свойства живого.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

§3, с.10-13, вопр.1-5 (с.13).

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Тема 1.1. Молекулярный уровень.

8

4

Молекулярный уровень.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Приводить примеры биополимеров. Называть процессы, происходящие на молекулярном уровне. Называть уровни организации жизни и элементы, образующие каждый уровень.

§1.1., с.16-18, вопр.1-4 (с.18).

5

Углеводы. Липиды.

комбинированный

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос

Знать особенности строения и функции углеводов и липидов, их классификацию. Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

§1.2.

§1.3., с.18-23

6

Состав и строение белков.

комбинированный

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос

Знать особенности строения белковой молекулы.

§14.. с.23-27, вопр.1-5 (с.27).

7

Функции белков

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

тест

Знать особенности строения и функции белковой молекулы.

Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

§1.5., с.27-29, вопр.1-5 (с.29).

8

Нуклеиновые кислоты.

комбинированный

работа со схемами, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать особенности строения и функции нуклеиновых кислот. Уметь схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

§1.6., с.29-32, вопр.1-5 (с.32).

9

АТФ и другие органические вещества.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Уметь характеризовать строение и биологическую роль АТФ; роль витаминов в организме.

§1.7., с.33-35, вопр.1-4 (с.35).

10

Биологические катализаторы.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение терминов: фермент, катализ, катализатор. Знать факторы, определяющие скорость химических реакций. Уметь описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях.

§1.8., с.35-37, вопр.1-5 (с.37).

11

Вирусы.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос

Знать особенности строения вирусов, внутриклеточного паразитизма вирусов, роль вирусов в природе и жизни людей.

§1.9., с.37-39, вопр.1-3 (с.39).

Тема 1.2. Клеточный уровень

15

12

Основные положения клеточной теории.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь применять полученные знания для доказательства материального единства органического мира.

§2.1.

с.42-43, вопр.1-3 (с.43).

13

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать строение клеточной мембраны, способы проникновения веществ в клетку. Уметь называть отличия в составе оболочки животной и растительной клеток, клетки гриба.

§2.2., с.43-45, вопр.1-4 (с.45).

14

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать особенности строения и функции мембранных и немембранных органоидов эукариотической клетки.

Уметь узнавать по немому рисунку органоиды клетки.

§2.4., с.49-51, вопр.1-6 (с.51).

15

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

карточки

Знать особенности строения и функции мембранных и немембранных органоидов эукариотической клетки.

Уметь узнавать по немому рисунку органоиды клетки.

§2.5., с. 52-55, вопр. 1-7 (с.55).

16

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

комбинированный

работа с электронным пособием

карточки

Знать строение и функции клеточного центра, клеточные включения  и их функции. Знать органоиды движения и называть одноклеточные организмы, способные к движению.

§2.6., с.56-58, вопр.1-5 (с.58).

17

Ядро.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

тест

Знать строение и функции ядра. Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций.

§2.3., с.46-49, вопр. 1-12 (с.49).

18

Строение прокариот.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием

фронтальная беседа

Знать особенности строения прокариотической клетки, роль бактерий в жизни людей и природе.

Уметь сравнивать строение прокариот с эукариотами.

§2.7., с.58-60, вопр. 1-2 (с.60).

19

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

тест

Знать о сущности метаболизма, процессах ассимиляции и диссимиляции.

§2.8., с.60-61, вопр.1-3 (с.61).

20

Энергетический обмен.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать о сущности энергетического обмена, его взаимосвязи с пластическим обменом.

§2.9., с.62-63, вопр.1-3 (с.64).

21

Питание клетки. Хемосинтез.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Уметь характеризовать механизм хемосинтеза.

§2.10., с.64-65, вопр.1-3 (с.65), §2.11., с.68.

22

Фотосинтез.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа со схемами, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать понятие фотосинтеза, значение.

Уметь охарактеризовать фазы фотосинтеза.

§2.11., с.65-68, вопр.1-3 (с.69).

23

Синтез белка. Транскрипция.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием

тест

Знать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код,  транскрипция. Знать о роли и-РНК в биосинтезе белков.Уметь характеризовать механизм транскрипции, объяснять сущность матричных реакций; решать задачи по теме.

§2.13., с.70-74.

24

Синтез белка. Трансляция.

комбинированный

работа с электронным пособием

фронтальная беседа

Знать определение трансляции. Уметь характеризовать механизм трансляции.

§2.13., с.74-76, вопр.1-6 (с.76).

25

Деление клетки. Митоз.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием

тест

Знать механизм митотического цикла, особенности протекания фаз митоза.

§2.14., с.77-82.

26

Зачет №1 по теме: «Клеточный уровень».

урок контроля знаний

выполнение теста

контрольное тестирование

Тема 1.3. Организменный уровень

15

27

Размножение организмов.

урок изучения и первичного закрепления знаний

фронтальная беседа

Знать о способах бесполого размножения.

Уметь характеризовать сущность бесполого размножения; применять на практике полученные знания.

§3.1., с.84-86, вопр.1-4 (с.86).

28

Развитие половых клеток. Мейоз.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос

Знать об особенностях полового размножения, его формах.

Уметь объяснять процессы мейоза и др. этапы образования половых клеток.

§3.2., с.87-92, в.1-5 (с.92).

29

Онтогенез. Эмбриональный период. Биогенетический закон.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать закономерности эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах. Уметь объяснять биогенетический закон.

§3.3.

§3.4., с.93-96,

30

Постэмбриональный период.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать виды постэмбрионального развития, приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Уметь определять тип развития у различных животных.

§3.4., с.96-99 в.1-5 (с.99).

31

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа со схемами, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать основные генетические понятия и термины, определения первого и второго законов Г.Менделя.

Уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств их поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

§3.5., с.100-104, в.1-10 (с.104).

32

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

комбинированный

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос, карточки

Знать цитологические основы неполного доминирования, механизм анализирующего скрещивания. Уметь решать генетические задачи.

§3.6., с.105-107, в.1-5 (с.107).

33

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

комбинированный

работа по карточкам, решение генетических задач

индивидуальный опрос, карточки

Знать о дигибридном скрещивании, формулировку третьего закона Г.Менделя.

Уметь решать генетические задачи.

§3.7., с.107-110, в.1-2 (с.110).

34

Взаимодействие генов.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать основные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Уметь работать с генетической символикой.

§3.9., с.112-114, в.1-3 (с.114).

35

Сцепленное наследование.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение терминов: гомологичные хромосомы, конъюгация, сцепленные гены. Уметь объяснять причины перекомбинации генов при сцепленном наследовании.

§3.8., с.110-112, в.1-3 (с.103).

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

комбинированный

составление опорного конспекта, решение генетических задач

индивидуальный опрос

Знать о хромосомном механизме определения пола, особенностях половых хромосом, аутосом.

Уметь решать генетические задачи.

§3.10., с.115-117, в.1-3 (с.117).

37

Модификационная изменчивость.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с электронным пособием, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать о сущности модификационной изменчивости, причинах её проявления.

Уметь строить вариационную кривую.

§3.11., с.117-118.

38

Мутационная изменчивость.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать о сущности и формах наследственной изменчивости, их причинах и влиянии на организм.

Уметь классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом.

§3.12., с.119-122, в.1-4 (с.122).

39

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение селекции, усвоить понятия «порода», «сорт». Знать о работах Н.И.Вавилова, роли учения Н.И.Вавилова  для развития селекции.

§3.13., с.122-126, в.1-3 (с.126).

40

Основные методы селекции.

комбинированный

работа с электронным пособием

индивидуальный опрос

Знать об основных методах селекции – отборе и гибридизации.

Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного  производства и снижения себестоимости продовольствия.

§3.14., с.126-130, в.1-3 (с.130), с.130-132.

41

Зачет №2 по теме: «Организменный уровень».

урок контроля знаний

выполнение теста

контрольное тестирование

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

2

42

Критерии вида.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Знать основные критерии вида. Уметь описывать сущность критериев вида.

§4.1., стр.134-137, вопр.1-3 (с.137).

43

Популяции.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

индивидуальный опрос

Иметь представление о популяции как структурной единице вида.

§4.2., с.138-141, вопр.1-4 (с.141).

§4.3., с.141-143, с.144.

Тема 1.5. Экосистемный уровень

6

44

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Иметь представление о понятии «сообщество», «экологическая система», знать структуру и обязательные компоненты биогеоценоза.

§5.1., с.146-149, вопр.1-3 (с.149).

45

Состав и морфологическая и пространственная структура сообщества.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать о составе и структуре сообщества.

Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру сообщества.

§5.2., с.149-154.

46

Трофическая структура сообщества.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение терминов «автотрофы», «гетеротрофы». Уметь составлять схемы пищевых цепей, определять положение организмов на различных трофических уровнях.

§5.2., с.154-157, вопр.1-4 (с.158).

47

Экологические ресурсы. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение терминов «автотрофы», «гетеротрофы», «трофический уровень», правило изменения скорости потока энергии. Уметь описывать проявление перевернутой пирамиды численности.

§5.3., с.158-160, вопр.1-4 (с.161).

48

Продуктивность сообщества.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать структуру, свойства сообщества живых организмов. Перечислять процессы, обеспечивающие продуцирование в сообществе. Уметь описывать свойства первичной продукции. Называть организмы, создающие первичную и вторичную продукцию.

§5.4., с.161-163, вопр.1-2 (с.163).

49

Саморазвитие экосистемы.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Уметь описывать свойство сукцессий, приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий.

§5.5., с.164-170, вопр.1-4 (с.170).

Тема 1.6. Биосферный уровень

5

50

Биосфера. Среды жизни. Эволюция биосферы.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

фронтальная беседа

Иметь представление о биосфере на основе её главных признаков, знать границы биосферы, познакомиться с учением В.И.Вернадского о биосфере

§6.1., с.172-177, вопр.1-4 (с.177-178).

51

Средообразующая деятельность организмов.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

индивидуальный опрос

Приводить примеры сред жизни, которые возникли в результате деятельности организмов. Приводить примеры механического и физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечение устойчивости биосферы.

§6.2., с.178-180, вопр.1-3 (с.180).

52

Круговорот веществ в биосфере.

комбинированный

работа с текстом и рисунками учебника

индивидуальный опрос

Иметь представление о взаимосвязях живого и неживого, формирование знаний на примерах круговоротов: воды, углерода, азота, серы, фосфора

§6.3., с.180-184, вопр.1-2 (с.185), с.185.

53

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

фронтальная беседа

Знать роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы, иметь представление о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов; знать основы рационального природопользования.

Уметь выделять проблемы охраны труда.

54

Зачет №3 по темам: «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

урок контроля знаний

выполнение теста

контрольное тестирование

Раздел 2. Эволюция

6

55

Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, выполнение заданий

фронтальная беседа

Знать примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвиным. Уметь характеризовать положения учения Ч.Дарвина.

§7.1., с.189-193, вопр.1-4 (с.193).

56

Борьба за существование и естественный отбор.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

индивидуальный опрос

Знать о заслугах Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции, знать о понятиях «борьба за существование», «естественный отбор»

§7.4., с.201-206, вопр.1-4 (с.204).

57

Формы естественного отбора.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать о заслугах Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции, знать формы естественного отбора.

§7.5., с.206-209, вопр.1-2 (с.209).

58

Генофонд популяций. Генетическое равновесие и его нарушения.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение термина «изменчивость», называть виды наследственной изменчивости, перечислять факторы изменения генофонда. Уметь описывать характер изменений генетического равновесия, называть условия генетического равновесия и факторы его нарушения.

§7.2.,

§7.3.

59

Видообразование.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Иметь представление о понятии «микроэволюция»; знать о процессах видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования; уметь определять способы видообразования и сравнивать их друг с другом.

§7.6, с.210-213, вопр.1-3 (с.213).

§7.7., с.213-217, вопр.1-3 (с.217).

60

Общие закономерности эволюции.

комбинированный

работа с текстом учебника, составление опорного конспекта

тест

Знать общие закономерности эволюционного процесса. Уметь приводить примеры эволюционных изменений, проявления аналогии и гомологии, описывать проявления основных линий эволюции.

§7.9., с.220-225, вопр.1-4 (с.225), с.225-226.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

7

61

Развитие представлений о происхождении жизни.

урок изучения и первичного закрепления знаний

работа с текстом учебника, выполнение заданий

фронтальная беседа

Знать историю представлений о возникновении жизни на Земле. Уметь описывать сущность опытов, показывающих невозможность самозарождения жизни.

§8.1.. с.228-232, вопр.1-4 (с.232).

62

Современные гипотезы происхождения жизни.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

фронтальная беседа

Знать химическую эволюцию, образование коацерватных  капель и их эволюцию.

Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

§8.2., с.232-236.

§8.3., с.236-238, вопр.1-3 (с.238).

63

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.

комбинированный

работа с электронным пособием, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Знать основные этапы развития жизни на Земле.

Уметь называть эры, периоды.

§8.4., с.238-242, вопр.1-4 (с.243). §8.5., с.243-246, вопр.1-4 (с.246-247).

64

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

комбинированный

работа с электронным пособием, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Иметь представление о развитии животного и растительного мира в протерозойскую и  палеозойскую эру. Уметь характеризовать  значение главных событий  ранней жизни на Земле – фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса.

§8.6., с.247-252, вопр.1-4 (с.252).

65

Развитие жизни в мезозое.

комбинированный

работа с электронным пособием, составление опорного конспекта

индивидуальный опрос

Иметь представление о развитии животного и растительного мира в мезозойскую эру

§8.7., с.252-256, вопр.1-3 (с.257).

66

Развитие жизни в кайнозое.

комбинированный

работа с текстом учебника, выполнение заданий

индивидуальный опрос

Иметь представление о развитии животного и растительного мира в кайнозойскую эру

§8.8., с.257-260, вопр.1-4 (с.260), с.260-261.

67

Зачет №4 по теме: «Возникновение и развитие жизни».

урок контроля знаний

выполнение теста

контрольное тестирование

68

Резервный час



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...